Дело № 2а-1361/2020
64RS0043-01-2020-001730-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Торгашевой Т.В., с участием представителя административного истца Калгатиной М.В., представителя администрации МО «Город Саратов» по доверенности Косаревой С.В., представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» Майбородина В.А., представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по доверенности Сысугиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Саратов, Муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального образования Город Саратов, а также частного жилищного фонда,
установил:
административный истец обратилась в суд с административным иском в обоснование которого ссылается на то, что ФИО1, являясь иные данные, обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее – Министерство) и администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – Администрация) о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий.
Решением Волжского районного суда г. Саратова по административному делу от 16.09.2019 года по делу №2а-2767/2019, требования ФИО1 были удовлетворены в части предъявления требований к Министерству.
В решении суда, в том числе, были изложены следующие требования:
«Возложить на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанность не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного <адрес> по <адрес> в целях приспособления жилого помещения и (или) общего имущества в данном многоквартирном доме, в котором проживает инвалид ФИО1 с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, путем устройства подъемного устройства между входом в подъезд № и уровнем первого этажа.
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и ФИО1 в течение 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу».
Указанное решение суда вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 поступила копия представленного в суд документа: Решения №1 от 13.12.2019 года об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту – Решение об экономической целесообразности).
В соответствии с указанным Решением об экономической целесообразности, Областной межведомственной комиссией Министерства было принято решение о целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное Решение было принято в порядке, предусмотренном с пунктами 15-17 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее - Правила), а также в порядке, утвержденном Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида».
В ответ на запрос, Министерство ЖКХ Саратовской области сообщило в адрес ФИО1, что Решение об экономической целесообразности было направлено в адрес муниципальной комиссии 17.12.2019 года.
Муниципальная комиссия после принятия решения об экономической целесообразности, должна была вынести предусмотренное Правилами заключение и направить его главе МО «Город Саратов» для включения в план мероприятий.
После неоднократных обращений ФИО1 в различные органы и организации, нами был получен ответ от Администрации муниципального образования «Город Саратов» №к от ДД.ММ.ГГГГ из содержания которого следует, что «В соответствии с п. 18 правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, комиссией будет подготовлено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности.
Далее, согласно п. 22 указанных правил, для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение комиссии будет направлено главе муниципального образования «<адрес>».
Три года ФИО1 пытается добиться от государственных и муниципальных органов исполнения закона. Спустя почти полгода после того, как суд обязал Министерство ЖКХ <адрес> исполнить свои обязанности, ФИО1 получила очередную отписку.
Орган местного самоуправления должен был не просто направить в наш адрес «отписку», а рассмотреть обращение ФИО1 по существу и решить вопрос с установкой соответствующего специального подъемного устройства.
Однако, фактически Администрация муниципального образования «Город Саратов» в лице соответствующей комиссии, просто не стала рассматривать обращение, а написала банальность в виде того, что да, якобы они «в курсе», что нужно что-то исполнять.
Подобное обращение причиняет ФИО1 моральные и физические страдания. Незаконное бездействие, бессердечие властей по отношению к исполнению своих обязательств, влечет за собой просто разочарование в том, что административный аппарат способен решать те задачи и выполнять обязательства, которые он на себя принял. Более того, представители администрации выказали такое поведение, будто бы они прямо ненавидят инвалида, который всего лишь просит уже три года сделать что-то, что соответствует закону.
Бездействием Администрации муниципального образования «Город Саратов» нарушаются права ФИО1 на свободное передвижение; на получение равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества; на получение условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; на осуществление возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие «Муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального образования «Город Саратов», а также частного жилищного фонда», выразившееся в неисполнении обязанностей по подготовке заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключения об отсутствии такой возможности, и обязать подготовить такое заключение.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в неисполнении обязанностей по приспособлению подъезда № жилого дома ФИО1 по адресу: <адрес> с учетом потребностей инвалида путем установки на лестничной площадке первого этажа специального подъемного устройства, и обязать осуществить установку такого специального подъемного устройства.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, Министерство труда и социальной защиты Саратовской области, Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», ТСЖ «Старт».
Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного истца поддержала доводы изложенные в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» возражала против удовлетворения заявленных требований.
Иные участники процесса о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с чч.1,2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений чч.9, 11 ст.226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена инвалидность иные данные, что подтверждается справкой об инвалидности серия № от ДД.ММ.ГГГГ. Инвалидность истца связана со стойким расстройством двигательной функции, сопряженным с необходимостью использования вспомогательных средств передвижения.
ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, <адрес>.
Указанные обстоятельства установлены, вступившим в законную силу решением Волжского районного суда г. Саратова от 16.09.2019 г. № 2А-2767/2019.
В силу п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с п.5.1 ч.1 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
На основании п.2 ч.1 ст.12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Согласно ч.3 ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч.4.1 ст.36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Во исполнение требований Жилищного Кодекса РФ постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила), которые устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов (п.1 Правил).
Данные Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п.2 Правил).
В силу п.3 Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают: в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений (далее - уполномоченный федеральный орган); в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Согласно п.6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п.12 Правил по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий:
Форма акта обследования утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.13).
В силу п. 15 Правил в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.
Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.16 Правил).
На основании п.17 Правил по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение:
а) об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;
б) об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В соответствии с п.18 Правил результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно п.22 Правил для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр утверждена форма акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр утверждена форма заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр утверждены Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Во исполнение указанных выше положений постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № издано постановление Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П, согласно которому Министерство определено как уполномоченный орган исполнительной власти области на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов (за исключением жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации) с учетом потребностей инвалидов на территории Саратовской области.
Также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального образования «<адрес>», а также частного жилищного фонда (далее – Комиссия), утверждено Положение о Комиссии и утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального образования "<адрес>", а также частного жилищного фонда, с учетом их потребностей и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссия провела обследование жилого помещения – <адрес> мест общего пользования инвалида ФИО1 в жилом <адрес>А по <адрес> в <адрес> для установления возможности приспособления помещений с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности инвалида.
По итогам обследования был составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ по форме, утвержденной Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
Согласно данному Акту выявлено, что места общего пользования не соответствуют Правилам, утвержденным постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: п.31 перепад уровня входа в здание дома и первого этажа, имеющего лестничный марш, не устранен путем устройства пандуса.
Комиссия пришла к выводам: о необходимости приспособления общего имущества в многоквартирном <адрес> <адрес> по <адрес> к потребностям инвалида; об отсутствии технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном <адрес> <адрес> по <адрес> к потребностям инвалида; необходимо приспособление мест общего пользования жилого <адрес>А по <адрес> (подъезд №) в <адрес> под ФИО1, доступ в жилое помещение <адрес> путем устранения следующих препятствий – большого перепада уровня входа в здание и первого этажа путем устройства подъемного устройства; - направить на проведение проверки экономической целесообразности проведения работ.
Согласно Протоколу от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия приняла следующие решения: о необходимости приспособления мест общего пользования многоквартирного <адрес>А по <адрес> в <адрес> по ФИО1, 1958 г.р., инвалида (справка серия №) с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида; о проведении проверки уполномоченным органом экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного <адрес> по <адрес> в <адрес>, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид ФИО1 с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида путем устройства подъемного устройства между входом в подъезд № и уровнем первого этажа.
ДД.ММ.ГГГГ заместитель председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» направил в адрес Министерства письмо с просьбой провести проверку экономической целесообразности приспособления мест общего пользования под ФИО1 путем установки подъемного устройства в подъезде № многоквартирного <адрес>А по <адрес> в <адрес>, в целях приспособления общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. О принятом решении просили сообщить в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов». В приложении к данному письму были направлены Акт от ДД.ММ.ГГГГ (на 3-х л.) и Протокол от ДД.ММ.ГГГГ (на 2-х л.), всего на 5 л.
Данные документы поступили в Министерство ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом на указанном выше письме от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Правительства Саратовской области В.В. Гречушкиной был дан ответ ФИО1, согласно которому уполномоченным органом проводится проверка технической возможности установки подъемного устройства в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ФИО1 был дан ответ, согласно которому на основании решения Комиссии в адрес Министерства направлено письмо с просьбой провести проверку экономической целесообразности приспособления мест общего пользования путем установки подъемного устройства в подъезде № многоквартирного <адрес>А по <адрес> в <адрес>.
Аналогичный ответ был дан ФИО1 Администрацией ДД.ММ.ГГГГ, с дополнительным указанием на то, что ответ их Министерства до настоящего времени не поступил.
Указанные обстоятельства установлены, вступившим в законную силу решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А-2767/2019.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов Министерства строительства и жилищного хозяйства <адрес>, принято решение об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу <адрес> А <адрес>.
Из ответа ФИО1 данного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> вышеуказанное заключение было направлено ДД.ММ.ГГГГ № в адрес председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО8, являющейся также председателем муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального образования «Город Саратов», а также частного жилищного фонда.
Приложением № к постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального образования «город Саратов», а также частного жилищного фонда, с учетом их потребностей и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В соответствии со статьей 7.1 Устава муниципального образования «Город Саратов» органы местного самоуправления города организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.
Положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчика о том. что указанные расходы относятся к обязательствам субъекта Российской Федерации
В соответствии с пунктом 22 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида, относится к компетенции «Муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального образования «Город Саратов», а также частного жилищного фонда» администрации муниципального образования «Город Саратов».
На основании изложенного, судом не принимаются во внимание доводы административного ответчика о том, что отсутствует дальнейший порядок реализации мероприятий по реконструкции или капитальному ремонту многоквартирного дома и определения порядка финансирования поскольку отсутствие порядка организации органом местного самоуправления порядка исполнения возложенных на него законом обязанностей, не может служить основанием для нарушения прав административного истца.
Доводы административного ответчика о том, что законом не установлены сроки для подготовки заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключения об отсутствии такой возможности не принимаются во внимание, поскольку данные сроки должны быть разумными, однако с момента поступления документов к административному ответчику и до настоящего времени прошло более 4 месяцев.
Доводы о том, что в настоящее время в комиссии проводятся организационно штатные мероприятия и поэтому не возможно провести заседание комиссии не принимаются во внимание судом, поскольку отсутствие надлежащей организации работы структурного подразделения органа местного самоуправления, не может служить основанием для нарушения прав административного истца.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
Согласно п.1 ч.3 данной статьи в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании вышеизложенного суд находит требования ФИО1 о признании незаконным бездействие «Муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального образования «Город Саратов», а также частного жилищного фонда», выразившееся в неисполнении обязанностей по подготовке заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключения об отсутствии такой возможности, подлежащими удовлетворению, а также о необходимости возложить на комиссию обязанность в течение одного месяца подготовить заключение со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку актом обследования № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что обеспечение доступа инвалида в жилое помещение должно быть обеспечено установкой подъемного устройства, однако до настоящего времени права устройство не установлено.
Требования административного истца о признании незаконным бездействий Администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в неисполнении обязанностей по приспособлению подъезда № жилого дома ФИО1 по адресу: <адрес> с учетом потребностей инвалида путем установки на лестничной площадке первого этажа специального подъемного устройства, и обязать осуществить установку такого специального подъемного устройства, суд находит подлежащими удовлетворению.
Суд полагает необходимым возложить на администрацию исполнить решение суда в течение трех месяцев, осуществить установку такого специального подъемного устройства, с момента вступления в законную силу решения суда
На основании изложенного и руководствуясь ст.175 - 181, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░