Дело № 2а-44/2020
Решение
Именем Российской Федерации
13 января 2020 года |
г. Саров |
Саровский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ковалева Э.В., при секретаре Сазановой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области к Чернову Илье Владимировичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
Установил:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 3 по Нижегородской области обратилась в суд с иском к Чернову И.В. о взыскании недоимки по налогам и пени. Свои требования административный истец мотивировал тем, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области состоит в качестве налогоплательщика Чернов И.В.. Согласно сведениям, представленным регистрирующим органом в Межрайонную ИФНС России № 3 по Нижегородской области, административный ответчик является владельцем транспортного средства – легкового автомобиля «<данные изъяты>», <данные изъяты> года выпуска, гос. Рег. Номер №, дата регистрации права 10.01.2013. Кроме того, ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: ..., кадастровый №, площадью <данные изъяты>, дата регистрации права 25.12.2008. Ответчик в соответствии со ст. 207 НК РФ является плательщиком НДФЛ. Налоги были исчислены налоговым органом, однако ответчиком своевременно не перечислены в бюджет, в связи с чем начислены пени. Налоговым органом в адрес ответчика направлялись требования от 26.01.2016 № 817 и от 28.08.2018 № 26167, в которых сообщалось о наличии задолженности, до настоящего времени требования ответчиком не исполнены. Административный истец обращался к мировому судье судебного участка № 1 Саровского судебного района Нижегородской области, однако вынесенный 15.08.2019 г. судебный приказ был отмене по заявлению должника 02.09.2019 г. По данным лицевого счета налогового органа установлено, что на момент подачи заявления ответчиком суммы недоимки по налогу и пени не оплачены. Административный истец просит взыскать с Чернова И.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области пени на доходы физических лиц в размере 141,16 рублей, пени по налогу на имущество в размере 7,33 рублей за налоговый период 2017 года, пени по транспортному налогу в размере 1004,25 рублей за налоговый период 2017 года.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Административный ответчик Чернов И.В. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
Суд на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Как видно из материалов дела, административный ответчик Чернов И.В. в 2017 году являлся собственником объектов налогообложения:
- квартиры, расположенной по адресу: ..., кадастровый №;
- автомобиля легкового <данные изъяты>, г.р.з. №, дата регистрации права 10.01.2013.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 3 по Нижегородской области Чернову И.В. был начислен транспортный налог в размере 15675 рублей за налоговый период 2017 года; имущественный налог в размере 118 рублей за налоговый период 2017 года, направлено налоговое уведомление об уплате налога.
В установленный законом срок, указанную в уведомлении, Чернов И.В. обязанность по уплате налога не исполнил.
На основании статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации Чернов И.В. был обязан оплатить налог на доходы физических лиц в срок до 15.07.2014 года в сумме 2515 рублей, однако данная сумма не оплачена.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налогов, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России № 3 по Нижегородской области в адрес Чернова И.В. 26.01.2016 года было направлено требование № 817 об уплате пени по НДФЛ в сумме 352,68 руб. со сроком исполнения до 19.02.2016 г., а так же 28.08.2018 года было направлено требований № 26167 об уплате пени по транспортному налогу в сумме 1004,25 рублей и пени по имущественному налогу в сумме 7,33 руб., со сроком уплаты до 03 декабря 2018 года.
В установленный в требованиях срок, административный ответчик обязанность по уплате недоимок по налогам и страховым взносам не исполнил, в связи с чем, налоговый орган в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ принял решение о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам через суд.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. № 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В силу п. п. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Административным истцом заявлены требования о взыскании с Чернова И.В. только пени на недоимки по указанным выше налогам, однако доказательств, подтверждающих, что налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию сумм страховых взносов, на которые начислены пени, не предоставлено, не добыто их и в ходе рассмотрения дела.
Материалы дела не содержат сведений о принудительном взыскании сумм налогов, на которые начислены пени.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении административного иска по указанным выше обстоятельствам.
Административный истец, как налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.36 НК РФ (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области к Чернову Илье Владимировичу о взыскании пени отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 января 2020 года.
Судья Э.В. Ковалев