УИД № 57RS0022-01-2022-002968-49 Производство № 2-77/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2023 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при ведении протокола помощниками судьи Касторновой О.Ю., Фроловой Л.Ю., Пунько Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Чаркина Юрия Алексеевича к Управлению ветеринарии Орловской области о признании действий незаконными, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,
установил:
Чаркин Ю.А. обратился в суд с иском к Управлению ветеринарии Орловской области (далее - Управление ветеринарии) о признании действий незаконными, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
В обоснование требований с учетом уточнения указал, что (дата обезличена) сотрудниками ветеринарной службы было неправомерно уничтожено бескровным способом и сожжено около 85 голов свиней в личном подсобном хозяйстве, располагавшемся в районе (адрес обезличен).
По мнению истца, причиненный ущерб в результате уничтожения 85 голов свиней, из которых 50 голов взрослых особей и 35 голов молодняка составляет около 2 000 000 руб.
Также сотрудниками ветеринарной службы были демонтированы и уничтожены деревянные перегородки, двери, ворота в помещении фермы, где содержались свиньи, на общую стоимость около 600 000 руб., а также уничтожены корма, автомобильные и тракторные колеса, находившиеся на прилегающей к ферме территории на общую стоимость около 80 000 руб.
Ссылался, что при обращении в Управление ветеринарии Орловской области ему было незаконно отказано в выплате компенсации за уничтожение свиней в личном подсобном хозяйстве.
В связи с изложенным, Чаркин Ю.А. просил суд признать незаконными действия ответчика по уничтожению свиней в принадлежащем ему подсобном хозяйстве, взыскав с Управления ветеринарии Орловской области в счет возмещения причиненного имущественного ущерба 2 680 000 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Орловской области, Департамент финансов Орловской области, Бюджетное учреждение Орловской области «Болховская районная станция по борьбе с болезнями животных».
В судебном заседании истец Чаркин Ю.А. заявленные требования с учетом их уточнения поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления ветеринарии Орловской области – Самофалова И.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Чаркина Ю.А. по доводам, приведенным в письменных возражениях. Указывала, что проведенные государственной ветеринарной службой мероприятия путем бескровного убоя свиней в личном подсобном хозяйстве Чаркина Ю.А. были осуществлены в связи с необходимостью по предупреждению распространения африканской чумы свиней (далее – АЧС) на территории Орловской области и в соответствии с Указом Губернатора Орловской области от 27.08.2021 № 451 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на отдельных территориях Орловской области», а также в целях недопущения распространения инфекции на территории Орловской области в связи с несоблюдением Чаркиным Ю.А. требований приказа Минсельхоза России от 21.10.2020 № 621 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях из воспроизводства, выращивания и реализации» в части безвыгульного содержания свиней. Отмечала, что Чаркин Ю.А. содержал свиней в личном подсобном хозяйстве с нарушением обязательных требований, а именно не обеспечивал безвыгульное содержание животных в нарушение решения Болховского районного суда Орловской области от 17.12.2018 по делу № 2-306/2018, вход в помещение для содержания свиней не был оборудован дезинфекционными ковриками, территория свиноводческого хозяйства не была огорожена. Свиньи, содержащиеся в помещении вблизи населенного пункта Успенский Ямского сельского поселения Болховского района Орловской области, не были идентифицированы, не подвергались обязательным профилактическим мероприятиям, не исследовались на заболевание африканской чумой свиней, так как Чаркин Ю.А. в ветеринарные учреждения не обращался и от проведения каких-либо мероприятий отказывался. Также Чаркин Ю.А. неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушения правил карантина животных и ветеринарно-санитарных правил. При этом решения о принудительном изъятии животных из личного подсобного хозяйства Чаркина Ю.А. не принимались. Также считала доводы истца о причинении ему имущественного ущерба в виде уничтожения перегородок, ворот, дверей, кормов и колес от транспортных средств неподтвержденными допустимыми доказательствами.
Представитель третьего лица Правительства Орловской области – Ермаков А.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным в возражения на иск. Указывал, что (дата обезличена) в личном подсобном хозяйстве Чаркина Ю.А. изъятие животных либо продуктов животноводства не производилось, поскольку в целях в предотвращения распространения и ликвидации очагов АЧС на территории животноводческого помещения Чаркина Ю.А. были проведена мероприятия по ликвидации очагов заразных болезней животных. При этом со стороны Чаркина Ю.А. установлены факты нарушения ветеринарно-санитарных правил, предписаний и указаний должностных лиц государственного ветеринарного надзора, повлекшие возникновение очагов особо опасных болезней и гибели животных. Полагая наличие грубой неосторожности в действиях Чаркина Ю.А., просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области – Пензева М.И. в судебном заседании считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по доводам, приведенным в возражения на иск. Отмечала, что основанием для отказа Чаркину Ю.А. в возмещении ущерба послужило непредставление акта об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни животных, а также пропуск установленного срока обращения.
Представитель третьего лица Бюджетного учреждения Орловской области «Болховская районная станция по борьбе с болезнями животных» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о рассмотрении дела.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, (дата обезличена) в 13-40 час. Чаркин Ю.А. сообщил в БУ Орловской области «Болховская районная станция по борьбе с болезнями животных» о факте гибели 7 свиней на территории личного подсобного хозяйства в районе (адрес обезличен).
При обследовании территории личного подсобного хозяйства Чаркина Ю.А. сотрудниками ветеринарной службы было обнаружено 7 трупов взрослых особей свиней и 4 трупа молодняка в возрасте от двух недель, отсутствие корма в кормушках и наличие 5 особей истощенных свиней.
Согласно актам от (дата обезличена) произведен отбор проб (образцов) биологического и патологического материала от 11 трупов свиней и материал направлен в ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» для проведения исследования на наличие опасных болезней животных.
После этого сотрудниками ветеринарной службы трупы павших свиней были сожжены и произведена дезинфекция мест содержания свиней, что подтверждается актами от (дата обезличена) (номер обезличен) и (номер обезличен).
В соответствии с протоколом испытаний № (адрес обезличен) ОВ от (дата обезличена), выполненным ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория», в 11 пробах патологического материала от павших свиней обнаружена ДНК вируса АЧС.
Из акта эпизоотического обследования в связи со вспышкой африканской чумы свиней личного подсобного хозяйства Чаркина Ю.А. в районе (адрес обезличен) усматривается, что в хозяйстве содержится 75 голов свиней, из них 43 свиноматки, 2 хряка, 30 подсосных поросят в возрасте от 1 до 20 дней. Сообщить место приобретения свиней Чаркин Ю.А. отказался, контроль движения и учет поголовья не ведется, ветеринарно-санитарный паспорт на хозяйство отсутствует, идентификация животных отсутствует. Ремонт помещений фермы никогда не производился, строение фермы выполнено их кирпича, полы земляные, двери поломаны, окна представлены открытыми проемами в стенах, вентиляция отсутствует, дезинфекционный коврик отсутствует, по всему свинарнику строительный мусор, доски с гвоздями, навоз метрового слоя, возможность проникновения в помещение диких животных и грызунов не исключается. Свинья содержатся выгульным способом, место выгула не крытое, ограждение представлено металлическими прутьями, через проемы в ограждениях свиньи выходят за пределы ограждения, покрытие грунтовое. Отмечено, что предполагаемыми источниками заноса вируса возбудителя АЧМ является: посещение чужого автотранспорта, посторонних лиц, отсутствие дезковрика и спецодежды, завоз кормов сомнительного качества, отсутствие сопроводительных и иных документов на ввозимые корма, нерегулярное кормление свиней (со слов Чаркина Ю.А. – 1 раз в день), отсутствие кормушек, использование при поении воды сомнительного качества, антисанитарное и захламленное помещение и территория свинарника, отсутствие света в помещении, состояние ограждений, возможность доступа диких животных и птиц, отсутствие учета свиней, регистрации и проведения противоэпизоотических мероприятий (вакцинации, дезинфекции, дезинсекции).
На основании представления начальника Управления ветеринарии Орловской области от (дата обезличена) № Э-4240 Губернатором Орловской области вынесен Указ от 27.08.2021 № 451 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на отдельных территориях Орловской области» (далее – Указ), в соответствии с п. 1 которого территория личного подсобного хозяйства Чаркина Ю.А., расположенного вблизи (адрес обезличен), признана эпизоотическим очагом африканской чумы свиней.
В соответствии с утвержденным Указом Губернатора Орловской области планом мероприятий по ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней, предотвращению распространения возбудителя болезни на отдельных территориях Орловской области предусмотрена организация и проведение отчуждения животных под контролем специалистов государственной ветеринарной службы, проведение убоя отчужденных животных бескровным методом в течение не более 7 календарных дней, уничтожение трупов павших и убитых животных в соответствии с ветеринарными правилами, сжигание трупов павших и убитых животных на специально отведенных земельных участках, проведение уничтожения остатков кормов и подстилки, деревянных кормушек, перегородок, полов методом сжигания на месте уничтожения трупов животных в срок до (дата обезличена).
(дата обезличена) специалистами БУ Орловской области «Болховская районная станция по борьбе с болезнями животных» при участии Чаркина Ю.А. был произведен бескровный убой свиней в личном подсобном хозяйстве Чаркина Ю.А. вблизи (адрес обезличен) в количестве 74 голов.
Также (дата обезличена) было произведено сжигание трупов свиней в количестве 74 голов из личного подсобного хозяйства Чаркина Ю.А., что подтверждается актами об уничтожении (номер обезличен) и сжигании (номер обезличен).
От подписания акта эпизоотического обследования в связи со вспышкой африканской чумы свиней от (дата обезличена), акта сжигания трупов свиней от (дата обезличена) Чаркин Ю.А. отказался, о чем сотрудниками БУ Орловской области «Болховская районная станция по борьбе с болезнями животных» составлен соответствующий акт от (дата обезличена).
Истец, считая, что Управлением ветеринарии Орловской области было проведено отчуждение (изъятие и убой) принадлежащих ему свиней, в ноябре 2021 года обратился к начальнику Управления ветеринарии Орловской области с заявлением о возмещении ущерба, причиненного в результате отчуждения животных, в удовлетворении которого приказом начальника Управления ветеринарии Орловской области от 23.11.2021 № 295 было отказано по причине непредставления акта об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни животных и несвоевременной подачи заявления о возмещении ущерба.
Не согласившись с отказом Управления ветеринарии Орловской области в возмещении ущерба, причиненного в результате уничтожения свиней, Чаркин Ю.А. обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1064 ГК РФ определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (пункт 3 статьи 1064 ГК РФ).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно статье 17 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, указанные в пункте 1 статьи 3.1 настоящего Закона, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации. Копия представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, указанные в пункте 1 статьи 3.1 настоящего Закона, одновременно с направлением данного представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляется в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает осуществление предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных в случае установления ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Африканская чума свиней приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.12.2011 № 476 «Об утверждении перечная заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)» отнесена к особо опасным болезням животных (абзац 4 Перечня).
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен в Правилах отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных» (далее - Правила № 310).
Принятые во исполнение Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» Правила № 310 являются обязательными для граждан, юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении мероприятий по предотвращению возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных (пункт 1 Правил).
Пунктом 7 Правил № 310 предусмотрено обязательное принятие руководителем территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместителем решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Согласно пункту 8 Правил № 310 отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по установленной форме.
Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели (пункт 9 этих же Правил).
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в п. 8 названных Правил (акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных), и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (п. 10 Правил № 310).
Аналогичные требования закреплены в Порядке расходования средств областного бюджета, предусмотренных на цели возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства, утвержденного постановление Правительства Орловской области от 22.07.2021 № 414.
Согласно пункту 2 Порядка возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам - собственникам животных и (или) продуктов животноводства (далее также - Получатели), понесенного ими в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Орловской области, осуществляется Управлением ветеринарии Орловской области (далее - Управление ветеринарии) за счет средств резервного фонда Правительства Орловской области, выделенных Управлению ветеринарии на основании распоряжения Правительства Орловской области.
В силу пункта 3 Порядка основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 Правил изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 № 310 «Об утверждении Правил изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных», и копии решения Правительства Орловской области об организации и проведении изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что для возмещения ущерба, понесенного в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства, Получатели (физические лица) в течение 30 рабочих дней со дня завершения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства представляют в Управление ветеринарии следующие документы: письменное заявление о возмещении ущерба с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и места жительства, номера счета для перечисления денежных средств; копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность Получателя.
Исходя из пункта 6 Порядка решение о возмещении ущерба или об отказе в возмещении ущерба принимается Управлением ветеринарии в форме приказа в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми документами.
В соответствии с пунктом 7 Порядка решение об отказе в возмещении ущерба принимается в случае представления Получателем документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, не в полном объеме либо с нарушением требований, установленных данным пунктом, и (или) несоблюдения условия, предусмотренного пунктом 3 настоящего Порядка.
Решение о возмещении ущерба принимается при отсутствии оснований, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Разрешая заявленные Чаркиным Ю.А. исковые требования с учетом конкретных установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконными действий Управление ветеринарии Орловской области и возмещения материального и морального ущерба, причиненного в результате отчуждения принадлежащих ему свиней, не имеется.
Судом установлено, что в связи с обнаружением по результатам лабораторных исследований, проведенных ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» от 27.08.2021 № Д 4902-21 ОВ, в пробах патологического материала павших 11 свиней, принадлежащих Чаркину Ю.А., обнаружена ДНК вируса африканской чумы свиней, Указом Губернатора Орловской области от 27.08.2021 № Э-4240 территория личного подсобного хозяйства Чаркина Ю.А., расположенного вблизи (адрес обезличен), признана эпизоотическим очагом африканской чумы свиней.
В письме начальником Управления ветеринарии Орловской области от 30.08.2021 № Э-4267 в адрес Губернатора Орловской области было сообщено, что по результатам обхода территории угрожаемой зоны АЧС, установленной указом Губернатора Орловской области, выявлено содержание свиней в личных подсобных хозяйствах граждан ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ввиду чего указано на необходимость принятия решения об организации и проведении изъятия домашних свиней, продуктов их убоя на территории эпизоотического очага.
На основании представления начальника Управления ветеринарии Орловской области от 30.08.2021 № Э-4267 распоряжением Правительства Орловской области от 01.09.2021 № 513-р постановлено осуществить изъятие свиней с последующим их убоем, изъятием продуктов животного происхождения, полученных от свиней, с последующим их уничтожением и утилизацией в соответствии с Ветеринарными правилами в эпизоотическом очаге, установленном указом Губернатора Орловской области от 27.08.2021 № 451.
Таким образом, решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в личном подсобном хозяйстве Чаркина Ю.А., признанном эпизоотическим очагом африканской чумы свиней, не принималось.
Судом так же установлено отсутствие предусмотренного п. 8 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 № 310, акта об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасных болезней животных, являющегося основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства.
Представленные акт о проведении бескровного убоя свиней и акт об уничтожении от (дата обезличена), на которые Чаркин Ю.А. ссылается как на основания для возмещения ущерба, понесенного в результате отчуждения свиней, не могут быть признаны актами об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасных болезней животных, составленными в порядке п. 8 Правил № 310, и не могут быть приравнены к таким актам.
При разрешении спора суд учитывает, что решение об отчуждении и изъятии поголовья, находящегося в эпизоотическом очаге – личном подсобном хозяйстве Чаркина Ю.А., в установленном порядке не принималось, не был составлен в установленном порядке и акт об отчуждении животных и изъятии продукции животноводства при ликвидации очагов особо опасных животных, уничтожение свиней Чаркина Ю.А. производилось в эпизоотическом очаге бескровным методом по решению государственного органа, но без изъятия для государственных нужд.
Отсутствие акта об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, а также решения руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства является основанием для отказа в возмещении ущерба.
Учитывая положения статьи 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», а также п. п. 7, 8, 9 и 10 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, в отсутствие решения Правительства Орловской области об организации и проведения отчуждения животных в эпизоотическом очаге и актов, указанных в п. 8 Правил № 310, установив, что изъятие поголовья свиней для государственных нужд в данном конкретном случае не производилось, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании действий незаконными, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
Доводы Чаркина Ю.А. о том, что уничтожение принадлежащих ему свиней, находящихся в эпизоотическом очаге, осуществлялось силами подведомственной Управлению ветеринарии Орловской области организации – БУ Орловской области «Болховская районная станция по борьбе с болезнями животных» неправомерно, что, по мнению истца, свидетельствует об изъятии и отчуждении свиней из его личного подсобного хозяйства, суд признает необоснованным, учитывая следующее.
В силу требований статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, владельцы животных обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
С учетом конкретных установленных обстоятельств в связи с обнаружением в пробах патологического материала павших 11 свиней в личном подсобном хозяйстве Чаркина Ю.А., территория которого признана эпизоотическим очагом африканской чумы свиней, поголовье свиней подлежало уничтожению бескровным методом в эпизоотическом очаге самим собственником.
Соответственно, привлечение к процессу бескровного убоя домашних свиней в личном подсобном хозяйстве Чаркина Ю.А. специалистов БУ Орловской области «Болховская районная станция по борьбе с болезнями животных» и оказание ветеринарными специалистами помощи Чаркину Ю.А. по его обращению по факту гибели принадлежащих ему свиней при проведении в установленном ветеринарным законодательством порядке мероприятий по уничтожению поголовья свиней бескровным методом, не свидетельствует об отнесении данной процедуры к случаям, следствием которых является компенсация ущерба.
Нарушений при проведении указанных мероприятий со стороны БУ Орловской области «Болховская районная станция по борьбе с болезнями животных» и Управления ветеринарии Орловской области судом не установлено. При этом незаконность действий государственных органов в этих случаях, по мнению суда, может расцениваться только с точки зрения непринятия своевременных мер по предотвращению распространения заболевания, или невыполнения того комплекса мероприятий, которые были приняты решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы Чаркина Ю.А. о незаконности указа Губернатора Орловской области от 27.08.2021 № 451 являются несостоятельными, поскольку в установленном порядке данный правовой акт не оспорен.
Кроме этого, суд приходит к выводу о наличии в действиях Чаркина Ю.А. грубой неосторожности.
Согласно положениям статьи 1083 ГК РФ вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит (пункт 1).
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное (пункт 2).
Материалами дела установлено, что решением Болховского районного суда Орловской области от 17.12.2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 12.20.2019, удовлетворены исковые требования Управления ветеринарии Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Чаркину Ю.А. о понуждении к совершению действий, на Чаркина Ю.А. возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить безвыгульное содержание свиней в закрытом для доступа диких птиц помещении, исключающее контакт с животными других видов и доступ посторонних лиц; осуществить регистрацию и идентификацию свиней в государственном учреждении ветеринарии Орловской области, перед входом в помещение для содержания свиней оборудовать дезинфекционные коврики по ширине прохода, заполненные дезинфицирующим раствором; обеспечит складирование и обеззараживание навоза в соответствии с действующими ветеринарными правилами, провести обязательные профилактические мероприятия и диагностическое исследование свиней.
По результатам проведенного 03.08.2021 сотрудниками Управления ветеринарии Орловской области выезда в личное подсобное хозяйство Чаркина Ю.А. установлены нарушения ветеринарных правил содержания свиней, на момент выезда Чаркин Ю.А. не обращался в ветеринарные учреждения для проведения необходимых ветеринарных мероприятий с принадлежащими ему животными.
Как указывалось выше, согласно акту эпизоотического обследования в связи со вспышкой африканской чумы свиней личного подсобного хозяйства Чаркина Ю.А. в районе (адрес обезличен), проведенного (дата обезличена), фактически было установлено, что решение Болховского районного суда Орловской области от (дата обезличена) Чаркиным Ю.А. не было исполнено, поскольку истцом осуществлялось выгульное содержание свиней, регистрация и идентификация свиней не проводилась, дезинфекционные коврики отсутствовали, нарушены правила хранения навоза.
Также по факту обнаружения (дата обезличена) в личном подсобном хозяйстве нескольких трупов свиней в полуразложившемся состоянии постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областях от 10.09.2021 № 02-308-В-Ф/2021 Чаркин Ю.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.7 КоАП РФ, так как не сообщил специалистам Государственной ветеринарной службы в срок до (дата обезличена) о внезапном падеже свиней в нарушение статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии».
Кроме этого, постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областях от 10.09.2021 № 02-307-В-Ф/2021 Чаркин Ю.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, по факту нарушения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
При таких обстоятельствах, суд находит установленным наличие в действиях Чаркина Ю.А. грубой неосторожности, выразившейся в допущении множественных нарушений ветеринарных правил в содержании свиней, которые повлекли за собой возникновение очага африканской чумы свиней на территории личного подсобного хозяйства и последующее возникновение ущерба (отчуждение свиней и изъятие продуктов свиноводства).
При таких обстоятельствах, поскольку в действиях Чаркина Ю.А. установлено наличие вины в возникновение вреда, то в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать в полном объеме.
Поскольку при обращении в суд Чаркин Ю.А. по его ходатайству был освобожден от уплаты государственной пошлины, с истца, как проигравшей спор стороны, подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования «Город Орел» в размере 21 600 руб. от суммы заявленных имущественных исковых требований в размере 2 680 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Чаркина Юрия Алексеевича к Управлению ветеринарии Орловской области о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Взыскать с Чаркина Юрия Алексеевича в доход муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 21 600 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 января 2023 г.
Судья В.С. Агибалов