Гр. дело № 2-2408/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июля 2019 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Цыдендоржиевой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юдина Ивана Николаевича к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ, Федеральной службе исполнения наказаний РФ о компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Истец Юдин И.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать в его пользу в счет компенсации морального вреда 50 000руб.
В обоснование требований указал, что он периодически – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, содержался в ... РБ. Так, в период содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он содержался в камере ... в ненадлежащих условиях содержания. Камера была переполнена, не проветривалась, была плохо освещена, находилась в антисанитарных условиях. В камерах обитали мыши, крысы, тараканы. В камерах отсутствовали удобства, не были обеспечены условия приватности при отправлении естественных потребностей. Ему не выдавались предметы личной гигиены, постельные принадлежности были в плохом состоянии. Также, питание было однообразным, использовались испорченные продукты. Его доводы подтверждены результатами прокурорских проверок.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия, Управление ФСИН России по Республике Бурятия, Прокуратура Республики Бурятия.
В судебном заседании Юдин И.Н., принимая участие лично посредством видеоконференц-связи, находясь в ..., исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РБ по доверенности Дамшаев А.А. требования истца не признал, поскольку истцом не доказана совокупность обязательных условий деликтной ответственности.
Представитель ФСИН России по доверенности Николаева А.А., также представляющая интересы УФСИН России по Республике Бурятия, просила отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ по доверенности Бубнеева М.Н. в судебном заседании также просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что на представление прокуратуры Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, согласно которому нарушение норматива площади помещения на одного арестованного допущено временно в связи с реконструкцией режимного корпуса ....
Представитель прокуратуры Республики Бурятия Шункова Е.Д., действующая на основании доверенности, полагала об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 Конвенции от 04.11.1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" и ч.2 ст.21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между двумя первыми элементами и г) вину причинителя вреда. Перечисленные основания признаются общими, поскольку для возникновения деликтного обязательства их наличие требуется во всех случаях, если иное не установлено законом.
Статья 151 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу положений ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Исходя из правовой позиции, изложенной в многочисленных судебных актах Европейского суда по правам человека, ненадлежащие условия содержания лиц в отведенных для этого местах указывают на несовместимость этих мер с уважением человеческого достоинства. Применение мер уголовного принуждения не должно причинять гражданину лишения или страдания в большей степени, чем уровень страданий, неизбежный при лишении свободы. При этом обеспечение уважения достоинства лиц, содержащихся под стражей в связи с подозрением в совершении преступления, не ставится в зависимость от финансовых или материально-технических трудностей.
Согласно ст. 1 Закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст. 4 указанного Закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Как установлено ст. 7 Закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В силу ст. 9 указанного Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка (п.9,11,12 ст. 17);
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары (ст. 22).
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст. 23).
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из представленных по запросу суда материалов следует, что истец Юдин И.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ... ФИО4 по РБ в камере ..., которая находится на цокольном этаже в главном корпусе ..., площадь данной камеры составляет 68,6 кв.м.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела алфавитной учетной карточкой Юдина И.Н. и копией технического паспорта здания.
Далее, согласно ответу начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ Лодоева Ц.О. камера ... была оборудована 13 двухъярусными кроватями и всеми необходимыми предметами.
Также, в соответствии со справкой начальника ОКБО ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ Бадмаева А.А., Юдин И.Н. в период содержания в учреждении был обеспечен индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями и индивидуальными средствами гигиены. В учреждении функционирует банно-прачечный комбинат для выполнения санитарной обработки, проводятся мероприятия по стирке, сушке и прожарке постельных принадлежностей. В камерах санитарные узлы выполнены с условиями приватности, высота перегородок свыше 2 метров, имеются двери. В указанный период проводились дератизационные и дезинсекционные мероприятия. Представлены сведения о наличии светильника дневного, ночного, 1 раковины, 1 унитаза, вытяжной системы вентиляции, централизованной системы отопления, перегородок в санузле.
Кроме того, в материалы дела представлены государственные контракты, заключенные с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» на указание услуг по проведению профилактических дератизационных и дезинсекционных мероприятий на объектах, расположенных по адресу: ... Б.
Тем самым, доводы иска об антисанитарных условиях в камере, неудовлетворительном состоянии постельных принадлежностей, отсутствии освещения, предметов личной гигиены не подтверждается совокупностью представленных сторонами доказательств, таковых доказательств истцом не представлено.
Обсуждая ссылки истца на результаты проведенных прокуратурой Республики Бурятии проверок, суд приходит к следующему.
Действительно, из представленного прокуратурой Республики Бурятия надзорного производства по обращениям Юдина И.Н. следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ внесено представление, согласно которому установлено, что администрацией СИЗО в камерах №..., ... допускается содержание арестованных с нарушением норматива площади помещения на одного арестованного. В туалетной комнате камеры ... в нарушение требований п.42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.20005 ... об оборудовании камеры напольной чашей (унитазом), унитаз расположен на бетонном постаменте из двух ступеней, что затрудняет отправление естественных нужд лицами, содержащимися в камере.
На указанное представление Врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ дан ответ, согласно которому в связи с реконструкцией режимного корпуса ... было временно допущено содержание арестованных с нарушением норматива площади помещения на одного арестованного. Однако, администрацией следственного изолятора принимаются все меры для размещения подозреваемых, обвиняемых, осужденных в камерах в соответствии с установленными нормами санитарной площади на одного человека.
Также, в ответе указано, что п.42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.20005 №189 регламентирует только оснащение камеры СИЗО напольной чашей (унитазом). Камера №... оснащена унитазом в туалетной комнате, его расположение на бетонном постаменте не является нарушением данных правил. При это, рекомендации прокуратуры Республики Бурятия учтены, проведена работа по замене унитаза на чашу Генуя.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что сами по себе выявленные в ходе проверок факты не свидетельствуют об обоснованности заявленных Юдиным И.Н. требований о компенсации морального вреда.
Так, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, Юдиным И.Н. не представлены доказательства нарушения ответчиком его личных неимущественных прав, причинения ему моральных или физических страданий в результате виновных действий (бездействий) должностных лиц ответчиков.
Сам по себе факт содержания с нарушением норматива площади помещения на одного арестованного, а также, факт установления унитаза на бетонном постаменте, в отсутствие соответствующих доказательств не свидетельствует о причинении Юдину каких-либо физических или нравственных страданий. Истцом, в частности, не доказан факт ухудшения состояния его здоровья.
Кроме того, доказательства, подтверждающие факты неправомерных действий со стороны государственных органов либо их должностных лиц по соблюдению надлежащих условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ, дающих основания для удовлетворения требований Юдина И.Н. о компенсации морального вреда отсутствуют.
Следовательно, отсутствует совокупность вышеуказанных признаков, при наличии которых возможно наступление деликтной ответственности ответчика по возмещению морального вреда истцу, ввиду чего, исковые требования Юдина И.Н. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Юдина Ивана Николаевича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.08.2019.
Судья: Ю.А. Смирнова