Дело № 2-185/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Центрального районного суда г. Прокопьевска Тихонова Л.Г.
при секретаре Дьяконовой Ю.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
25 января 2016 года
гражданское дело по иску Степанова ФИО10, Степановой ФИО11, Степанова ФИО12, Степанова ФИО13 к администрации города Прокопьевска, Министерству энергетики РФ о включении в список граждан и заключении договора о предоставлении социальной выплаты, обязании согласовать список граждан,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к администрации города Прокопьевска о включении их в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на «Шахте Коксовая», заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ООО «Шахта Коксовая-2», обязании Министерства энергетики РФ согласовать представленный администрацией города Прокопьевска список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
В судебном заседании истец Степанов Д.А., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что проживали семьей на поселке с 1987 года в доме по <адрес> по 2003 год, когда дом сгорел. После пожара вынуждены снимать жилье, проживали в доме по <адрес>, 29, а в 2014 году администрация города Прокопьевска предоставила жилое помещение по <адрес>. Поскольку проживать было негде, приобрести другое жилое помещение не имеют возможности, согласились на предложенное. Считает, что они должны быть включены в списки граждан, подлежащих переселению, поскольку недалеко от дома находятся отвалы, где периодически возникают пожары, а проживание родителей, страдающих астмой, в данной ситуации небезопасно.
Степанова М.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, подтвердила, что в течение 12 лет снимали жилье по пер. <адрес> и согласились на любое предложение администрации города Прокопьевска.
Истцы Степанов А.М., Степанов В.А. исковые требования поддержали, дополнить пояснения истцов не желали.
Представитель истца Степанова Д.А. Назарова Н.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования считает законными и обоснованными и просила их удовлетворить, считает, что все условия предоставления социальных выплат соблюдены: дом признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности, у истцов есть право на жилое помещение, они являются нуждающимися в переселении, поскольку инфраструктура поселка нарушена, соседние дома снесены, проживание в спорном невозможно.
Представитель ответчика - администрации города Прокопьевска Бабкина И.В, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, пояснила, что постановлением Правительства РФ утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов, которые направляются на содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого в форме социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются собственнику (нанимателю) и членам его семьи, проживающим на момент принятия решения о ликвидации шахты в ветхом жилье, нуждающимся в переселении. По заключению ВНИМИ дом подлежит сносу по критериям безопасности, но в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, истцы не включены, т.к. на момент принятия решения истцы в доме не проживали, они проживают только с 2014 года. Принимая во внимание, что спорный дом непригоден для проживания, истцы не были сняты с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении. Поскольку заключения МВК о признании дома непригодным для проживания не принималось, истцам была разрешена приватизация жилого помещения по пер. Коперный, 16.
Представитель ответчика Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, представили письменный отзыв, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого.
Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» и принятыми в его развитие Постановлениями Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 и от 13.06.2005 № 428.
Так, названным Федеральным законом предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, под которыми понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также по решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (ст. 1). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ (ст. 5).
В частности, п.п. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат; социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетике РФ.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. 02.04.2015).
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 года № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
При этом основания, по которым те или иные граждане должны быть включены или, напротив, исключены из списков на переселение, Правительством РФ в вышеназванных Правилах не установлены. Вместе с тем ст. 2 Федерального закона № 81-ФЗ предусматривает, что законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ.
Поскольку Конституционные цели социальной политики РФ, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции РФ), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище, суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности.
Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильём.
При этом суд учитывает, что социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.
Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
В судебном заседании было установлено, что собственником дома по пер. <адрес> в гор. Прокопьевске являются Степанова М.А., Степанов А.М. на основании договора передачи жилого дома в собственность граждан от 28.07.2014 года, их право зарегистрировано в ЕГРП 04.12.2014 года.
Ранее все истцы занимали спорное жилое помещение по договору социального найма от 19.03.2014 года, заключенному со Степановым А.М., куда в качестве членов семьи были включены Степанова А.М., Степанов Д.А., Степанов В.А.
Все истцы зарегистрированы в спорном доме по месту жительства с марта 2014 г.
Как установлено в судебном заседании ранее истцы проживали в доме по пер. <адрес>, который в 2003 году был уничтожен в результате пожара. Семья Степановых из 4 человек с 2003 года состоит в администрации города Прокопьевска на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, согласно представленных справок Росреестра, БТИ гор. Прокопьевска иных жилых помещений в собственности не имеют, право пользования иным жилым помещением также никто из истцов не приобрел.
По заключению СФ ОАО ВНИМИ № 75 от 24.06.2013 года индивидуальный жилой дом по пер. Коперный, 16 относится к категории ветхих, подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Коксовая-2».
Таким образом, дом подлежит сносу как непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Коксовая-2».
В список на переселение с горного отвода ООО «Шахта Коксовая-2» по адресу: г. Прокопьевск, пер. <адрес> никто не включен, поскольку, как пояснил представитель ответчика – администрации города Прокопьевска, истцы не были зарегистрированы в спорном доме на день заключения ВНИМИ и не проживали в нем.
Таким образом, на июнь 2013 года спорный дом имел аварийное техническое состояние, но, не смотря на данные обстоятельства, администрации города Прокопьевска предоставляет истцам жилой дом для проживания на условиях социального найма, что повлекло его дальнейшую эксплуатацию проживающими в нем гражданами в условиях, опасных для жизни и здоровья.
Целью предоставления социальных выплат является обеспечение жильем граждан, лишившихся жилых помещений в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, и не имеющих других жилых помещений. Гражданам, лишившимся жилья в результате ведения горных работ, и не имеющих других жилых помещений, государство гарантирует право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ в виде права на получение социальной выплаты.
Правилами предоставления межбюджетных трансфертов (в редакции 02.04.2015г.) предусмотрено, что размер межбюджетных трансфертов определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтерскому городу на основании, в том числе, списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область).
В соответствии с Правилами, получателями средств из федерального бюджета по направлению финансирования «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого» являются органы местного самоуправления.
Формирование, уточнение списков является исключительным правом органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств, т.е. администрации города Прокопьевска.
Несмотря на то, что право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда должно возникнуть на момент ликвидации шахты, возможность его реализации в данном случае возникла только после проведения соответствующей экспертизы, т.е. 24.06.2013 года, поскольку не принималось решения о ликвидации ООО «Шахта Коксовая-2», последнее находится в стадии консервации, но, тем не менее, администрация города Прокопьевска утверждает списки граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, ставшем в результате ведения горных работ на находящемся в стадии консервации ООО «Шахта Коксовая-2» непригодным для проживания по критериям безопасности, и оказывает указанным гражданам содействие в приобретении жилья взамен сносимого в соответствии с постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 и руководствуясь заключением СФ ОАО ВНИМИ.
При этом является недопустимым умаление по формальным признакам конституционного права на жилище, которое является следствием недобросовестного исполнения администрацией города Прокопьевска своей обязанности по предоставлению жилых помещений, пригодных для проживания. При надлежащем выполнении данной обязанности проживание истцов в условиях аварийного технического состояния спорного жилого дома было бы исключено.
Таким образом, поскольку данное право у проживающих в спорном доме лиц на переселение не возникло и не могло возникнуть как на момент ликвидации шахты, так и на момент вынесения заключения ВНИМИ, оно подлежит реализации в отношении лиц, проживающих в спорном доме по пер. Коперный, 16 на момент его сноса, что находится в ведении органа местного самоуправления – администрации города Прокопьевска.
В списки граждан, подлежащих переселению, включаются граждане, проживающие в ветхом жилье и нуждающиеся в переселении, т.е. не обеспеченные иным жильём.
Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем.
Все эти обстоятельства были установлены в отношении истцов, поэтому их требования к администрации города Прокопьевска являются законными, обоснованными, и суд удовлетворяет требования истцов о включении их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Коксовая-2».
Поскольку внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, требования истцов о заключении с ними договоров о предоставлении социальной выплаты также подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, в удовлетворении требований об обязании Министерства энергетики РФ согласовать представленный администрацией города Прокопьевска список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья суд отказывает, поскольку, согласно п. 6 Правил, согласовываются с Министерством энергетики РФ составленные на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемые списки граждан, подлежащих переселению. Кроме того, данными Правилами на Министерство энергетики РФ такой обязанности не возлагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию города Прокопьевска включить Степанова ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>а <адрес>, Степанову ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, Степанова ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ПГТ <адрес>, Степанова ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на находящемся в стадии консервации ООО «Шахта Коксовая-2».
Обязать администрацию города Прокопьевска заключить со Степановым ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>а <адрес>, Степановой ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, Степановым ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем ПГТ <адрес>, Степановым ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на находящемся в стадии консервации ООО «Шахта Коксовая-2».
В иске Степанову ФИО22, Степановой ФИО23, Степанову ФИО24, Степанову ФИО25 к Министерству энергетики РФ об обязании согласовать представленный администрацией города Прокопьевска список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на находящемся в стадии консервации ООО «Шахта Коксовая-2» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Верно: судья Л.Г. Тихонова