Решение по делу № 33-1012/2022 (33-11901/2021;) от 27.12.2021

Судья Цыбульская О.Н. Дело № 33-1012

25RS0033-01-2021-001063-48

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток 18 января 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Дышлового И.В.,

судей Храмцовой Л.П., Фёдоровой Л.Н.,

при секретаре Якушевской Н.Е.,

с участием прокурора Румянцева И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черниговского района Приморского края, поданного в защиту интересов ФИО1, к администрации Черниговского муниципального района о возложении на администрацию Черниговского муниципального района обязанности предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Черниговского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Черниговского муниципального района,

по апелляционной жалобе представителя ответчика – и.о. главы администрации <адрес> ФИО7 на решение Черниговского районного суда Приморского края от 29 октября 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Дышлового И.В., а также пояснения прокурора Румянцева И.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор Черниговского района Приморского края, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав, что на основании распоряжения территориального отдела опеки и попечительства по Черниговскому муниципальному району от 29.02.2016 № 24-р, ФИО1 принят на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированного жилого помещения и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> по Черниговскому муниципальному району. Право ФИО1 на получение жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от длительного неисполнения органом местного самоуправления своих обязанностей. Просил возложить на администрацию Черниговского муниципального района обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Черниговского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Черниговского муниципального района.

В судебном заседании прокурор Черниговского района Приморского края исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела истец ФИО1 в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика администрации Черниговского муниципального района, не оспаривая право ФИО1 на обеспечение жилым помещением, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, считала преждевременным обращение прокурора с иском в суд.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился представитель ответчика, им подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз.1 п.1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (аб.2).

На территории <адрес> отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, на обеспечение жилыми помещениями с ДД.ММ.ГГГГ регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>».

Согласно статьям 2, 3 Закона -КЗ администрация Ханкайского муниципального района наделяется государственными полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> (далее соответственно - список, муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот), подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, в том числе в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.

Согласно статье 5 Закона -КЗ, в целях предоставления включенным в список лицам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов <адрес> (далее - муниципальное образование), предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Судом первой инстанции установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Черниговскому муниципальному району Департамента образования и науки <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 поставлен на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения и включен в список лиц, принятых на специализированный жилищный учет, лиц, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного фонда <адрес>.

Из сообщений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и администрации Сибирцевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя.

В едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ФИО2 на объекты недвижимости на территории Российской Федерации.

Суд первой инстанции, установив наличие правовых оснований для возложения на администрацию Черниговского муниципального района <адрес> обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворил исковые требования.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика по предоставлению жилья, поскольку ФИО1 состоит на специализированном учете, включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, но при этом он самостоятельно не обращался в администрацию с соответствующим заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда, в связи с чем его права не нарушены, не могут повлечь отмену судебного акта.

Судом установлено, что ФИО1 в 2016 году обращался в территориальный отдел опеки и попечительства по Черниговскому муниципальному району с заявлением о постановке на специализированный жилищный учет.

Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Черниговскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ -р, ФИО1 принят на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированного жилого помещения.

В то же время, сам по себе факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований обеспечения гражданина жилым помещением в целях своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения. Реализация же предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц указанной категории оканчивается фактическим предоставлением такого жилья, а не включением гражданина в учетный список.

Несмотря на то, что ФИО1 в установленном законом порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, его право на обеспечение жильем до настоящего времени не реализовано, поскольку жилое помещение ему не предоставлено.

Предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от очередности постановки такого лица на учет и должно осуществляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств, по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем населенном пункте.

Суд апелляционной инстанции также признает несостоятельным довод апелляционной жалобы о необоснованном обращении прокурора в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в случае нарушений прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, в целях защиты семьи, материнства и детства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав ребенка-сироты.

Как усматривается из искового заявления, исковые требования заявлены прокурором в интересах ФИО1, оставшегося без попечения родителей, обратившегося к прокурору с заявлением о нарушении его жилищных прав.

Ссылка суда первой инстанции на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Выводы суда первой инстанций мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном решении, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было.

Таким образом, принятое по делу решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Черниговского районного суда Приморского края от 29 октября 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – и.о. главы администрации <адрес> ФИО7 – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.01.2022.

Председательствующий:

Судьи:

33-1012/2022 (33-11901/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прок.Черниговского р-на (в инт.Ерукова Р.К)
Ответчики
Адм.Черниговского м/р
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Дышловой Игорь Викторович
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
27.12.2021Передача дела судье
18.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2022Передано в экспедицию
18.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее