Решение по делу № 2-5949/2024 от 08.08.2024

Дело

УИД:05RS0-08

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес>                          08 октября 2024 года

    Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Халитова К.М.,

    при помощнике судьи ФИО6,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Администрации ГОсВД «<адрес>» об установлении факта отсутствия родительского попечения, о признании постановления администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкале», в части исключения ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным,

установил:

ФИО5 обратился в суд с иском к Администрации ГОсВД «<адрес>» об установлении факта отсутствия родительского попечения, о признании постановления администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкале», в части исключения ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным, об обязании включить в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование иска указал, что зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением и.о. Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол жилищной комиссии при Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с п.2 ст.2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда РД по договору социального найма, и порядка его предоставления данным категориям граждан» (по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).

Согласно протоколу истец принят на учет для предоставления ему помещения по договору социального найма из Республиканского жилищного фонда, как лицу, оставшееся без попечения родителей, поскольку отец истца–ФИО2, 1963 года рождения, по решению Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим, а мать- ФИО3, 1968 года рождения, является инвали<адрес> группы (инвалид по зрению).

В силу указанных обстоятельств воспитывать и содержать детей самостоятельно мать истца не была способна.

ДД.ММ.ГГГГ, согласно постановлению <адрес> , истцу назначили опекуна –ФИО8 Магомед-Саида ФИО2. Таким образом, администрацией было признано, что он остался без попечения родителей.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , истец был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как указано в письме администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за .18/02-7218/20, в учётном деле отсутствуют документы, подтверждающие юридический статус детей, оставшихся без попечения родителей, для представления жилых помещений.

Таким образом, в силу незаконных действий должностных лиц администрации ГОсВД «<адрес>» он объективно был лишен возможности реализовать свои жилищные права.

На основании изложенного, просит суд:

1.Установить факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним ребенком – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, со стороны матери - ФИО4, 1968 года рождения, в связи с ее болезнью, с момента установления опеки над ребенком.

2. Признать постановление администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного: жилищного фонда в городе Махачкале», в части исключения ФИО1 - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Республики Дагестан, незаконным.

3.Обязать Администрацию ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан включить ФИО1, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Республики Дагестан по месту жительства в администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан.

Истец ФИО5, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель ответчика Администрации ГОсВД «<адрес>», надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив представленные материалы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанностей в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

ФИО1 является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 7, п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище установлена Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 40).

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ), определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Положения абз. 3 ст. 1 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ закрепляют для целей данного закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В соответствии с указанной нормой, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона.

Из материалов дела следует, что родителями истца ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются отец – ФИО2, 1963 года рождения, и мать- ФИО3, 1968 года рождения.

Судом установлено, что решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, 1963 года рождения признан безвестно отсутствующим.

Согласно справке серия МСЭ-2006 , ФИО3 является инвали<адрес> группы (инвалид по зрению).

Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, истцу назначили опекуна –ФИО8 Магомед-Саида ФИО2.

Постановлением и.о. Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол жилищной комиссии при Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с п.2 ст.2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда РД по договору социального найма, и порядка его предоставления данным категориям граждан» (по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).

Согласно протоколу ФИО5 принят на учет для предоставления ему помещения по договору социального найма из Республиканского жилищного фонда, как лицу, оставшегося без попечения родителей.

С учетом приведенных обстоятельств, истец до достижения восемнадцатилетнего возраста приобрел статус лица, оставшегося без попечения родителей.

Из материала дела следует, что истец исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, согласно постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкале».

Как указано в письме администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за .18/02-7218/20, в учётном деле отсутствуют документы, подтверждающие юридический статус детей, оставшихся без попечения родителей, для представления жилых помещений.

Согласно пункту 3.1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае: 1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; 2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; 3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства; 4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Между тем, пункт 3.1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ не содержит такого основания для исключения из списка - отсутствие статуса.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является выяснение вопроса о том, относился ли ФИО5 на момент его принятия на соответствующий учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, предоставляемой по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Махачкале, к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 63 СК РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 11 закона «Об опеке и попечительстве » опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (п. 3 ст. 31 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Согласно ч.1 ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Основанием установления опеки над истцом явилось как признание судом отца безвестно отсутствующим с 2002 года, так и болезнь матери, которая является инвалидом I группы (3-степени) и по состоянию здоровья не могла лично воспитывать и содержать ребенка, что предполагает особую заботу о нем и дополнительные расходы.

Как было указано выше, принимая оспариваемое постановление, ответчик руководствовался тем, что в отношении истца отсутствовал документ, подтверждающий юридический статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Между тем, действующим законодательством, не предусмотрена какая-либо отдельная процедура признания ребенка оставшимся без попечения родителей и выдача соответствующего документа.

В то же время, факт отсутствия у ребенка попечения родителей при необходимости может быть установлен судом в порядке установления юридического факта.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В ч. 2 ст. 264 ГПК РФ приведен перечень случаев, где суд вправе установить юридические факты.

В п. 10 ч. 2 ст.264 ГПК РФ также сказано, что суд рассматривает дела об установлении других имеющих значение фактов.

Поскольку, установление факта отсутствия родительского попечения в отношении несовершеннолетнего ребенка порождает юридические последствия, то суд вправе рассмотреть такие дела.

В связи с вышеизложенным суд считает необходимым установить факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, со стороны родителей: отца- ФИО2, 1963 года рождения и матери- ФИО3, 1968 года рождения, в связи с ее болезнью, с момента установления опеки над несовершеннолетним.
Для получения льгот и помощи, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и другими нормативными актами истцу необходимо установить статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Другим способом подтвердить этот статус истец не может, так как отсутствует оговоренная Законом или положением процедура установления данного факта во внесудебном порядке.

Действующим законодательством не предусмотрен внесудебный порядок установления подобного факта, т.к. на сегодня истец является совершеннолетним гражданином.

При решении вопроса о законности снятия истца с соответствующего учета суд принимает во внимание, что истец обратился за постановкой на соответствующий учёт и включением в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Администрации ГОсВД «<адрес>», еще в 2014 году. Его заявление было рассмотрено ответчиком, принято решение о включении истца в данный список, то есть заявление истца удовлетворено ответчиком добровольно, в связи с чем, у него на тот момент отсутствовала необходимость для обращения в суд в 2014 году или ранее за судебным признанием его статуса.
Истец в течение длительного времени находился на данном учете, вопрос о представлении им какого-либо документа не ставился.

Действия ответчика, первоначально принявшего истца на соответствующий учет без требования какого-либо специального документа, а затем, по прошествии более 6 лет признавшего факт принятия на учёт неправомерным, нельзя признать добросовестными, они существенно ущемляют права истца.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец на момент его принятия, на соответствующий учет в 2014 году, и на момент снятия его с данного учета в 2020 году был лишен попечения родителей, следовательно, основания для его снятия с соответствующего учета отсутствовали, данные действия ответчика нельзя признать правомерными, постановление Администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО5 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, предоставляемой по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Махачкале, подлежит признанию незаконным с возложением на Администрацию ГОсВД «<адрес>» обязанности восстановить истца в указанном списке.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО5 к Администрации ГОсВД «<адрес>» об установлении факта отсутствия родительского попечения, о признании постановления администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкале», в части исключения ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным, удовлетворить.

Установить факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним ребенком – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, с момента установления опеки над ребенком.

Признать постановление администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного: жилищного фонда в городе Махачкале», в части исключения ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Республики Дагестан, незаконным.

Обязать Администрацию ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан включить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Республики Дагестан по месту жительства в администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан, с момента первичной постановки.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                      К.М. Халитов

2-5949/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ибрагимов Шамиль Магомедкамилович
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Халитов Камиль Магомедович
Дело на сайте суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
08.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2024Передача материалов судье
15.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.09.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2024Судебное заседание
08.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2024Дело оформлено
08.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее