УИД 76RS0010-01-2022-001458-84
мотивированное решение
изготовлено 26.07.2022г.
Дело № 2а-992/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное)
13 июля 2022 года г. Ростов Ярославской области
Ростовский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Отрывина С.А.,
при секретаре Фростовой Н.В.,
с участием административного истца Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области Беланова Ярослава Владимировича, Кувшинниковой Елены Владимировны, представителя административного ответчика – администрации городского поселения Ростов Ярославской области действующей по доверенности Никандровой Евгении Сергеевны (л.д. 38), представителя заинтересованного лица – администрации Ростовского муниципального района Ярославской области действующего по доверенности Анкудимова Евгения Дмитриевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ростов Ярославской области административное дело по административному иску Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области в интересах Кувшинниковой Елены Евгеньевны к администрации городского поселения Ростов Ярославской области о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, и обязании признать жилое помещение не пригодным для проживания,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный прокурор Ярославской области в интересах Кувшинниковой Е.Е. обратился в Ростовский районный суд Ярославской области с административным иском, с учетом уточненных требований (л.д. 90-92), о признании заключения межведомственной комиссии городского поселения Ростов № 3 от 20 апреля 2022 года «О признании жилого помещения (<адрес> в <адрес> соответствующего требованиям, предъявляемым к жилому помещению пригодным для проживания» незаконным, и обязании признать <адрес>,двухэтажного <адрес> в <адрес> непригодным для проживания.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, администрация Ростовского муниципального района Ярославской области, Кукушкина А.В., Воронцова У.И., Успенский А.Е., Рассохин В.В.
Основанием заявленных требований Ростовский межрайонный прокурор Ярославской области указывает на то, что на момент предоставления органами местного самоуправления Кувшинниковой Е.Е. и Рассохину В.В. помещений №№ 1,2 по договору социального найма № 1258 от 29 января 2015 года, помещение кухни в коммунальной <адрес> отсутствовала, что является нарушением ст. 60 ЖК РФ. Исходя из требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, жилое помещение (квартира), не имеющее помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В судебном заседании административный истец – Ростовский межрайонный прокурор Беланов Я.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям и доводам изложенным в административном исковом заявлении.
Кувшинникова Е.Е. в судебном заседании требования прокурора поддержала.
Представитель административного ответчика – администрации городского поселения Ростов Ярославской области, действующая по доверенности Никандрова Е.С., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила суду, что обследование коммунальной <адрес> произведено в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. Поскольку дом построен давно, то в силу абзаца 4 пункта 41 раздела 3 несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования, не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Представитель заинтересованного лица – администрации Ростовского муниципального района Ярославской области Анкудимов Е.Д., вопрос об удовлетворении заявленных требований оставил на усмотрение суда, пояснив суду, что у Ростовского муниципального района, в указанном доме отсутствуют объекты права собственности.
Заинтересованное лицо – Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил.
Заинтересованные лица – Кукушкина А.В., Воронцова У.И., Успенский А.Е., и Рассохин В.В. извещались судом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
Судом разрешен вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие заинтересованных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле. Обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Ростовской межрайонной прокуратурой Ярославской области проведена проверка соблюдения жилищных прав Кувшинниковой Е.Е., в ходе которой установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 20 апреля 2022 года № 3, жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> признано соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодно для проживания (л.д. 31).
В силу статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно части 3 статьи 15 Жилищного кодекса РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Согласно содержанию п. 1 данного Положения установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
В силу п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с абзацем третьим пункта 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (далее - комиссия). В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Постановлением администрации городского поселения Ростов от 05 сентября 2016 года № 789 (л.д. 75-76) утверждено положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дому аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения Ростов (л.д. 77-82) с изменениями внесенными постановлением от 22 декабря 2020 года № 653 (л.д. 85-86, и утвержден состав комиссии (л.д. 83).
Постановлением администрации городского поселения Ростов от 12 апреля 2022 года № 479 внесены изменения в состав межведомственной комиссии (л.д. 89).
Комиссия в своей работе руководствуется действующими правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными правилами, а также настоящим Положением о межведомственной комиссии по признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения Ростов от 05 сентября 2016 года № 789 (л.д. 77-82).
К полномочиям Межведомственной комиссии согласно Положению о межведомственной комиссии городского поселения Ростов относится, в том числе оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения, расположенного на территории городского поселения Ростов, установленным требованиям Положения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащего сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 раздела 4 данного Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; 2) о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; 3) о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; 4) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; 5) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Системный анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что на межведомственную комиссию возлагается обязанность установить наличие либо отсутствие названных в Положении оснований для признания помещения непригодным для проживания и принять соответствующее решение в той формулировке, которая указана в пункте 47 Положения. Принимаемое комиссией решение об оценке соответствия помещений установленным требованиям не предполагает указания причин, по которым жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние. Выявление комиссией факторов, способствующих возникновению оснований для признания помещения непригодным для проживания, и их описание в тексте заключения не должно влиять на формулировку принимаемого комиссией решения, предусмотренного Положением.
Как установлено судом, указанная процедура была соблюдена: оценка спорного жилого помещения проведена по заявлению должностного лица администрации городского поселения Ростов (л.д. 27), с обследованием помещения, по результатам которого составлен акт (л.д. 30), и заключение N 3 от 20 апреля 2022 года принятое единогласно членами межведомственной комиссии (л.д. 31), состав которой был утвержден постановлением администрации городского поселения Ростов от 12 апреля 2022 года № 479.
Судом установлено, что жилой <адрес> 1866 года постройки (л.д. 10), является памятником истории и культуры.
Жилое помещение <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности: Кукушкиной А.В. – 21/100 доли, городскому поселению Ростов – 65/100 доли, Вронцовой У.Н. – 14/100 доли (л.д. 16 об.-17, 20).
Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № 273а от 08 июля 1014 года следует, что первичная инвентаризация <адрес> была произведена в 1933 году. Согласно данным этой инвентаризации в спорной квартире имелась общая кухня, расположенная в помещении, которое по данным инвентаризации стало помещением №. По данным инвентаризации 1958 года помещение общей кухни в спорной квартире отсутствует, в помещении в котором ранее находилась кухня, переоборудовано в жилую комнату. Данные инвентаризации 1966, 1971,1977 аналогичны данным инвентаризации 1958 года. По данным инвентаризации 1982 года комнатами в коммунальных квартирах № и № присвоены номера, которые стали считаться номерами квартир. По данным последней инвентаризации от 1987 года в доме снова две коммунальные квартиры, первый этаж коммунальная <адрес>,второй этаж коммунальная <адрес>. Общей кухни в коммунальной <адрес> нет (л.д.26).
В судебном заседании свидетель ФИО10 пояснила суду, что она занимает должность начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации городского поселения Ростов, и является секретарем межведомственной комиссии. 20 апреля 2022 года комиссией в полном составе было обследовано помещение <адрес>. Каких-либо обстоятельств для признания жилого помещения непригодным для проживания установлено не было. Отсутствие помещения кухни, в квартире дома старой постройки не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Исходя из обстоятельств дела, межведомственная комиссия. приходя к выводу о пригодности для проживания <адрес>, основывалась на положения п. 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, в соответствии с которым не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, в том числе, несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.
Исходя из представленного суду копии технического паспорта (л.д. 10),архивной справки от 05 декабря 2013 года № Т-220 (л.д. 24-25), архивной справки от 08 июля 2014 года № 273а (л.д. 26), что жилой <адрес>, спроектирован и построен по ранее действующей нормативной документации, что позволяет суду прийти к выводу об обоснованности применения межведомственной комиссией положений абзаца 4 п. 41 Положения.
В обоснование доводов административного иска Ростовский межрайонный прокурор указывает на то, что жилые помещения № и № предоставлены Кувшинниковой Е.Е. и Рассохину В.В. по договору социального найма от 29 января 2015 года, без помещении кухни, что является основанием для признания жилого помещения (комнаты) непригодным для проживания, суд считает не обоснованными.
Исходя из обстоятельств дела, в том числе пояснений Кувшинниковой Е.Е., она на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения в администрации городского поселения Ростов не состояла и не состоит (л.д. 74).
Кувшинникова Е.Е. с 06 августа 2008 года зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 6 об.), то есть до заключения договора социального найма на который ссылается административный истец.
В судебном заседании Кувшинникова Е.Е. пояснила, что в 2008 году она была вселена в жилое помещение Рассохиным В.В., после чего она разделила лицевые счета, и в последующем с ней был заключен договор социального найма.
Таким образом, установленные обстоятельства свидетельствуют, что жилое помещение, в отношении которого с Кувшинниковой Е.Е. 29 января 2015 года был заключен договор социального найма, ей в порядке Главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации не предоставлялось.
В соответствии со ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
29 января 2015 года органом местного самоуправления с Кувшинниковой Е.Е. был заключен договор социального найма № 1258, в соответствии с которым ей передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение состоящее из 1-й комнаты в коммунальной <адрес> (л.д. 7-8). По акту приема-передачи жилого помещения от 29 января 2015 года Кувшинникова Е.Е. приняла указанное жилое помещение пригодное для проживание указав, что к состоянию объекта претензий нет (л.д. 9).
Пункт 2 статьи 15 ЖК РФ определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно пункту 3 части 1, части 4 статьи 16 данного кодекса комната является жилым помещением, представляющим собой часть жилого дома или квартиры, предназначенным для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В отличие от жилого дома и квартиры, вид которых определен положениями частей 2 и 3 ст. 16 ЖК РФ, комната не предусматривает наличие помещений вспомогательного использования.
При этом суд принимает во внимание, что кухня это вспомогательное помещение или его часть, с обеденной зоной для приема пищи членами семьи, а также с размещением кухонного оборудования для приготовления пищи, мойки, хранения посуды и инвентаря, возможно для временного хранения продуктов питания и сбора коммунальных отходов. Кухня-ниша - кухня без столовой зоны, расположенная в части жилого или вспомогательного помещения, предназначенная для приготовления горячей пищи (например, в комнате-студии, некоторых типах квартир гостиничного или коридорного типа).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что оспариваемое решение межведомственной комиссии принято в соответствии с полномочиями, с учетом обследования жилого помещения, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина.
Из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
При рассмотрении дела, судом не установлено такой совокупности условий по настоящему делу.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 290, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░