УИД 24RS0056-01-2022-008967-87
Дело № 2-2734/2023
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2023 г. г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Савельевой М.Ю.,
при введении протокола секретарем Егоровой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перлановской Виктории Викторовны к администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Перлановская В.В. обратилась в суд с вышеназванным гражданским иском, мотивируя требования тем, что на основании распоряжения администрации Кировского района в г. Красноярске от 27.10.2014 №911 ее семья признана нуждающейся в жилом помещении. В 2015 году ее семья в составе 4 человек признана участником подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения г. Красноярска на 2015 и плановый период 2016-2017 годов».
В соответствии с п. 1 распоряжения администрации г. Красноярска от 11.05.2022 №40-орг семье истца отказано в предоставлении муниципальной социальной выплаты в рамках вышеуказанной программы, семья истца исключена из числа участников программы. В период участия в социальной программе ее супруг получил наследство в виде жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с тем, проживать в данном жилом посещении семья истца возможности не имела, т.к. трудовую деятельность истец и ее супруг осуществляют в г. Красноярске, дети посещают учебные заведения также в г. Красноярске. Поскольку какого-либо жилого помещения истец или члены ее семьи в собственности в настоящее время не имеют, оснований для исключения их из числа участников социальной программы не имелось.
На основании изложенного, просит отменить решение администрации г. Красноярска об исключении семьи истца из списка участников подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения г. Красноярска»; обязать администрацию г. Красноярска предоставить семье истца муниципальную социальную выплату в рамках вышеуказанной программы.
В судебном заседании истец Перлановская В.В. требования искового заявления поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска Попандопуло Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требований искового заявления не признал, указал о законности принятого решения и отсутствии правовых оснований для предоставления испрашиваемой меры социальной поддержки в отношении семьи истца.
Иные участвующие лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 49 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края (далее - край).
Постановлением администрации г. Красноярска от 01.03.2012 №86 (с изменениями на 19.05.2022) утвержден Порядок реализации мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджета города» подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, а также Положение о порядке реализации указанных мероприятий (далее - Положение).
В соответствии с п. 2 Положения в рамках настоящего Положения предусматривается предоставление участникам жилищных программ дополнительных мер социальной поддержки в форме:
1) социальной выплаты, предоставляемой молодой семье в рамках государственной жилищной программы;
2) муниципальной социальной выплаты, предоставляемой молодой семье в рамках муниципальной жилищной программы.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты в рамках государственной жилищной программы или муниципальной социальной выплаты в рамках муниципальной жилищной программы предоставляется гражданам только один раз.
В соответствии с подп. 8 пункта 3 Положения муниципальная социальная выплата на приобретение или долевое строительство жилья (далее - муниципальная социальная выплата) - средства бюджета города Красноярска, предоставляемые молодым семьям, в том числе, на оплату по заключенному членами молодой семьи с компанией-застройщиком договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома высокой степени готовности на приобретение объекта долевого строительства - жилого помещения (квартиры) на территории города Красноярска; на оплату первоначального взноса при получении членами молодой семьи ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения (квартиры) у физических и (или) юридических лиц по договору купли-продажи, на участие в долевом строительстве многоквартирного дома высокой степени готовности путем заключения договоров участия в долевом строительстве или уступки права требования; на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам, полученным членами молодой семьи на приобретение членами молодой семьи одного жилого помещения (квартиры), отвечающего требованиям пункта 40 настоящего Положения, у физических и (или) юридических лиц по договору купли-продажи, на участие в долевом строительстве многоквартирного дома высокой степени готовности путем заключения членами молодой семьи договора участия в долевом строительстве или уступки права требования в отношении одного объекта долевого строительства, отвечающего требованиям пункта 40 настоящего Положения, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (при условии наличия решения районной администрации о признании молодой семьи - участника муниципальной жилищной программы нуждающейся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) в соответствии с требованиями муниципальной жилищной программы на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением администрации Кировского района в г. Красноярске от 27.10.2014 №911 молодая семья Перлановской В.В., составом 4 человека, признана нуждающейся в жилом помещении.
В 2015 году семья Перлановской В.В., составом 4 человека, признана участником подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения г. Красноярска» на 2015 и плановый период 2016-2017 годов.
19.12.2017 Перлановская В.В. и ФИО6 (супруг) заключили договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 19.12.2017 №213-С10 по программе «Жилье для Российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на территории Красноярского края, в соответствии с которым застройщик обязуется передать Перлановской В.В. и ФИО6 объект долевого строительства (квартиру), общей (проектной) площадью (без учета лоджий и балконов) – 84,65 кв.м, расположенную по адресу (строительному): <адрес>, <адрес>, условный номер квартиры №.
В соответствии с п. 20 Положения одно жилое помещение, приобретенное членами молодой семьи с использованием жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа, при условии соответствия требованиям пункта 40 настоящего Положения не подлежит учету при определении нуждаемости молодой семьи в жилом помещении, а его приобретение в собственность членов молодой семьи не является основанием для исключения молодой семьи из числа участников жилищных программ (снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий), предусмотренным подпунктом 6 пункта 22 настоящего Положения.
Истец обратилась в управление учета и жилищной политики администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении муниципальной социальной выплаты на приобретение (долевое строительство) жилья в рамках подпрограммы 2, указывая на отсутствие в собственности семьи жилого помещения, за исключением приобретенного в соответствии с п. 20 Положения.
19.04.2022 по указанному вопросу состоялось заседание жилищной комиссии, по итогам которого молодой семье Перлановской В.В. отказано в предоставлении выплаты, семья исключена из числа участников подпрограммы.
Как следует из материалов дела, 19.09.2018 ФИО1 выдано свидетельство о праве на наследство по закону, на основании которого 10.08.2018 за ним зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 51,1 кв.м.
Указанное жилое помещение отчуждено ФИО1 на основании договора купли-продажи от 08.08.2018, заключенного с ФИО4 Стоимость квартиры по договору составила 550 000 руб. (п. 3 договора).
Указанные обстоятельства подтверждаются регистрационным делом, представленным Росреестром по Иркутской области, и стороной истца в судебном заседании не оспаривались.
Согласно п. 31 Положения основаниями для отказа молодой семье в предоставлении муниципальной социальной выплаты являются, в том числе, выявление оснований для исключения молодой семьи, планируемой к включению в список молодых семей - получателей муниципальной социальной выплаты, из числа участников муниципальной жилищной программы и снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий), указанных в пункте 22 настоящего Положения.
Согласно п. 22 Положения основанием для исключения молодой семьи из числа участников муниципальной жилищной программы (снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) является, в том числе, утрата молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий); выявление у молодой семьи факта изменения жилищных условий в период участия в муниципальной жилищной программе (нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) в результате чего на дату возникновения данного факта исчезли основания, дающие право быть признанной нуждающейся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий), а в дальнейший период нахождения на учете или участия в муниципальной жилищной программе такие основания вновь возникли.
Решение об исключении молодой семьи из числа участников государственной жилищной программы или муниципальной жилищной программы принимается Комиссией. На основании решения Комиссии издается правовой акт администрации города.
Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).
Постановлением администрации г. Красноярска от 14.04.2005 N 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска" установлена норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Красноярска, - в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.
Как установлено выше, общая площадь жилого помещения, право собственности на которое приобретено ФИО9 в порядке наследования, составляет 51,1 кв.м. Семья истца состоит из 4 человек, следовательно норма площади на каждого члена семьи составляет 12,77 кв.м (из расчета 51,1 :4).
Установив вышеуказанные обстоятельства, жилищная комиссия пришла к обоснованному выводу о том, что молодая семья Перлановской В.В. 19.02.2018 приобрела право собственности на жилое помещение, общая площадь которого превышала учетную норму общей площади жилого помещения, установленной в г. Красноярске в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, тем самым утратив нуждаемость в улучшении жилищных условий.
По итогам заседания комиссии администрацией г. Красноярска вынесено распоряжение №40-орг от 11.05.2022 об исключении молодой семьи Перлановской В.В. из числа участников подпрограммы 2.
Обосновывая требования искового заявления, Перлановская В.В. указывает, что оспариваемое распоряжение принято без учета того обстоятельства, что какого-либо жилого помещения истец или члены ее семьи в собственности в настоящее время не имеют, а потому является незаконным.
С указанными доводами согласиться нельзя в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в собственности Перлановской В.В., ФИО6, ФИО7 и ФИО8 жилые помещения в настоящее время действительно отсутствуют.
Вместе с тем, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт того, что в период, когда семья истца состояла на соответствующем учете (в 2018 году), т.е. в период участия в муниципальной жилищной программе, произошло изменение жилищных условий, выразившееся в приобретении в собственность жилого помещения в порядке наследования. Сведений о том, что данное жилое помещение не пригодно для проживания суду не представлено. Следовательно, администрацией г. Красноярска принято обоснованное решение о снятии с учета молодой семьи истца, так как имело место улучшение жилищных условий семьи.
Тот факт, что в настоящее время жилых помещений в собственности семья не имеет, как и доводы стороны истца о том, что приобретенное в собственность в порядке наследования жилое помещение находилось в ином субъекте РФ, на указанное не влияет в силу прямого закрепления в п. 22 Положения.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что распоряжение администрации г. Красноярска от №40-орг от 11.05.2022, является законным, поскольку в полной мере соответствует нормам действующего жилищного законодательства и п. п. 10, 22, 31 Постановления администрации г. Красноярска от 01.03.2012 N 86 "О порядке реализации мероприятия "Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджета города" подпрограммы 2 "Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан" муниципальной программы "Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья".
Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для удовлетворения иска об отмене оспариваемого решения и возложении на администрацию обязанности по предоставлению социальной выплаты суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Перлановской Виктории Викторовны к администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья М.Ю. Савельева
Мотивированное решение составлено 09.06.2023 года