Дело № 2а-2611/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
23 мая 2019 года город Липецк
Советский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Санкиной Н.А.
при секретаре Чеботаревой Е.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании СЃ применением аудиопротоколирования административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РћРћРћ «Коллекторское агентство «Содействие» Рє руководителю УФССП РїРѕ Липецкой области – главному судебному приставу Липецкой области Макарову Глебу Валентиновичу, директору ФССП - главному судебному приставу Аристову Дмитрию Владимировичу, заместителю директора ФССП - заместителю главного судебного пристава Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Фирстову Денису Александровичу, ФССП Р РѕСЃСЃРёРё, начальнику отдела организации исполнительного производства УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Липецкой области – Быкову Михаилу Рльичу Рѕ признании бездействия незаконным,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
ООО «Коллекторское агентство «Содействие» обратилось в суд с административным иском к руководителю УФССП по Липецкой области - главному судебному приставу Липецкой области Макарову Г.В., директору ФССП - главному судебному приставу Аристову Д.В., заместителю директора ФССП - заместителю главного судебного пристава Российской Федерации Фирстову Д.А. о признании бездействия незаконным, выразившегося в ненадлежащей организации исполнения решения судов подконтрольными структурными подразделениями. В обоснование своих требований административный истец указал, что ООО «Коллекторское агентство «Содействие» является взыскателем по ряду исполнительных производств, исполнение которых находится в УФССП по Липецкой области. Несмотря на то, что с момента возбуждения исполнительных производств прошло длительное время, вступившие в законную силу решения судов не исполняются по причине бездействия судебных приставов-исполнителей. Кроме того, часть исполнительных производств прекращены, несмотря на то, что судебный пристав-исполнитель имел реальную возможность окончить производство по ним взысканием. По окончанию исполнения в отношении солидарных должников, исполнительные документы не были возвращены взыскателю.
В связи с многочисленными нарушениями в области исполнения судебных актов, административный истец 08.01.2019 года обратился к руководству УФССП по Липецкой области с заявлением о своевременном и правильном исполнении судебных решений и объединении в сводное производство, 07.02.2019 был получен отказ. Также была направлена жалоба на имя главного судебного пристава РФ на бездействие УФССП России по Липецкой области, в удовлетворении которой также было отказано, допущены и иные нарушения Закона об исполнительном производстве.
2
Основываясь РЅР° изложенных фактах, административный истец РїСЂРѕСЃРёР» восстановить СЃСЂРѕРє для предъявления требований РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ уважительностью причин РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° РЅР° обжалование бездействия судебных приставов-исполнителей; признании незаконным ответа УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Липецкой области РѕС‚ 07.02.2019 РіРѕРґР°; признать незаконным длящееся бездействие главного судебного пристава Липецкой области Макарова Р“.Р’., выраженное РІ ненадлежащей организации исполнения решений СЃСѓРґРѕРІ подконтрольными структурными подразделениями; возложить РЅР° главного судебного пристава Липецкой области Макарова Р“.Р’. обязанность устранить допущенные нарушения, Р° именно организовать принудительное исполнение судебных актов: возобновить оконченные исполнительные производства; восстановить утраченные исполнительные документы; объединить исполнительные производства РІ СЃРІРѕРґРЅРѕРµ РїРѕ взыскателю; провести весь комплекс мероприятий для исполнения решений СЃСѓРґРѕРІ; направить запросы РїРѕ солидарным должникам РІ РФНС для установления всех открытых Рё закрытых расчетных счетов РІ кредитных организациях, после чего направить требования РІ кредитные организации Рѕ предоставлении выписок РїРѕ каждому счету СЃ целью установления получения должниками денежных средств для дальнейшего обращения РІ СЃСѓРґ Р·Р° причиненными реальными убытками; предоставить надлежащий ответ РЅР° заявление СЃ проведением всех необходимых мероприятий РїРѕ всем пунктам заявления истца; признать незаконным постановление РѕС‚ 01.03.2019 РіРѕРґР°; возложить РЅР° заместителя главного судебного пристава Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Фирстова Р”.Рђ. обязанность устранить допущенные нарушения путем рассмотрения жалобы РїРѕ существу Рё принятия мер реагирования, направленных РЅР° своевременное Рё надлежащее исполнение решений СЃСѓРґРѕРІ Рё соблюдение законов РІ области исполнительных производств.
Рљ участию РІ деле РІ качестве соответчиков были привлечены ФССП Р РѕСЃСЃРёРё<данные изъяты> начальник отдела организации исполнительного производства УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Липецкой области – Быков Рњ.Р., РІ качестве заинтересованных лиц привлечены должники РІ исполнительных производствах Ботяйкин Рћ.Рќ., Кувшинов Р’.Рђ., Саранкин Рћ.Р’., Бельских Р®.Р’., Агибалова Р•.Р’., РћРћРћ «Верджиния», Корчагина Рќ.Рђ.; взыскатели РФНС РїРѕ Правобережному району Рі.Липецка, Р—РђРћ «Банк Рнтеза» Рё Орлов Рќ.Рќ.; подразделения судебных приставов-исполнителей Октябрьское Р РћРЎРџ Рі.Липецка УФССП РїРѕ ЛО, Усманское Р РћРЎРџ УФССП РїРѕ Липецкой области, Межрайонный отдел РїРѕ РѕСЃРѕР±Рѕ важным исполнительным производствам УФССП РїРѕ Липецкой области; судебные приставы-исполнители Бойцова Рў.Р’., Шурыгина Рђ.Р’., Леонова Р“.Р¤., Ефанова Р .Р’., РџРѕСЂСЏРґРёРЅР° Р“.Р’., Леонова Р”.Р’., Черненко Р.Рђ.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, о слушании дела извещен, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административных ответчиков – Литвинова Н.К., действующая на основании доверенности, административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по тем основаниям, что при исполнении судебных решений судебными приставами-исполнителями не были допущены нарушения Закона; ответы, направленные в адрес административного истца мотивированы и обоснованы.
3
Рные лица, привлеченные Рє участию РІ деле, РІ судебное заседание РЅРµ явились, извещены своевременно Рё надлежащим образом. РС… неявка РЅРµ препятствует рассмотрению поставленного перед СЃСѓРґРѕРј РІРѕРїСЂРѕСЃР°, РІ силу чего СЃСѓРґРѕРј определено Рѕ рассмотрении дела РІ отсутствии лиц.
Выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В силу положений ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч. 1 ст. 64 вышеуказанного Федерального закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
4
По смыслу ст. 64 данного Закона судебный пристав - исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного взыскания, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава - исполнителя, осуществлятся судебным приставом - исполнителем в зависимости от конкретных обстоятельств соответствующего исполнительного производства. При этом целью осуществления исполнительных действий является дальнейшее своевременное применение мер принудительного исполнения, перечень которых указан в ст. 68 данного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных ч.ч. 2 - 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО КА «Содействие» является взыскателем согласно представленному административным истцом списку гражданских дел по исполнительным производствам в отношении должников:
Ботяйкина Рћ.Рќ. (РїРѕ делу в„–2-2286/09 Октябрьского районного СЃСѓРґР° Рі.Липецка), исполнительное производство в„– в„–, возбужденное 08.07.2013, 22.12.2015 исполнительное производство окончено РЅР° основании Рї.4 С‡.1 СЃС‚.46, Рї.3 С‡.1 СЃС‚.47 Федерального закона РѕС‚ 02.10.2007 РіРѕРґР° в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». 12.04.2018 начальником отдела –старшим судебным приставом РњРћ РїРѕ Р’РРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Липецкой области было отказано взыскателю РІ отмене окончания исполнительного производства;
Кувшинова В.А. (по делу №2-4486/09 Октябрьского районного суда г.Липецка), исполнительное производство № №, возбужденное 18.09.2018, 06.12.2018 на основании п.3 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство было окончено;
Кувшинова В.А., исполнительное производство № № (по делу №2-5842/2010 Октябрьского районного суда г.Липецка), возбужденное 17.04.2017, 13.12.2017 исполнительное производство окончено на основании п.4 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный лист возвращен взыскателю 21.12.2018;
Кувшинова В.А., исполнительное производство № №(по делу №2-5842/2010 Октябрьского районного суда г.Липецка), возбужденное 23.10.2017, 07.12.2018 на основании п.3 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство было окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю 21.12.2018;
5
Кувшинова В.А. (по делу №2-5842/2010 Октябрьского районного суда г.Липецка), исполнительное производство № №, возбужденное 18.09.2018, 06.12.2018 на основании п.3 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство было окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю 27.12.2017;
Кувшинова В.А. (по делу №2-5842/2010 Октябрьского районного суда г.Липецка), исполнительное производство № №, возбужденное повторно 13.03.2019, находится на исполнении.
Кувшинова В.А. (по делу №2-5842/2010 Октябрьского районного суда г.Липецка), исполнительное производство № №, возбужденное повторно 18.03.2019, находится на исполнении.
Саранкина О.В. (по делу №2-5842/2010 Октябрьского районного суда г.Липецка), исполнительное производство №, возбужденное 17.04.2018, 13.12.2018 на основании п.4 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю 27.12.2017;
Саранкина О.В. (по делу №2-5842/2010 Октябрьского районного суда г.Липецка), исполнительное производство №, возбужденное 23.10.2017, 07.12.2018 на основании п.3 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство было окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю 21.12.2017;
Саранкина О.В. (по делу №2-5842/2010 Октябрьского районного суда г.Липецка), исполнительное производство №, возбужденное 28.04.2016, 22.03.2017 на основании п.4 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю 18.04.2017;
Саранкина О.В. (по делу №2-5842/2010 Октябрьского районного суда г.Липецка), исполнительное производство №, возбужденное 28.01.2015, 22.03.2017 на основании п.4 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю 18.04.2017;
Агибаловой Е.В. (по делу №2-5842/2010 Октябрьского районного суда г.Липецка),исполнительное производство №, возбужденное 22.10.2015 года, 19.06.2017 года на основании п.4 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство окончено исполнительный лист возвращен взыскателю 18.04.2017;
Агибаловой Е.В. (по делу №2-5842/2010 Октябрьского районного суда г.Липецка), исполнительное производство №, возбужденное 27.01.2015, исполнительное производство приостановлено в связи с розыском должника, обращено взыскание на пенсию должника;
6
Агибаловой Е.В. (по делу №2-5842/2010 Октябрьского районного суда г.Липецка), №, возбужденное 27.01.2015, исполнительное производство окончено фактическим исполнением 03.04.2015.
Бельских Ю.В. (по делу №2-73/2015 Усманского районного суда), исполнительное производство № №, возбужденное 16.06.2017, окончено 26.12.2017 на основании п.4 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный лист возвращен взыскателю 26.01.2018ё получен адресатом 07.02.2018;
ООО «Верджиния» (по делу №2-73/2015 Усманского районного суда), исполнительное производство №, возбужденное 06.07.2018, окончено 31.10.2018 на основании п.4 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный лист возвращен взыскателю 08.11.2018 и получен адресатом 14.11.2018;
Корчагиной Н.А. (по делу №2-73/2015 Усманского районного суда), исполнительное производство № №, возбужденное 06.07.2018, окончено 31.10.2018 на основании п.4 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный лист возвращен взыскателю 08.11.2018 и получен адресатом 14.11.2018.
В отношении иных должников, исходя из представленных суду административным истцом сведений и представленных в качестве доказательств административными ответчиками материалов, исполнительные производства не возбуждались, исполнительные листы не предъявлялись.
Судом также установлено, что 08.01.2019 ООО КА «Содействие» направило обращение исх.№22/19/УФССП от 07.01.2019 в УФССП России по Липецкой области, в котором высказывало требования, аналогичные требованиям, заявленным в административном иске.
На данное обращение 08.02.2019 был получен ответ №48901/19/2323 от 07.02.2019 начальника отдела организации исполнительного производства УФССП России по Липецкой области о том, что в ходе исполнения требований исполнительных документов судебными приставами –исполнителями были предприняты все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и установления его местонахождения.
11.02.2019 года ООО «КА «Содействие» обратилось к директору ФССП - главному судебному приставу Аристову Д.В. с жалобой на бездействие руководителя УФССП главного судебного пристава по Липецкой области Макарова Г.В.
01.03.2019 года по обращению от 11.02.2019 года заместителем директора Федеральной службы судебных приставов – заместителем главного судебного пристава Российской Федерации было принято постановление об отказе в удовлетворении жалобы.
Суд считает, что должностными лицами службы судебных приставов не допущено бездействия по рассмотрению обращений ООО «КА «Содействие», обращения административного истца рассмотрены с соблюдением норм законодательства уполномоченными лицами в установленные сроки.
7
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с положениями статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями. Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
8
Согласно Методическим рекомендациям по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденным Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 11 апреля 2014 года N 15-9, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства; обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения. Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные законом (пункт 2.1).
Пунктом 4.1 приведенных Методических указаний установлено, что при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).
Как следует из материалов дела, административный истец в иске приводил доводы о том, что его обращение исх.№22/19/УФССП от 07.01.2019 к главному судебному приставу Липецкой области подлежало рассмотрению с обязательным письменным ответом по существу поставленных в обращении вопросов.
Поскольку данное обращение, по сути, не являлось документом, подлежащим рассмотрению и разрешению в порядке, установленном статьей 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", доводы данного обращения были рассмотрены в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления.
Так, в ответе №48901/19/2323 от 07.02.2019 главный судебный пристав Липецкой области проинформировал заявителя о проведенной проверке наличия исполнительных производств о взысканиях в пользу ООО «КА «Содействие», которые находились на исполнении и были окончены (всего 13, по 12 исполнительное производство окончено и исполнительные документы возвращены взыскателю, по 1- производство приостановлено в связи с розыском должника), не усмотрев необходимости отмены постановлений об окончании исполнительных производств, для совершения дополнительных исполнительных действий и принятия мер принудительного исполнения. Взыскателю разъяснено право на повторное предъявление к исполнению исполнительных документов.
Отказ в удовлетворении жалобы ООО «КА «Содействие» от 11.02.2019 за подписью заместителя директора Федеральной службы судебных приставов – заместителя главного судебного пристава Российской Федерации в форме постановления также содержал мотивы принятого решения, ссылку, в том числе на то, что действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов по рассмотрению обращений не являются действиями по исполнению исполнительного документа и обжалованию в соответствии с гл.18 Закона об исполнительном производстве не подлежат в силу ст.121 Закона.
9
В настоящем деле, суть заявленных административных требований в целом сводится к несогласию административного истца с отсутствием реального исполнения судебных актов. Рассматривая заявленные требования в их совокупности, суд не находит оснований для их удовлетворения.
В частности, административный истец просил восстановить срок предъявления административного иска, указывая на уважительность его пропуска.
В соответствии со ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.3).
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8).
Суду были представлены бесспорные доказательства тому, что первоначально с жалобой на бездействия службы судебных приставов-исполнителей ООО «КА «Содействие» обратилось 08.01.2019 года.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· отсутствие РґСЂСѓРіРёС… фактических доказательств, свидетельствующих Рѕ том, что Рѕ нарушенном праве РћРћРћ «КА «Содействие» узнало ранее, СЃСѓРґ полагает, что административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Рѕ бездействии службы судебных приставов-исполнителей, выразившемся РІ неисполнении судебных решений, РїРѕ которым РћРћРћ «КА «Содействие» является взыскателем, должно было быть подано РІ течение 10 дней СЃРѕ РґРЅСЏ, РєРѕРіРґР° взыскателю стало известно Рѕ нарушенном праве.
Более того, если исходить из позиции административного истца, который исчисляет сроки с момента получения последнего ответа на жалобу о бездействии УФССП России по Липецкой области, то указанное постановление от 01.03.2019 года было получено представителем административного истца по доверенности Брусницыным Д.С. 12.03.2019 года, следовательно, административный иск должен быть подан не позднее 22.03.2019 года включительно. При этом оснований для переноса срока на первый рабочий день – 25.03.2019 года не имеется, так как последний день – 22.03.2019 года пришелся на рабочий день – пятница, в который право на защиту могло быть реализовано. При этом, суд учитывает, что административный иск был подан посредством электронного документооборота, то есть без необходимости несения дополнительных временных затрат.
Часть 2 ст.15 Федерального закона "Об исполнительном производстве", предусматривает, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
10
Между тем названная статья регламентирует установление и исчисление сроков в исполнительном производстве, то есть в ходе принудительного исполнения судебными приставами-исполнителями исполнительных документов.
Обжалование в суд действий должностного лица службы судебных приставов не относится к исполнительным действиям, поэтому положения части 2 ст.15 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в данном случае не подлежат применению.
Рзложенное свидетельствует РѕР± отсутствии оснований для признания причин РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° уважительными.
Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении административного иска.
Несмотря на указанное обстоятельство, по иным доводам, изложенным в административном иске, также не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия службы судебных приставов.
Требования, содержащиеся в исполнительном документе, по общему правилу должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч.1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве).
Данный срок не является пресекательным и его окончание не ведет к обязательному окончанию или прекращению исполнительного производства.
Перечень оснований для прекращения исполнительного производства предусмотрен в ст. 43 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Суть требований административного истца сводится к признанию незаконным бездействий, выразившихся в отказе в соединении исполнительных производств в одно сводное производство, несогласии с принятыми решениями об окончании исполнительных производств, при наличии реальной возможности указанные решения исполнить, длительное неисполнение вступивших в законную силу решений суда.
Вместе с тем, указанные доводы административного иска своего подтверждения в судебном заседании не нашли.
Как было указано, Законом предусмотрен двухмесячный срок принудительного исполнения решения суда, который не является пресекательным.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», разъяснено, что отсутствие реального исполнения само по себе не является основанием для возложения на государство обязанности по возмещению не полученных от должника сумм по исполнительному документу, поскольку ответственность государства ограничивается надлежащей организацией принудительного исполнения этих судебных актов и не подразумевает обязательности положительного результата, если таковой обусловлен объективными обстоятельствами, зависящими от должника.
11
То есть сам факт неполучения денежных средств по исполнительному листу не свидетельствует о причинении вреда взыскателю и не является основанием для возложения на государство обязанности возместить неполученные суммы по исполнительному листу.
В рассматриваемом случае, юридически значимыми обстоятельствами является соответствуют ли действия должностного лица действующему законодательству и не нарушаются ли права и охраняемые законом интересы заявителя. Причем указанные обстоятельства должны быть установлены одновременно.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· правового анализа положений главы 22 Кодекса РѕР± административном судопроизводстве Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации основанием для удовлетворения административного РёСЃРєР° РѕР± оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) РІ результате которых нарушены права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ гражданина; созданы препятствия Рє осуществлению гражданином его прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ; РЅР° гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или РѕРЅ незаконно привлечен Рє ответственности.
Согласно п. 1, 2 ст. 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
В соответствии с ч. 5 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
Судом установлено, подтверждается материалами исполнительных производств, что в ходе исполнения требований всех указанных выше исполнительных производств были предприняты предусмотренные Законом об исполнительном производстве необходимые меры на установление имущества, принадлежащего должникам на праве собственности путем направления запросов в регистрирующие и контролирующие органы, в том числе кредитные учреждения на предмет выявления открытых счетов и денежных средств на них, совершались выходы по месту жительства должников, объявлялся исполнительный розыск, временно ограничивался на выезд из Российской Федерации.
Таким образом, проанализировав представленные суду доказательства исполнения исполнительных производств, суд приходит к выводу, что судебными приставами-исполнителями совершены исполнительные действия и применены меры принудительного исполнения в отношении должников. Объем и обоснованность применения тех или иных мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель определяет самостоятельно в каждом конкретном случае с учетом имеющихся сведений, поступающих от регистрирующих и контролирующих органов, а также из кредитных организаций.
Вопреки доводам административного истца о наличии реальной возможности исполнения решений судов УФССП России по Липецкой области в связи с нахождением исполнительных производств на исполнении более 2 месяцев, указанные обстоятельства своего подтверждения в судебном заседании не нашли.
12
Постановления об окончании исполнительных производств административный истец не обжаловал, оснований для возложения на службу судебных приставов обязанности по возобновлению исполнительных производств у суда не имеется. Учитывая изложенные обстоятельства, общедоступность сведений о возбуждении и окончании и исполнительных производств согласно представленным структурным подразделениями УФССП России по Липецкой области сведениям на официальном сайте ФССП России, имеет место пропуск срока для оспаривания постановлений об окончании исполнительных производств, что не лишает взыскателя повторного предъявления исполнительного документа на исполнение.
Также не нашли своего объективного подтверждения и доводы административного истца о неполучении постановлений об окончании исполнительных производств и оригиналов исполнительных документов, указанное обстоятельство опровергается в том числе и тем, что взыскатель после окончания исполненных документов, воспользовавшись своим правом, вновь предъявлял исполнительные листы на исполнение (исполнительное производство №№ от 18.03.2019 в отношении должника Кувшинова В.А. по делу №2-4486/2009 и др.)
Кроме того, как указывалось ранее, указанное обстоятельство опровергается реестром почтовых отправлений.
Отвергает суд и довод административного истца о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по обращению в суд с заявлениями о выдаче дубликатов исполнительных листов, поскольку действующими нормативно-правовыми актами такая обязанность не закреплена.
Более того, согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016г. № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Положениями ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Также ст. 64 указанного Федерального закона РФ определяет перечень действий, которые вправе осуществить судебный пристав-исполнитель для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
При этом из смысла закона следует, что принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя; несогласие взыскателя с избранными должностным лицом исполнительными действиями, их последовательностью, не является основанием для вывода о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя.
13
В силу приведенных выводов, у суда отсутствует законные основания для признания незаконным бездействия перечисленных в административном иске лиц.
Не подлежит удовлетворению и требование о возложении на главного судебного пристава Липецкой области обязанностей по: возобновлению оконченных исполнительных производств, восстановлении утраченных исполнительных документов, объединению исполнительных производств в сводное, по проведению комплекса мероприятий, направленных на исполнение решений судов.
Согласно п. 3 ст. 5 ФЗ № 229-ФЗ полномочия судебных приставов-исполнителей определяются ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «О судебных приставах» и иными федеральными законами. В своей деятельности судебный пристав-исполнитель самостоятельно выбирает способы, направленные на исполнение решений суда.
Следовательно, суд, наделенный правом возложения обязанностей, вытекающих из необходимости соблюдения требований законности, не может определять круг полномочий судебных приставов или наложить обязанность, не предусмотренную в законодательстве или указанную как право должностного лица, а не обязанность.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 218, 360 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворения административного РёСЃРєР° РћРћРћ «Коллекторское агентство «Содействие» Рє руководителю УФССП РїРѕ Липецкой области – главному судебному приставу Липецкой области Макарову Глебу Валентиновичу, директору ФССП - главному судебному приставу Аристову Дмитрию Владимировичу, заместителю директора ФССП - заместителю главного судебного пристава Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Фирстову Денису Александровичу, ФССП Р РѕСЃСЃРёРё, начальнику отдела организации исполнительного производства УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Липецкой области – Быкову Михаилу Рльичу Рѕ признании бездействия незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Санкина
Мотивированное решение принято 28.05.2019 года