Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Петрозаводск «11» декабря 2015 года
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Семичевой Е.Н.,
при секретаре Большаковой Е.С.,
с участием истца Миртовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-10787 по иску Миртовой А.Ю. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Миртова А.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) о предоставлении жилого помещения, по тем основаниям, что она относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с лишением ее родителей родительских прав. В <данные изъяты> года решением городской жилищной комиссии она признана нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена, вынуждена с малолетним ребенком снимать жилое помещение. Просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Петрозаводском городском округе.
При подготовке дела к судебному разбирательству, определением суда от <данные изъяты> года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Республики Карелия.
В судебном заседании Миртова А.Ю. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик – представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в письменных возражениях просят дело рассмотреть без их участия, считают заявленные требования не обоснованными, по тем основаниям, что истец в установленном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список лиц, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями под номером №. Таким образом, уже принято решение об обеспечении (предоставлении) Миртовой А.Ю. жилого помещения по договору специализированного найма.
Представитель третьего лица Министерства образования Республики Карелия в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавших до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобод.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон о дополнительных гарантиях), как в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ (далее Закон № 15-ФЗ), так и в ранее действовавших, государство гарантирует детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, нуждающимся в жилье, предоставление жилого помещения.
Так, абз.2 п.1 ст.8 названного закона, в редакции Федеральных законов от 08.02.1998 года и от 22.08.2004 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу приведенных норм для реализации положений об обеспечении жильем ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо лиц их числа имеет значение только факт его нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии с абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 3 ст. 8 того же Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно п. 7 ст. 8 того же закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п.п. 8, 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу п.п. 3 и 4 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства РК от 16.04.2013 года № 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа. Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения на основании списка.
В силу ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления ) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Статья 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает два основных требования, которые должны быть соблюдены в целях обеспечения надлежащей передачи государственных полномочий: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законом субъектов Российской Федерации; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводится в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
Статьей 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК государственные полномочия по обеспечению данной категории граждан жилой площадью переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия и предусмотрено соответствующее финансирование за счет средств бюджета Республики Карелия расходов по обеспечению дополнительных мер социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п. «з» ч.2 ст. 4 Закона Республики Карелия орган исполнительной власти РК, уполномоченный Правительством РК, формирует список детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 6 ст. 3 данного Закона.
Таковым органом является Министерство образования Республики Карелия, которому для формирования списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляются сведения органами местного самоуправления.
Согласно ст. 20 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных государственных полномочий. Основанием для отказа от исполнения указанных полномочий, может являться только признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона.
В целях установления и исполнения переданных государственных полномочий администрация Петрозаводского городского округа постановлением от 29.03.2013 года № 1206 утвердила Положение об осуществлении переданных государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 6 данного Положения жилые помещения детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям Петрозаводского городского округа, по нормам, установленным пунктом 7 настоящего Положения.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что в качестве нормы предоставления площади жилого помещения при осуществлении переданных государственных полномочий (далее - норма предоставления жилого помещения) применяются нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующие на территории Петрозаводского городского округа с учётом требований ст. 58 ЖК РФ.
В судебном заседании установлено, что Прядкина А.Ю., родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родителями записаны Прядкин Ю.Г. и Зобкова А.А., что подтверждается свидетельством о рождения № №, выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Прядкин Ю.Г. и Зобкова А.А. лишены родительских прав в отношении дочери Прядкиной А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением мэрии Муезерского района Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Прядкиной А.Ю. установлена опека.
Постановлением Главы Муезерского района республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> была освобождена от обязанности опекуна Прядкиной А.Ю. и с ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней назначена <данные изъяты>.
Вместе с тем, из представленных документов не усматривается, что за несовершеннолетней Прядкиной А.Ю. закреплялось какое-либо жилое помещение.
Таким образом, Прядкина А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ Прядкина А.Ю. заключила брак с Кроливецким Н.А., после заключения брака ей была присвоена фамилия Кроливецкая.
Из справки МКП «ППС» следует, что истец Миртрова (в браке Кроливецкая) А.Ю. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Как пояснила в судебном заседании истец она с маленьким ребенком проживает в настоящее время по адресу: <адрес>, данное жилое помещение она снимает.
Городской жилищной комиссией управления жилищного хозяйства комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании Кроливецкой А.Ю. нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Приказом Министерства образования Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № истец внесена в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Петрозаводскому городскому округу, состоит под номером №.
Из свидетельства № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Кроливецкая А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения переменила фамилию на Миртова.
Факт нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения не оспаривается ответчиком и в данном случае признается им, поскольку именно органом местного самоуправления истец признан нуждающимся в предоставлении специализированного жилого помещения.
Вместе с тем, соответствующее право истца не реализовано, в настоящее время жилого помещения, соответствующего требованиям действующего законодательства, истец для постоянного проживания не имеет.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, исходя из положений действующего законодательства, принимая во внимание, что жилое помещение истцу не предоставлено, в настоящее время истица проживает в <адрес>, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы Администрации об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, изложенные в письменном отзыве, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию Петрозаводского городского предоставить Миртовой А.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <данные изъяты> общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Миртовой А.Ю. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Миртовой А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям Петрозаводского городского округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям, специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Петрозаводском городском округе.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд.
Председательствующий: Е.Н. Семичева