Решение по делу № 2а-21/2019 от 28.11.2018

Дело а-21/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2019 года г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Фадеева А.Ю., при секретаре Боровковой Н.А. с участием заместителя прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппова Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области о признании бездействия администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области по обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств и граждан по дороге общего пользования местного значения «Макарьев – Комсомолка» незаконным и возложении обязанности не позднее 01.12.2019 принять комплекс мер к обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств и граждан по дороге общего пользования местного значения «Макарьев – Комсомолка»,

установил:

Прокурор Макарьевского района Костромской области, действующий в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Макарьевский районный суд Костромской области с вышеуказанным административным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Макарьевского района Костромской области проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности администрацией городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области. Проверкой установлены факты ненадлежащего осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта городского поселения г. Макарьев в части непринятия мер к организации транспортной доступности п. Комсомолка, ул. Холодная Заводь. Вопреки п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 13, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», полномочия по обеспечению транспортной доступности п. Комсомолка на автомобильной дороге Макарьев – Комсомолка», находящейся в муниципальной собственности муниципального образования городское поселение г. Макарьев, не реализованы. В настоящее время сообщение между п. Комсомолка и г. Макарьев осуществляется с использованием частной паромной (понтонно-тросовой) переправы, с собственником которой у административного ответчика отсутствуют договорные отношения. Перевозка пассажиров осуществляется по расписанию и тарифам, установленным собственником переправы самостоятельно без каких-либо согласований с уполномоченными органами. Бездействие администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области нарушает права граждан на свободное и бесплатное передвижение по автомобильным дорогам общего пользования, получение транспортных услуг в виду отсутствия возможности беспрепятственного передвижения через реку Унжа по автомобильной дороге Макарьев – Комсомолка. По указанным нарушениям главе городского поселения г. Макарьев 09.10.2018 внесено представление, которое рассмотрено 07.11.2018, признано необоснованным, так как по мнению администрации городского поселения, понтонно-тросовая переправа на автомобильной дороге Макарьев – Комсомолка организована индивидуальным предпринимателем ФИО2 В то же время, согласно объяснениям ИП ФИО2 от 11.10.2018, он с помощью понтонно-тросовой переправы осуществляет перевозку только лесовозов с лесом по договорам с индивидуальными предпринимателями. Согласно информации, размещённой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, лицензия на перевозку внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, предусмотренная п. 20 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» у ИП ФИО2 отсутствует, в связи с чем, на законных основаниях деятельности по перевозке пассажиров через р. Унжа им осуществляться не может. Таким образом, пассажирское сообщение с п. Комсомолка в настоящее время отсутствует. Автомобильная дорога Макарьев – Комсомолка находится в муниципальной собственности городского поселения г. Макарьев, полностью располагается в границах территории городского поселения г. Макарьев, в том числе, и участок пересечения дороги р. Унжа. Непринятие мер к обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств и граждан по дороге общего пользования местного значения Макарьев – Комсомолка в связи с отсутствием переправы через р. Унжа не позволяет обеспечить оперативное прибытие в п. Комсомолка, с. Тимошино, п. Выгорки специализированных служб – скорой медицинской помощи, полиции, пожарных, препятствует получению жителями и гостями п. Комсомолка и других населённых пунктов медицинской, социальной помощи, услуг образования, снабжения предметами первой необходимости и влечет другие негативные последствия. Неисполнение органом местного самоуправления полномочий по организации транспортной доступности нарушает права неопределённого лиц на свободу передвижения, использование автомобильных дорог общего пользования.

В судебном заседании заместитель прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппов Н.М. поддержал требования, изложенные в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить. Дополнительно отметил, что в настоящее время отсутствует возможность беспрепятственного проезда между г. Макарьев и п. Комсомолка, разрешительной документации на ледовую переправу не имеется, в связи с чем, нет гарантий безопасности в пользовании ледовой переправой.

Администрация городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, извещённая о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителей не направила, о причинах неявки суду не сообщила, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела (л.д. 50).

Ранее в ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика Панков С.Н. исковые требования не признал, указав, что у ИП ФИО2 имеется разрешение на обустройство понтонно-тросовой переправы. В обоснование отсутствия бездействия администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области по обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств и граждан по дороге общего пользования местного значения «Макарьев – Комсомолка» указал на наличие договоров аренды земельного участка, протоколов рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды (л.д. 30, 31, 46, 47).

Заинтересованное лицо – межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Макарьевский», извещённый о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителей не направил, о причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела (л.д. 49).

На основании ст. 150 КАС РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Макарьевский».

Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №1 пояснил, что до 28.11.2018 он работал в должности директора муниципального предприятия г. Макарьев «Макарьевское коммунальное хозяйство». Данное предприятие по договору с администрацией городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области занималось грейдированием дорог общего пользования в п. Комсомолка. Переправа через р. Унжа между г. Макарьев и п. Комсомолка отсутствует ежегодно на протяжении около 6 месяцев. В летние периоды грейдирование дорог п. Комсомолка осуществлялось в июле, если будет возможно перевезти грейдер на противоположный берег. В зимние периоды грейдирование дорог начиналось после того, как ледовая переправа вводилась в эксплуатацию. Он, как частное лицо, в летний период платил 200 рублей за переправу на другой берег в одну сторону.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №2 пояснил, что он работает в должности главного инженера в Макарьевском филиале областного государственного бюджетного учреждения «Костромаавтодор». Данное предприятие занимается ремонтом и содержанием дорог, в том числе, на территории Макарьевского района Костромской области. С переправой через р. Унжа в г. Макарьеве имеются трудности весной и осенью. Ранее для переправы в п. Комсомолка существовал паром, который находился в ведомстве городского поселения г. Макарьев, однако он не функционирует уже более 10-15 лет. В п. Комсомолка можно добраться по объездной дороге через п. Горчуха, но это получается очень затруднительно, поскольку в таком случае, расстояние от г. Макарьева до п. Комсомолка составит около 90 километров.

Выслушав заместителя прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппова Н.М., допросив свидетелей, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с пунктами 3, 5, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Под безопасностью дорожного движения в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В силу ч. 2 ст. 2 Устава муниципального образования городское поселение город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области (принят решением Совета депутатов городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области от 28.11.2005 №6, далее - Устав), территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов (город Макарьев, поселок Комсомолка, поселок Холодная Заводь), прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ поселения.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 17 п. 7 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2013 №28505), в состав работ по зимнему содержанию входит устройство, поддержание в чистоте и порядке ледовых переправ.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в собственности муниципального образования городское поселение г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области находится сооружение «автомобильная дорога г. Макарьев – Комсомолка, назначение: нежилое, сооружения дорожного транспорта, протяженность 3120 м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Костромская область, Макарьевский район, автомобильная дорога г. Макарьев – п. Комсомолка (л.д. 11).

09.10.2018 главе городского поселения г. Макарьев прокурором было вынесено представление с требованием организовать переправу через р. Унжа (л.д. 8).

Согласно ответа на представление главы городского поселения г. Макарьев от 07.11.2018 №2044, указанные в представлении нарушения законодательства не имели места (л.д. 9).

Из акта проверки от 28.11.2018, составленного заместителем прокурора Макарьевского района Костромской области Филипповым Н.М., следует, что в ходе обследование установлено, что на автодороге г. Макарьев – п. Комсомолка на расстоянии около 1 км от г. Макарьева расположена паромно-тросовая переправа через р. Унжа, представляющая из себя самодельный паром, составленный из двух скрепленных между собой понтонов, троса, натянутого через р. Унжа. В связи с наличием льда паром не используется. Паром стоит на берегу со стороны г. Макарьева рядом с дорогой г. Макарьев – п. Комсомолка. На расстоянии около 20 метров от стоящего на берегу парома имеются многочисленные следы людей, переходивших по льду через р. Унжа на другой берег, разложенные на льду р. Унжа доски (горбыль) в виде импровизированной гати на другой берег р. Унжа. За паромом на расстоянии около 70-100 метров от тропы имеется длинная полынья (участок открытой воды) на р. Унжа (л.д. 18-20).

Согласно объяснений индивидуального предпринимателя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, он является владельцем переправы в районе р. Унжа в г. Макарьеве. Переправа через р. Унжа осуществляется через понтонно-тросовую переправу с помощью катера. Через р. Унжа он осуществляет перевозку грузовых автомашин – лесовозов, причем, только тех предпринимателей, с которым заключены соответствующие договоры. Тариф на перевозку грузового транспорта составляет 2000 руб. с одного лесовоза в обе стороны. Перевозка легкового транспорта в настоящий момент не осуществляется (л.д. 15).

Судом отвергаются доводы представителя административного ответчика об отсутствии бездействия администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области по обеспечению беспрепятственного проезда по дороге общего пользования местного значения «Макарьев – Комсомолка», в связи с имеющимся разрешением у ИП ФИО2 на обустройство и содержание понтонно-тросовой переправы, а также в связи с заключенным договорами аренды земельных участков с ФИО7, поскольку из объяснений ФИО2 следует, что им осуществляется перевозка только грузовых автомобилей по заключенным договорам, а из договоров аренды, заключенных с ФИО7 не усматривается, что они заключены в целях последующего обустройства переправы на автомобильной дороге г. Макарьев – п. Комсомолка (л.д. 36-39, 41-44).

При таких обстоятельствах, учитывая, что имеют место быть нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности со стороны администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, суд находит административные исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого должен быть принят комплекс мер к обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств и граждан по дороге общего пользования местного значения «г. Макарьев – п. Комсомолка», суд учитывает доводы административного истца и полагает, что заявленный срок – до 01.12.2019 - является разумным и достаточным для устранения административным ответчиком нарушений законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области к администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области по обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств и граждан по дороге общего пользования местного значения «Макарьев – Комсомолка».

Обязать администрацию городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области не позднее 01.12.2019 принять комплекс мер к обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств и граждан по дороге общего пользования местного значения «Макарьев – Комсомолка».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.Ю. Фадеев

Решение в окончательной форме принято 19 января 2019 года.

2а-21/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Макарьевского района
Ответчики
Администрация городского поселения город Макарьев
Другие
ОГИБДД МО МВД России "Макарьевский"
МО МВД России "Макарьевский"
Суд
Макарьевский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
makarievsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
03.04.2020Дело передано в архив
14.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее