Решение по делу № 33а-1505/2020 от 12.03.2020

Дело № 33а-1505/2020(суд 2-й инстанции)        Докладчик Семёнов А.В.

Дело №2а-972/2019 (суд 1-й инстанции)         Судья Колупаева С.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Астровко Е.П.,

судей Семёнова А.В. и Кирюшиной О.А.,

при секретаре Ворониной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 2 июня 2020 года административное дело по апелляционной жалобе администрации Кольчугинского района Владимирской области на решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 26 декабря 2019 года, которым удовлетворены исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора, признано незаконным бездействие администрации Кольчугинского района Владимирской области, выразившееся в необеспечении земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв. м, расположенного по адресу: ****, объектами инженерной инфраструктуры: водоснабжение, газоснабжение, на администрацию Кольчугинского района Владимирской области возложена обязанность в течение года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить указанный земельный участок объектами инженерной инфраструктуры: водоснабжение, газоснабжение.

Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кольчугинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту многодетной семьи Амбарцумовых к администрации Кольчугинского района Владимирской области, предъявив вышеуказанные требования.

В обоснование иска указано на то, что в результате проведенной прокуратурой по обращению Амбарцумовой Л.А. проверки был установлен факт нарушения администрацией Кольчугинского района требований федерального законодательства при бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям: на предоставленном истцам в собственность для индивидуального жилищного строительства земельном участке отсутствуют инженерные коммуникации: централизованные сети водоснабжения и газоснабжение. По результатам проверки в адрес главы администрации Кольчугинского района 04.10.2018 внесено представление, однако до настоящего времени меры по устранению нарушений не приняты. Прокурор полагал, что отсутствие инженерной инфраструктуры нарушает право истцов на защиту и государственную поддержку материнства и детства.

Судом постановлено оспариваемое решение.

В апелляционной жалобе администрация Кольчугинского района просит решение суда изменить в части признания незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении земельного участка Амбарцумовых объектами инженерной инфраструктуры: газоснабжение, а также в части установленных судом сроков исполнения решения.

Указывает, что предоставленный многодетной семье Амбарцумовых земельный участок с кадастровым номером **** обеспечен газоснабжением, общая труба проходит рядом с участком, имеется возможность подключения, а строительство газопровода-ввода до границ земельного участка не входит в обязанности органа местного самоуправления.

Поясняет, что в соответствии с п.5.3.2 ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» технологическое присоединение (врезка) к действующему газопроводу относится к газоопасным работам, должно осуществляться сразу до жилого дома, а не до границы земельного участка с установлением заглушки на газопроводе-вводе.

Считает, что выводы суда об обязании провести газопровод-ввод до земельного участка семьи Амбарцумовых не согласуется ни с обязанностями, возложенными на органы местного самоуправления, ни со сложившейся практикой, ни с обеспечением мер безопасности при проведении мероприятий по строительству газопровода-ввода.

Находит несоразмерным и подлежащим изменению установленный годичный срок для исполнения решения суда с учетом того, что мероприятия по обеспечению земельного участка указанными объектами инженерной инфраструктуры (изготовление проектной документации, выбор исполнителя, подача заявки на софинансирование из средств областного бюджета, заключение контакта с победителем аукциона на строительство объектов инфраструктуры, мероприятия про строительству) займут до 2,5 лет, на их реализацию необходимо затратить около 2 млн. руб. из бюджета МО г.Кольчугино, которые в городском бюджете на 2020 г.и на период 2021-2022 г.г. не запланированы.

Административный ответчик просит решение суда изменить, учитывая сроки проведения мероприятий, необходимых для строительства инфраструктуры, а также отсутствие бюджетных средств в размере 2 млн. руб., увеличить срок исполнения решения суда до 2,5 лет.

Жалоба рассмотрена в отсутствие административных истцов Амбарцумовой Л.А., Амбарцумова Д.Р., Амбарцумова Б.Д., Амбарцумова Я.Д. и Понявиной В.М., явка которых обязательной не является и не признана судом.

Заслушав объяснения представителя административного истца прокурора Потапкова Г.А., представителя административного ответчика администрации Кольчугинского района Степановой С.О., представителя заинтересованного лица администрации Владимирской области Коптева Г.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции не связан доводами апелляционной жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке установлены статьей 310 КАС РФ.

В данном случае таких оснований не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортабельным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до июля 2012 года разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно Методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 09.09.2013 № 372, земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, отсутствия на земельном участке зон охраны производственных и особо опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Владимирской области от 25.02.2015 № 10-ОЗ «О регулировании земельный отношений на территории Владимирской области» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 № 1390 утверждена государственная программа Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», целью которой является повышение доступности жилья для населения Владимирской области. Для достижения этой цели предполагается решение задач, в том числе инфраструктурное обустройство земельных участков, предназначенных для развития территорий, а также предоставляемых семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области от 30.12.2016 № 1190 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Кольчугинского района», включающая в себя перечень подпрограмм, в том числе обеспечение жильем многодетных семей Кольчугинского района. Срок реализации программы 2017 – 2019 г.г., один из конченых результатов - обеспечение к 2019 г. 100% доли земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной и транспортной инфраструктурой. В процессе реализации программы, в неё вносились изменения, в части сроков реализации программы, объемов и источников финансирования.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что многодетной семье Амбарцумовых администрацией Кольчугинского района во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 предоставлен в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м., расположенный по адресу: ****. На данном земельном участке в 2018 году Амбарцумовыми возведен жилой дом площадью **** кв.м. Однако проживать в доме невозможно ввиду необеспечения земельного участка водо- и газоснабжением, что послужило поводом обращения административных истцов в Кольчугинскую межрайонную прокуратуру с заявлением о защите своих интересов в судебном порядке.

Представители административного ответчика отсутствие обеспеченности земельного участка водоснабжением не оспаривали, в подтверждение обеспеченности земельного участка газоснабжением представили схему сетей газопровода АО «Газпром газорапределение Владимир», указав что подключение к имеющемуся газопроводу должно осуществляться за счет средств собственников земельного участка.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Необходимость обеспечения коммунальной инфраструктурой непосредственно земельных участков вытекает и из соответствующих целевых программ Владимирской области и муниципального образования.

Принимая во внимание, что с 2017 года по день рассмотрения дела в суде земельный участок Амбарцумовых не обеспечен инженерной инфраструктурой, позволяющей использовать его по целевому назначению (индивидуальное жилищное строительство), бездействие органа местного самоуправления правомерно квалифицировано прокурором как незаконное.

Поскольку Кольчугинский межрайонный прокурор при обращении с настоящим иском представил доказательства, подтверждающие неисполнение администрацией Кольчугинского района Владимирской области обязанности по обеспечению выделенного многодетной семье земельного участка объектами инженерной инфраструктуры: водоснабжение, газоснабжение, у суда первой инстанции имелись предусмотренные ст.227 КАС РФ основания для удовлетворения заявленных требований и возложения обязанности совершить действия в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов лиц, в чьих интересах предъявлен административный иск.

Оснований не соглашаться с решением суда первой инстанции не имеется.

Возложение на администрацию Кольчугинского района Владимирской области обязанности обеспечить земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м., расположенный по адресу: **** инженерной инфраструктурой соответствует пункту 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09.09. 2013 № 372.

Установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, установлен с учетом положения ст.187 КАС РФ и длительности бездействии органа местного самоуправления в решении вопроса обеспечения земельного участка, находящегося в собственности административных истцов, коммунальной инфраструктурой.

Ссылка на отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на исполнение возлагаемого судом обязательства правового значения для рассматриваемого спора не имеет и само по себе не является основанием для освобождения административного ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.

Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом закона и основаниями для отмены или изменения судебного решения не являются.

Основания для освобождения от уплаты госпошлины

Руководствуясь статьями 306-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 26 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кольчугинского района Владимирской области – без удовлетворения.

Председательствующий                        Е.П. Астровко

Судьи                                    А.В. Семёнов

                                        О.А. Кирюшина

13.03.2020Передача дела судье
31.03.2020Судебное заседание
28.04.2020Судебное заседание
15.05.2020Производство по делу возобновлено
02.06.2020Судебное заседание
03.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2020Передано в экспедицию
02.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее