Решение по делу № 2-1629/2023 от 09.01.2023

2-1629/2023

10RS0011-01-2023-000247-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2023 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Зариповой Е.В.,

при секретаре Помазаевой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Петрозаводска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанности по оборудованию знаков дорожного движения,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Петрозаводска обратился в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанности по оборудованию знаков дорожного движения по следующим основаниям. Прокуратурой г. Петрозаводска в ходе проведения надзорных мероприятий по вопросу соблюдения Администрацией Петрозаводского городского округа требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлено следующее. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В силу п. 5.1.6 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» предусмотрено, что в населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части. В ходе проведенных надзорных мероприятий установлено, что до настоящего времени Администрацией Петрозаводского городского округа не обеспечено оборудование указанных дублирующих знаков на пересечении ул. Железнодорожной и пр. Первомайского, а также на пересечении ул. Ровио и ул. Торнева в г. Петрозаводске в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019. Данные обстоятельства существенно нарушают права неопределенного круга лиц на безопасность при осуществлении дорожного движения. Прокурор г. Петрозаводска просит возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанность по оборудованию дублирующих знаков 5.19.1 на пересечении ул. Железнодорожной и пр. Первомайского, а также на пересечении ул. Ровио и ул. Торнева в г. Петрозаводске в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019.

Определением суда от 11.01.2023 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство внутренних дел по Республике Карелия.

Определением суда от 23.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено УМВД России по г. Петрозаводску.

В судебном заседании помощник прокурора г. Петрозаводска Царицин Р.М. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, не возражал относительно установления срока исполнения решения суда до 01.08.2023.

Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа – Аникина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве, в котором указано на отсутствие финансирования требуемых прокурором мероприятий. В случае удовлетворения иска просила установить срок исполнения решения суда не ранее 01.08.2023.

Представитель третьего лица Министерства внутренних дел по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения на территории Петрозаводского городского округа исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица УМВД России по г. Петрозаводску в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения на территории Петрозаводского городского округа исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении № приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что прокуратурой г. Петрозаводска проведена проверка по вопросу соблюдения Администрацией Петрозаводского городского округа требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В результате проведенной проверки установлено, что Администрацией Петрозаводского городского округа не обеспечено оборудование дублирующих знаков на пересечении ул. Железнодорожной и пр. Первомайского, а также на пересечении ул.Ровио и ул. Торнева в г. Петрозаводске в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019.

ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по г. Петрозаводску в адрес Администрации Петрозаводского городского суда вынесено представление № об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, в том числе установить над проезжей частью в районе пешеходных переходов пр.Первомайский – ул. Железнодорожная, ул. Ровио – ул. Торнева дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» до 31.08.2022.

Постановлением мирового судьи судебного участка № г. Петрозаводска РК от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Администрация Петрозаводского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1).

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6).

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12).

Положениями ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения (п. 2); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6).

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в частности, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Частью 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно разделу 1 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст) настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений (далее, кроме раздела 8, - дорогах).

В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1 - 1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.24, установленные справа от проезжей части, должны дублироваться. Знаки 3.20 и 3.22 дублируются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении, знак 5.15.6 - на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях. Дублирующие знаки устанавливают на конструктивно выделенной разделительной полосе. На дорогах с разделительной полосой, выделенной только разметкой 1.2, или без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают: - слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам; - над проезжей частью в случаях, когда встречное движение осуществляется по трем или более полосам. При необходимости допускается дублировать таким же образом и другие знаки. На дорогах с тремя и более полосами для движения во встречном направлении допускается дублирование временных дорожных знаков на разделительной полосе, выделенной только разметкой 1.2, при ее отсутствии временные знаки дублируются слева от проезжей части.

В населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части.

Оценивая вышеуказанные нормы права и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению соответствия состояния автомобильной дороги на пересечении ул. Железнодорожной и пр.Первомайского в г. Петрозаводске и на пересечении ул. Ровио и ул. Торнева в г.Петрозаводске при ее содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа. Выявленные Прокуратурой г. Петрозаводска нарушения препятствуют обеспечению безопасности дорожного движения, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Довод ответчика об отсутствии финансирования, приведенный в обоснование своих возражений, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку обязанность по выполнению соответствующих мероприятий на орган местного управления возложена законом.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.

С учетом того, что бюджет Петрозаводского городского округа на 2023 год сформирован, суд полагает возможным удовлетворить ходатайство ответчика Администрации Петрозаводского городского округа, обязав его произвести указанные действия в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в срок до 01.08.2023.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск Прокурора города Петрозаводска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанности по оборудованию знаков дорожного движения удовлетворить.

Возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа (ИНН 1001040505) обязанность по оборудованию дублирующих знаков 5.19.1 на пересечении ул. Железнодорожной и пр. Первомайского в г. Петрозаводске, на пересечении ул. Ровио и ул. Торнева в г. Петрозаводске, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019, в срок до 01.08.2023.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья                                  Е.В. Зарипова

Мотивированное решение составлено 06.02.2023.

2-1629/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Петрозаводска
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
УМВД России по г. Петрозаводску
Министерство внутренних дел по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Зарипова Елена Валентиновна
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2023Передача материалов судье
11.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
06.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2023Дело оформлено
14.03.2023Дело передано в архив
02.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее