Судья Веселкова Т.А. Дело № 33-969/2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 16 февраля 2017 г. дело по апелляционной жалобе Амосова Ю.Е. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 декабря 2016 г., по которому
отказано Амосову Ю.Е. в иске к УФСИН России по Республике Коми о признании приказа от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об увольнении со службы в связи с утратой доверия незаконным, о признании малозначительным проступок, выразившийся в непредставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетней дочери, об обязании изменить формулировку увольнения с пункта «б» статьи 38.2 на пункт «в» статьи 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дела Российской Федерации, о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и других причитающихся выплат в связи с выходом на пенсию, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя Амосова Ю.Е. Куцзнецова И.М., представителя УФСИН России по Республике Коми Гичева А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Амосов Е.Ю. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми (далее по тексту – УФСИН России по Республике Коми), в окончательном варианте исковых требований просил признать незаконным приказ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об увольнении со службы в связи с утратой доверия, признать малозначительным проступок, выразившийся в непредставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетней дочери, обязать изменить формулировку увольнения с пункта «б» статьи 38.2 на пункт «в» статьи 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дела Российской Федерации, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и другие причитающиеся выплаты в связи с выходом на пенсию, компенсацию морального вреда.
Ответчик иск не признал.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
По делу установлено, что Амосов Ю.Е. с <Дата обезличена> проходил службу в уголовно-исполнительной системе в различных должностях, с <Дата обезличена> – в должности ....
По условиям контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, заключенного <Дата обезличена>, Амосов Ю.Е. брал на себя обязательства по соблюдению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать внутренний распорядок образовательного учреждения, служебную и учебную дисциплину.
Пунктом 102 должностной инструкции ... предусмотрена обязанность своевременно и достоверно представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в установленном законодательством порядке в соответствии с перечнем должностей, утвержденных законодательством Российской Федерации.
11 мая 2016 г. Амосов Ю.Е. обратился с рапортом в адрес УФСИН о невозможности по объективным причинам представить в отдел кадров и работы с личным составом УФСИН полные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на несовершеннолетнего ребенка А.К.Ю. в связи с тем, что с матерью ребенка С.О.М. в браке не состоит, совместно не проживают. Никаких денежных средств (по решению суда), акций, ценных бумаг, недвижимого (движимого) имущества он на ребенка не переводил и не отчуждал. Любые данные для составления справки о доходах ребенка получить не представляется возможным.
19 июля 2016 г. на имя врип начальника УФСИН России по Республике Коми поступила докладная записка от начальника отдела организации работы по противодействию коррупции и инспекции по личному составу УФСИН, в которой, в частности, указано на непредставление Амосовым Ю.Е. справки на свою несовершеннолетнюю дочь К., <Дата обезличена> года рождения.
Приказом УФСИН России по Республике Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-лс Амосов Ю.Е. уволен с даты издания приказа из уголовно-исполнительной системы по пункту «б» статьи 38.2 утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений).
Основанием для его издания явились рекомендации аттестационной комиссии УФСИН России по Республике Коми по рассмотрению вопросов соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов от <Дата обезличена> и представление к увольнению из уголовно-исполнительной системы ... Амосова Ю.Е. от той же даты, из которых следует, что указанный сотрудник в нарушение требований пункта 5 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559, не представил сведения о доходах несовершеннолетнего ребенка (дочери) за 2015 год, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников, а также сведения об имуществе, принадлежащем ей на праве собственности, и о ее обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода. Причина непредставления указанных сведений признана неуважительной.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что увольнение истца произведено ответчиком при наличии предусмотренных законом оснований, нарушений процедуры увольнения не допущено.
Судебная коллегия полагает приведенные в решении суда первой инстанции выводы соответствующими нормам права, регулирующим правоотношения спорящих сторон, и основанными на установленных по делу обстоятельствах.
Как закреплено в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение № 559).
Установлен срок подачи указанных сведений - не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (подпункт «б» пункта 3 Положения № 559).
На основании пункта 5 Положения № 559 государственный служащий представляет ежегодно, в том числе, сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
В силу пункта 9 Положения № 559, если гражданский служащий не имеет возможности представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по объективным причинам, данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В случае непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Положения № 559).
Согласно пункту «б» статьи 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия, в том числе за непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Взыскания, предусмотренные статьей 38.2 настоящего Положения, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа внутренних дел по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Исходя из положений приведенных выше норм применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд первой инстанции обоснованно признал увольнение истца законным.
Кроме того, суд правомерно посчитал соблюденными со стороны ответчика срок и процедуру применения дисциплинарного взыскания, а примененную меру взыскания – соразмерной характеру дисциплинарного проступка и обстоятельствам его совершения. При этом суд исходил из того, что работодатель с момента получения докладной записки от 19 июля 2016 г. сразу инициировал проведение проверки, применяя конкретную меру дисциплинарного взыскания, принял во внимание результаты заседания аттестационной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, запросил у истца объяснения по факту, послужившему основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Довод в жалобе о том, что до применения взыскания ответчиком не установлены истинные причины непредставления истцом сведений о доходах несовершеннолетней дочери, ее имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, отклоняется судебной коллегией.
Как установлено при рассмотрении дела судом первой инстанции, 8 августа 2016 г. Амосову Ю.Е. через начальника ФКУ ... УФСИН России по РК было представлено уведомление и запрос от 1 августа 2016 г. <Номер обезличен>, где ему сообщалось, что 29 июля 2016 г. в отношении него назначено проведение проверки достоверности и полноты, представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, а также предложено представить письменные объяснения о том, почему им не представлены сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год на его несовершеннолетнюю дочь.
Отказ Амосова Ю.Е. предоставить членам комиссии письменные объяснения по вышеперечисленным обстоятельствам подтверждается исследованными судом доказательствами – актом от 8 августа 2016 года и видеозаписью.
Доводы апелляционной жалобы в целом не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для принятия решения по существу спора, влияли бы на обоснованность и законность решения, в связи с чем не могут служить основанием для его отмены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Амосова Ю.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи