Решение от 31.10.2023 по делу № 33-5475/2023 от 22.09.2023

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 октября 2023 года по делу № 33-5475/2023

Судья Кузнецова Н.А. Дело № 2-4305/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,

судей Ждановой Е.А., Мамаевой Н.А.,

при секретаре Хвостовой М.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 31 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по Кировской области Таракановой Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 01 августа 2023 года, которым с учетом определения того же суда об исправлении описки от 01 августа 2023 года постановлено об удовлетворении иска Черных А.В.:

обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по Кировской области обеспечить Черных А.В. техническим средством реабилитации в виде протеза <данные изъяты> с микропроцессорным управлением (позиция 8-07-12), предусмотренным индивидуальной программой реабилитации .

Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Черных А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по Кировской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации. Указал, что является инвалидом войны, ему определена группа инвалидности бессрочно по причине ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы, основной диагноз - <данные изъяты>. Индивидуальной программой реабилитации установлено, что истец должен быть обеспечен техническим средством реабилитации в виде протеза <данные изъяты> с внешним источником энергии, который был им получен 20.12.2019 по акту №7133-12. Данный протез в соответствии с ранее действовавшим приказом Минтруда России от 13.02.2018 № 85н и приказом Минтруда России от 05.03.2021 № 107н имел срок пользования (эксплуатации) не менее 2 лет. 27.02.2023 по истечении минимального срока эксплуатации протеза на основании вновь утвержденной ИПР, также в связи с утратой протеза в процессе его эксплуатации, истец обратился в ОСФР по Кировской области с просьбой предоставить ему ТСР в виде протеза <данные изъяты> с внешним источником энергии. ОСФР по Кировской области сообщило, что в случае непредставления утраченного протеза на медико-техническую экспертизу правовые основания для принятия решения о предоставлении нового протеза в соответствии с программой реабилитации отсутствуют, аналогичный ответ дан 24.04.2023. Истец считает, что требования о том, что предоставлению ему нового протеза должна предшествовать медико-техническая экспертиза ранее выданного протеза для установления необходимости замены, противоречат нормативным положениям, гарантирующим инвалидам получение TCP. Соответствующие органы государственной власти могут не исполнять программу реабилитации только в случае отказа от нее инвалида, чего в рассматриваемом случае не было. Обеспечение инвалида TCP не может быть поставлено в зависимость от возможности проведения медико-технической экспертизы изделия, тем более что ранее полученный протез предоставить на экспертизу не представляется возможным в связи с его утерей. В связи с изложенным Черных А.В. просил суд обязать ОСФР по Кировской области обеспечить его техническим средством реабилитации в виде протеза <данные изъяты> с микропроцессорным управлением (позиция 8-07-12), предусмотренным индивидуальной программой реабилитации .

Судом постановлено решение об удовлетворении иска.

С решением суда не согласилась представитель ОСФР по Кировской области Тараканова Е.А., в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в иске. Полагает необоснованным вывод суда о презумпции добросовестного поведения Черных А.В., поскольку на медико-техническую экспертизу техническое средство реабилитации им представлено не было, документального подтверждения его утраты в суд также не приложено. Представление протеза на экспертизу является обязательным условием, предусмотренным Приказом Минтруда России от 30.08.2019 № 605н. До момента представления протеза на медико-техническую экспертизу по установлению необходимости его замены, возможности и срока дальнейшего его использования, вопрос по обеспечению истца новым протезом не может быть разрешен.

В возражениях на жалобу Черных А.В. просит решение суда оставить без изменения.

В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив апелляционную жалобу, заслушав в судебном заседании объяснения поддержавшей ее представителя ОСФР по Кировской области Лобановой Я.О., а также Черных А.В. и его представителя Наймушина К.В., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что на основании решения ВТЭК от <дата> Черных А.В. повторно установлена группа инвалидности бессрочно.

Индивидуальной программой реабилитации № от <дата> Черных А.В. установлена нуждаемость истца в средствах технической реабилитации, а именно: протез <данные изъяты> с внешним источником энергии () с <дата> до 01.11.2021.

<дата> Черных А.В. приобрел протез <данные изъяты> с внешним источником энергии стоимостью 4060000 руб., что подтверждено актом сдачи-приемки работ получателем , реестром выполненных работ -Черных от <дата>2019.

17.04.2020, 21.05.2020 на основании заявления Черных А.В. Фондом выплачена компенсация за самостоятельно приобретенные средства реабилитации.

Индивидуальной программой реабилитации от 16.02.2023 также установлена нуждаемость Черных А.В. в средствах технической реабилитации, а именно: протез <данные изъяты> с микропроцессорным управлением (позиция с установлением срока, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, с 31.01.2023 по 01.02.2025.

27.02.2023 Черных А.В. обратился в ОСФР по Кировской области с заявлением на предоставление протеза <данные изъяты> с микропроцессорным управлением.

В ответе ОСФР по Кировской области от 28.02.2023 Черных А.В. проинформирован о проведении медико-технической экспертизы протеза 09.03.2023.

09.03.2023 ОСФР по Кировской области сообщило истцу, что комиссия по медико-технической экспертизе не смогла принять решение по установлению необходимости ремонта или замены протеза <данные изъяты> с микропроцессорным управлением, возможности и сроке дальнейшего пользования им, так как техническое средство в ОФСР по Кировской области истцом не предоставлено.

В письме ОСФР по Кировской области от 24.04.2023 № по обращению Черных А.В. даны аналогичные разъяснения с указанием, что в случае непредставления ТСР на МТЭ правовые основания для принятия решения ОСФР по Кировской области отсутствуют.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Черных А.В. указывал, что не имеет возможности предоставить на медико-техническую экспертизу приобретенный в 2019 году протез, поскольку утратил его (протез утонул в водоеме во время рыбалки), а также на то, что срок его эксплуатации истек в 2021г., просил суд обязать ОСФР по Кировской области обеспечить истца новым протезом, предусмотренным ИПР.

Установив по делу юридически значимые обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, при верном применении норм материального права суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Черных А.В. С решением суда соглашается судебная коллегия.

В ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» закреплено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р и включает протезы и ортезы (п.8).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.

В силу п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ.

Из п. 9 данных Правил следует, что сроки пользования техническими средствами (изделиями) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты РФ. Срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты предоставления его инвалиду (ветерану), а в случае самостоятельного приобретения технического средства (изделия) в соответствии с п. 15(1) настоящих Правил срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты его приобретения согласно документам, подтверждающим расходы (п. 9); замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления: по истечении установленного срока пользования. Технические средства (изделия), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты РФ, подлежат замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы. Установление необходимости ремонта указанных технических средств (изделий) или принятие решения о возможности и сроке дальнейшего пользования ими (после истечения установленного срока пользования) осуществляется по результатам проведения медико-технической экспертизы; при невозможности в пределах установленного срока пользования осуществления ремонта или установления необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы. Замена технических средств (изделий) осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для их получения (п. 10); выданные инвалидам (ветеранам) технические средства (изделия) сдаче не подлежат (п. 11).

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 № 107н утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезноортопедическими изделиями, в частности срок пользования протезом бедра модульным с микропроцессорным управлением составляет не менее 2 лет.

В перечень технических средств реабилитации, протезов и протезно- ортопедических изделий, в отношении которых уполномоченным органом проводится медико-техническая экспертиза для определения соответствия приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедического изделия, предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам и протезно-ортопедическим изделиям, а также подлежащих замене по истечении установленного срока пользования, включен протез <данные изъяты> с микропроцессорным управлением ().

Экспертиза по установлению необходимости замены протезов, возможности и срока дальнейшего пользования ими, проводится в соответствии с Порядком осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно- ортопедическим изделиям, утвержденным приказом Минтруда России от 30.08.2019 № 605н.

Согласно п. 2 Приказа от 30.08.2019 № 605н медико-техническая экспертиза осуществляется уполномоченным органом в рамках рассмотрения заявления, поданного инвалидом, в предусмотренных пунктами 8, 10 и 15(1) Правил от 07.04.2008 № 240, случаях.

На медико-техническую экспертизу инвалид представляет техническое средство (изделие), в том числе приобретенное за собственный счет, потребность в ремонте или замены которого, в том числе досрочной замены, возможность и срок дальнейшего пользования, а также соответствие предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам (изделиям) необходимо установить.

Из иска и объяснений истца следует, что у последнего отсутствует возможность предоставить ответчику для проведения уполномоченным органом медико-технической экспертизы ТСР - протез <данные изъяты> с внешним источником энергии, приобретенный <дата>, так как осенью 2022 г. истец его утратил. Каких-либо доказательств утраты и очевидцев произошедшего не имеется.

Согласно справке ООО «<данные изъяты>» от 04.04.2023 <данные изъяты> модуль протеза <данные изъяты> с интегрированной стопой Linx, серийный , шифр , был отгружен в адрес «<данные изъяты> по товарной накладной от <дата>.

В соответствии с условиями гарантии, действовавшими на момент отгрузки, гарантийный срок на указанное изделие составляет 24 месяца. Срок службы изделия соответствует гарантийному сроку, установленному производителем.

Установленный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от <дата> н минимальный срок пользования протезом <данные изъяты> с микропроцессорным управлением истек.

По правилам ст. 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Доказательств недобросовестности, совершения умышленных действий истца, приведших к утрате технического средства реабилитации, материалы дела не содержат, равно как и доказательств умышленного непредставления Черных А.В. протеза на экспертизу.

В п. 11 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, установлено, что выданные инвалидам (ветеранам) технические средства (изделия) сдаче не подлежат.

В связи с этим суд первой инстанции указал на несостоятельность ссылки ответчика на ст. 689 ГК РФ, в которой указано, что договор безвозмездного пользования предусматривает обязанность стороны, в пользование которой передана вещь, вернуть её в том состоянии, в каком она её получила, с учетом нормального износа.

Учитывая, что Черных А.В. в настоящее время не обеспечен техническим средством реабилитации в виде протеза <данные изъяты> с микропроцессорным управлением, предусмотренным его индивидуальной программой реабилитации, восстановление его нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления ему данного средства реабилитации в натуре. Утеря Черных А.В. ранее выданного ему протеза не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническими средства реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено его право на получение указанного средства после истечения срока его эксплуатации. Ограничительных положений о невозможности исполнения обязательств по обеспечению техническими средствами реабилитации при их утере законодательство не содержит. Срок гарантии на ранее приобретенный в 2019 г. протез истек в 2021г. Реализация права истца не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия возможности предоставить ранее выданный протез для проведения медико-технической экспертизы. Данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления гарантированных законом прав инвалида на своевременное получение мер государственной социальной поддержки.

С учетом вышеизложенного суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Черных А.В. о возложении на ОСФР по Кировской области обязанности обеспечить его техническим средством реабилитации в виде протеза <данные изъяты> с микропроцессорным управлением (позиция 8-07-12), предусмотренным индивидуальной программой реабилитации .

Доводы жалобы представителя ОСФР по Кировской области Таракановой Е.А. повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, влияли бы на принятое решение.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 01 августа 2023 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 01 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по Кировской области Таракановой Е.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01 ноября 2023 года.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 октября 2023 года по делу № 33-5475/2023

Судья Кузнецова Н.А. Дело № 2-4305/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,

судей Ждановой Е.А., Мамаевой Н.А.,

при секретаре Хвостовой М.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 31 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по Кировской области Таракановой Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 01 августа 2023 года, которым с учетом определения того же суда об исправлении описки от 01 августа 2023 года постановлено об удовлетворении иска Черных А.В.:

обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по Кировской области обеспечить Черных А.В. техническим средством реабилитации в виде протеза <данные изъяты> с микропроцессорным управлением (позиция 8-07-12), предусмотренным индивидуальной программой реабилитации .

Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Черных А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по Кировской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации. Указал, что является инвалидом войны, ему определена группа инвалидности бессрочно по причине ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы, основной диагноз - <данные изъяты>. Индивидуальной программой реабилитации установлено, что истец должен быть обеспечен техническим средством реабилитации в виде протеза <данные изъяты> с внешним источником энергии, который был им получен 20.12.2019 по акту №7133-12. Данный протез в соответствии с ранее действовавшим приказом Минтруда России от 13.02.2018 № 85н и приказом Минтруда России от 05.03.2021 № 107н имел срок пользования (эксплуатации) не менее 2 лет. 27.02.2023 по истечении минимального срока эксплуатации протеза на основании вновь утвержденной ИПР, также в связи с утратой протеза в процессе его эксплуатации, истец обратился в ОСФР по Кировской области с просьбой предоставить ему ТСР в виде протеза <данные изъяты> с внешним источником энергии. ОСФР по Кировской области сообщило, что в случае непредставления утраченного протеза на медико-техническую экспертизу правовые основания для принятия решения о предоставлении нового протеза в соответствии с программой реабилитации отсутствуют, аналогичный ответ дан 24.04.2023. Истец считает, что требования о том, что предоставлению ему нового протеза должна предшествовать медико-техническая экспертиза ранее выданного протеза для установления необходимости замены, противоречат нормативным положениям, гарантирующим инвалидам получение TCP. Соответствующие органы государственной власти могут не исполнять программу реабилитации только в случае отказа от нее инвалида, чего в рассматриваемом случае не было. Обеспечение инвалида TCP не может быть поставлено в зависимость от возможности проведения медико-технической экспертизы изделия, тем более что ранее полученный протез предоставить на экспертизу не представляется возможным в связи с его утерей. В связи с изложенным Черных А.В. просил суд обязать ОСФР по Кировской области обеспечить его техническим средством реабилитации в виде протеза <данные изъяты> с микропроцессорным управлением (позиция 8-07-12), предусмотренным индивидуальной программой реабилитации .

Судом постановлено решение об удовлетворении иска.

С решением суда не согласилась представитель ОСФР по Кировской области Тараканова Е.А., в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в иске. Полагает необоснованным вывод суда о презумпции добросовестного поведения Черных А.В., поскольку на медико-техническую экспертизу техническое средство реабилитации им представлено не было, документального подтверждения его утраты в суд также не приложено. Представление протеза на экспертизу является обязательным условием, предусмотренным Приказом Минтруда России от 30.08.2019 № 605н. До момента представления протеза на медико-техническую экспертизу по установлению необходимости его замены, возможности и срока дальнейшего его использования, вопрос по обеспечению истца новым протезом не может быть разрешен.

В возражениях на жалобу Черных А.В. просит решение суда оставить без изменения.

В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив апелляционную жалобу, заслушав в судебном заседании объяснения поддержавшей ее представителя ОСФР по Кировской области Лобановой Я.О., а также Черных А.В. и его представителя Наймушина К.В., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что на основании решения ВТЭК от <дата> Черных А.В. повторно установлена группа инвалидности бессрочно.

Индивидуальной программой реабилитации № от <дата> Черных А.В. установлена нуждаемость истца в средствах технической реабилитации, а именно: протез <данные изъяты> с внешним источником энергии () с <дата> до 01.11.2021.

<дата> Черных А.В. приобрел протез <данные изъяты> с внешним источником энергии стоимостью 4060000 руб., что подтверждено актом сдачи-приемки работ получателем , реестром выполненных работ -Черных от <дата>2019.

17.04.2020, 21.05.2020 на основании заявления Черных А.В. Фондом выплачена компенсация за самостоятельно приобретенные средства реабилитации.

Индивидуальной программой реабилитации от 16.02.2023 также установлена нуждаемость Черных А.В. в средствах технической реабилитации, а именно: протез <данные изъяты> с микропроцессорным управлением (позиция с установлением срока, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, с 31.01.2023 по 01.02.2025.

27.02.2023 Черных А.В. обратился в ОСФР по Кировской области с заявлением на предоставление протеза <данные изъяты> с микропроцессорным управлением.

В ответе ОСФР по Кировской области от 28.02.2023 Черных А.В. проинформирован о проведении медико-технической экспертизы протеза 09.03.2023.

09.03.2023 ОСФР по Кировской области сообщило истцу, что комиссия по медико-технической экспертизе не смогла принять решение по установлению необходимости ремонта или замены протеза <данные изъяты> с микропроцессорным управлением, возможности и сроке дальнейшего пользования им, так как техническое средство в ОФСР по Кировской области истцом не предоставлено.

В письме ОСФР по Кировской области от 24.04.2023 № по обращению Черных А.В. даны аналогичные разъяснения с указанием, что в случае непредставления ТСР на МТЭ правовые основания для принятия решения ОСФР по Кировской области отсутствуют.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Черных А.В. указывал, что не имеет возможности предоставить на медико-техническую экспертизу приобретенный в 2019 году протез, поскольку утратил его (протез утонул в водоеме во время рыбалки), а также на то, что срок его эксплуатации истек в 2021г., просил суд обязать ОСФР по Кировской области обеспечить истца новым протезом, предусмотренным ИПР.

Установив по делу юридически значимые обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, при верном применении норм материального права суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Черных А.В. С решением суда соглашается судебная коллегия.

В ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» закреплено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р и включает протезы и ортезы (п.8).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.

В силу п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ.

Из п. 9 данных Правил следует, что сроки пользования техническими средствами (изделиями) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты РФ. Срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты предоставления его инвалиду (ветерану), а в случае самостоятельного приобретения технического средства (изделия) в соответствии с п. 15(1) настоящих Правил срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты его приобретения согласно документам, подтверждающим расходы (п. 9); замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления: по истечении установленного срока пользования. Технические средства (изделия), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты РФ, подлежат замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы. Установление необходимости ремонта указанных технических средств (изделий) или принятие решения о возможности и сроке дальнейшего пользования ими (после истечения установленного срока пользования) осуществляется по результатам проведения медико-технической экспертизы; при невозможности в пределах установленного срока пользования осуществления ремонта или установления необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы. Замена технических средств (изделий) осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для их получения (п. 10); выданные инвалидам (ветеранам) технические средства (изделия) сдаче не подлежат (п. 11).

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 № 107н утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезноортопедическими изделиями, в частности срок пользования протезом бедра модульным с микропроцессорным управлением составляет не менее 2 лет.

В перечень технических средств реабилитации, протезов и протезно- ортопедических изделий, в отношении которых уполномоченным органом проводится медико-техническая экспертиза для определения соответствия приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедического изделия, предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам и протезно-ортопедическим изделиям, а также подлежащих замене по истечении установленного срока пользования, включен протез <данные изъяты> с микропроцессорным управлением ().

Экспертиза по установлению необходимости замены протезов, возможности и срока дальнейшего пользования ими, проводится в соответствии с Порядком осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно- ортопедическим изделиям, утвержденным приказом Минтруда России от 30.08.2019 № 605н.

Согласно п. 2 Приказа от 30.08.2019 № 605н медико-техническая экспертиза осуществляется уполномоченным органом в рамках рассмотрения заявления, поданного инвалидом, в предусмотренных пунктами 8, 10 и 15(1) Правил от 07.04.2008 № 240, случаях.

На медико-техническую экспертизу инвалид представляет техническое средство (изделие), в том числе приобретенное за собственный счет, потребность в ремонте или замены которого, в том числе досрочной замены, возможность и срок дальнейшего пользования, а также соответствие предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам (изделиям) необходимо установить.

Из иска и объяснений истца следует, что у последнего отсутствует возможность предоставить ответчику для проведения уполномоченным органом медико-технической экспертизы ТСР - протез <данные изъяты> с внешним источником энергии, приобретенный <дата>, та░ ░░░ ░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░. ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ 04.04.2023 <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ Linx, ░░░░░░░░ , ░░░░ , ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░. ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░ ░░░░░░░░ ░░. 10 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░. 11 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 07.04.2008 № 240, ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░. 689 ░░ ░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ 2019 ░. ░░░░░░ ░░░░░ ░ 2021░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ 8-07-12), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ .

░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░. 330 ░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 01 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

33-5475/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Черных Алексей Владимирович
Ответчики
ОСФР по Кировской области
Другие
Наймушин Константин Васильевич
Суд
Кировский областной суд
Судья
Жданова Елена Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
22.09.2023Передача дела судье
31.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2023Передано в экспедицию
31.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее