Дело № 2а-1836/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Мягковой Е.А.,
при секретаре Бондаренко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 30 марта 2021 года административное дело по административному иску ИФНС по Центральному району г. Волгограда к Вишневецкой Т. В. о взыскании задолженности по налоговым платежам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Центральному району г. Волгограда обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, указав, что в соответствии с действующим законодательством Вишневецкая Т.В. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество.
Согласно сведениям, представленными органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств и налоговым уведомлениям, направленным налоговой инспекцией должнику, за налогоплательщиком в период 2015-2017 гг. числится в собственности транспортное средство: LAND ROVER RANGE ROVER (рег.знак №...). В соответствии с нормами законодательства на данный объект был начислен налог за 2015- 2017 гг. (ОКТМО 18701000) и составляет 76 500,00 руб. за 2015 год, 76 500,00 руб. за 2016 год, 76 500,00 руб. за 2017 год, на общую сумму 229 500,00 руб.
В связи с неуплатой причитающихся сумм налога и сбора в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налогоплательщику начислена пеня на основании ст. 75 НК РФ, которая рассчитывается в автоматическом режиме в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ, размер которой по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 37 864,35 руб.
Налогоплательщику направлялись налоговые уведомления №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, требование об уплате налогов и пени №... от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, однако, до настоящего момента задолженность не погашена.
Кроме того, согласно сведениям регистрирующего органа налогоплательщик в 2016, 2017 гг. имел в собственности объект недвижимого имущества: №..., 400005, г. Волгоград, ...,....
В соответствии с нормами законодательства на данный объект был начислен налог за 2016, 2017 гг. и составляет 845,00 руб. за 2016 год, 906,00 руб. за 2017 год. Задолженность по налогу на имущество физических лиц сложилась по начислениям за 2017 год и составляет 906,00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка №... мировым судьей судебного участка №... Центрального судебного района г. Волгограда Волгоградской области вынесено определение об отмене судебного приказа №...а-№... о взыскании с Вишневецкой Т.В. в пользу ИФНС по Центральному району г.Волгограда недоимки по налоговым платежам, пени.
На основании изложенного ИФНС по Центральному району г.Волгограда просит суд взыскать в бюджет с Вишневецкой Т.В. сумму пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 37 864,35 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 906,00 руб. за период 2017 г., а также пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 188,63 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13,24 руб., а всего сумму задолженности в размере 38 972,22 руб. в соответствии с требованиями №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ИФНС по Центральному району г.Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
В судебное заседание административный ответчик Вишневецкая Т.В. не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Суд, исследовав материалы дела, находит заявленный административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 2, 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В порядке п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статья 357 НК РФ устанавливает, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортного средства на территории Российской Федерации.
На основании пункта 2 указанной статьи сумма транспортного налога, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно Закона Волгоградской области «О транспортном налоге» от 11.11.2002 № 750-ОД определяются налоговые ставки в пределах, установленных частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты транспортного налога, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно ст. 1 Закона Волгоградской области «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы), свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 40,0 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 75,0 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150 руб.
По смыслу пунктов 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям, представленными органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств и налоговым уведомлениям, направленным налоговой инспекцией должнику, за налогоплательщиком в период 2015-2017 гг. числится в собственности транспортное средство: LAND ROVER RANGE ROVER (рег.знак №...). В соответствии с нормами законодательства на данный объект был начислен налог за 2015- 2017 гг. и составляет 76 500,00 руб. за 2015 год, 76 500,00 руб. за 2016 год, 76 500,00 руб. за 2017 год, на общую сумму 229 500,00 руб.
В связи с неуплатой причитающихся сумм налога и сбора в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налогоплательщику начислена пеня на основании ст. 75 НК РФ, которая рассчитывается в автоматическом режиме в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ, размер которой по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 37 864,35 руб.
Налогоплательщику направлялись налоговые уведомления №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, требование об уплате налогов и пени №... от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматривая требования ИФНС по Центральному району г. Волгограда о взыскании пени по транспортному налогу за 2015,2016,2017 гг. суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу.
В силу пункта 2 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
Из вышеперечисленных положений законодательства следует, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщиков (помимо обязанности по уплате самих налогов). С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, то с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству; разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от основного.
Таким образом, если срок взыскания задолженности по налогам истек, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по их уплате. Следовательно, при рассмотрении споров о взыскании пеней необходимо исследовать вопрос о том, не истекли ли сроки для взыскания задолженности по обязательным платежам, сроки выставления требования об уплате пени, сроки на обращения в суд.
Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, от 17 февраля 2015 года N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Учитывая изложенное, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п.7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ).
Согласно абз. 2 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Из нормы ч. 6 ст. 289 КАС РФ следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд, в том числе, проверяет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Административным истцом доказательств взыскания суммы недоимки по транспортному налогу за 2015 год, 2017 год в материалы дела не представлено, при этом из расчета пени следует, что сумма недоимки по налогам до настоящего времени не уплачена.
Кроме того, решением Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований ИФНС России по Центральному району г. Волгограда о взыскании задолженности по транспортному налогу физических лиц в размере 76500,00 руб. за период 2016 год, а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 114,75 руб. – отказано в связи с пропуском срока обращения для взыскания налоговой задолженности.
Таким образом, основания для взыскания пени по транспортному налогу в размере 37864,35 отсутствуют.
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
По смыслу п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место.
В соответствии с п.1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Ставки налога на имущество физических лиц на территории Волгограда установлены Постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 23.11.2005 № 24/464 «О положении о местных налогах на территории г. Волгограда».
Согласно сведениям регистрирующего органа налогоплательщик в 2016, 2017 гг. имел в собственности объект недвижимого имущества: 34:34:040010:389, 400005, г. Волгоград, ...,46.
В соответствии с нормами законодательства на данный объект был начислен налог за 2016, 2017 гг. и составляет 845,00 руб. за 2016 год, 906,00 руб. за 2017 год. Задолженность по налогу на имущество физических лиц сложилась по начислениям за 2017 год и составляет 906,00 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, согласно расчету ИФНС России по Центральному району г. Волгограда, задолженность Вишневецкой Т.В. составляет: по налогу на имущество физических лиц за период 2017г. в размере 906,00 руб., пени за неуплату транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13,24 руб.
Согласно представленным в ходе рассмотрения дела документам определением мирового судьи судебного участка №... Центрального судебного района г. Волгограда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...а-120-1028/2020 отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Вишневецкой Т.В. недоимки по уплате налогов и пени.
Как установлено ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Изложенные обстоятельства позволяют судить о том, что срок на обращение в суд с административным иском к Вишневецкой Т.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за период 2017г. в размере 906,00 руб., пени за неуплату транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13,24 руб. не пропущен.
Доказательств взыскания суммы недоимки по налогу по имуществу за 2016 год в материалы дела не представлено, в связи с чем на основании изложенных выше норм суд не находит основания для взыскания пени по уплате налога на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по 16.10.2019г. в размере 188,63 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Также необходимо отметить, что исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Поскольку административный истец на основании п.7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с Вишневецкой Т.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск ИФНС России по Центральному району г. Волгограда к Вишневецкой Т. В. о взыскании задолженности по налоговым платежам – удовлетворить частично.
Взыскать с Вишневецкой Т. В., зарегистрированной по адресу: г. Волгоград, ..., сумму задолженности налогу на имущество физических лиц за период 2017г в размере 906,00 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13,24 руб., а всего сумму задолженности в размере 919,24 руб. по требованию №... от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований ИФНС по Центральному району г.Волгограда к Вишневецкой Т. В. о взыскании задолженности по пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 37 864,35 руб., задолженности по пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 188,63 руб. – отказать.
Взыскать с Вишневецкой Т. В. государственную пошлину в доход бюджета городского округа город-герой Волгоград в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд города Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 08.04.2021 года.
Судья Е.А. Мягкова