Дело № 2а-1-267/2018г.
Судья Васильев Д.Г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
В составе председательствующего судьи Васильева Д.Г.
При секретаре Рыбченко А.А.,
С участием представителя административного истца Захарова В.И. адвоката Светлаковой М.Г., представителя административного ответчика Заместителя прокурора Жуковского района Калужской области Тукарева В.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании Жуковского районного суда в г. Жуков
10 апреля 2018 года
Административный иск Захарова В. И. к Прокуратуре Жуковского района Калужской области о признании незаконным представления об устранении нарушений Федерального законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
13.03.2018г. Захаров В. И. обратился с административным иском к Прокуратуре Жуковского района Калужской области о признании незаконным представления об устранении нарушений Федерального законодательства указывая, что 26 января 2018 года прокурором Жуковского района Калужской области было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства председателем СНТ «Энергия» Захаровым В.И. и подключить владельца земельного участка в СНТ «Энергия» к электропитанию в связи с отсутствием у последнего задолженности по ее оплате.
Полагает данное представление незаконным и необоснованным, а также не подлежащим исполнению с его стороны на основании следующего.
Так с 18.05.2017 г. он является председателем СНТ «Энергия», расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, с.п. Село Истье, д. Дроздово.
В рамках Договоров на поставку электроэнергии, заключенных между Электросетевой организацией и СНТ «Энергия», а затем между СНТ «Энергия» и членами СНТ, им были выявлены должники по уплате за потребленную электроэнергию.
После выявления должников, им были направлены соответствующие уведомления, но долги у некоторых должников по настоящее время так и не погашены. В связи с чем, было проведено Общее собрание членов СНТ «Энергия» и в установленном Законом и Уставом порядке, а также в рамках Договоров, заключенных между СНТ «Энергия» и должниками, было принято решение об отключении не уплативших долги участков от электропитания, что и было сделано.
Однако владельцы земельных участков, имеющих непогашенные долги стали самовольно организовывать незаконное подключение к электросети, о чем им сообщалось в полицию Жуковского района. Сотрудники полиции осуществляли выезд в СНТ «Энергия» по его звонку для пресечения незаконных подключений и дебоша со стороны владельцев - должников.
Более того, должники обратились в Прокуратуру Жуковского района Калужской области с жалобами на его действия как председателя СНТ «Энергия» по отключению их от питания за долги.
В частности в настоящее время активное сопротивление путем подачи жалоб в прокуратуру оказывают владелец участка № Рангелова и супруг владелицы участка № Овчиниковой Т.А, Новиков А.А., который не имеет никакого правового отношения к СНТ «Энергия», однако, не смотря на это обстоятельство, заявление от его имени в прокуратуре приняли.
Он неоднократно приезжал в прокурору Жуковского района к прокурору Жуковского района Яковенко М.С. по данному факту, предоставлял все необходимые документы в обоснование законности своих действий.
Прокурором Жуковского района Калужской области вынесено обжалуемое представление, которое базируется на неправомерности его действий и действий общего собрания СНТ относительно добросовестных собственников земельных участков не имеющих задолженности.
Однако, он сообщал Прокурору Жуковского района о том, что за участком № числится задолженность по уплате членских, целевых взносов, а также имеется долг по оплате электроэнергии, который собственник данного участка категорически отказывается оплачивать, также как и все остальные платежи, о чем была предоставлена соответствующая справка. По этому вопросу в Прокуратуру СНТ также неоднократно приходили и сами члены СНТ «Энергия».
Таким образом, он, как председатель СНТ, был правомочен на осуществление обжалуемых действий в рамках Закона, в частности Постановления Правительства №1351 от 10.11.2017 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей», на основании которого ограничение потребления электроэнергии законно в случае наличия задолженности по оплате электроэнергии, что и имеет место быть в случае с участком №.
Более того, в настоящее время в отношении владельца участка № Рангеловой возбуждено дело об административном правонарушении по факту незаконного подключения к электросети и случившейся при этом потасовке участвующих в подключении лиц, а также супругу владелицы участка № Новикову А.А. в ближайшие дни будет предъявлено обвинение по ст. 159 УК РФ (ранее был председателем СНТ «Энергия», удерживает и использует в личных целях печать СНТ, которая в настоящее время уже не действительна с 18.05.2017 г.).
В настоящее время он имеет все правовые основания для действий по отключению от электропитания должников. Имеет в своем распоряжении все необходимые для этого документы. Члены Общего собрания СНТ «Энергия» также являются участниками происходящего в СНТ «Энергия», принимают непосредственное участие в решении данных вопросов путем проведения Общего собрания членов СНТ, однако прокурор Жуковского района Яковенко М.С. вынесенным представлением за подписью заместителя прокурора Тукарева В.В., своими действиями ставит его как председателя СНТ и членов Общего собрания СНТ «Энергия» в ухудшающее положение, так как они имея законные права на подобные действия, вынуждены ограничиться в своих полномочиях основанных на законе, вынуждены нести убытки (СНТ и члены СНТ) и находиться под страхом отключения всего СНТ от электроэнергии за долги, которые увеличиваются и не уплачиваются должниками.
В связи с изложенным просил суд признать незаконным и отменить представление Прокуратуры Жуковского района Калужской области от 26.01.2018 г. №7-66-2018 (АД №043929).
В судебное заседание Захаров В.И. не явился, будучи извещенный о дне слушания дела.
Представитель Захарова В.И. адвокат Светлакова М.Г. просила административный иск удовлетворить, по основаниям указанным в письменном административном иске.
Представитель прокуратуры Жуковского района Калужской области Заместитель прокурора Жуковского района Калужской области Тукарев В.В. просил в удовлетворении исковых требований отказать при этом указав, что 09.01.2018 года в прокуратуру Жуковского района поступили обращения от членов СНТ «Энергия» о незаконном отключении председателем Захаровым В.И. их участков, расположенных на территории садового товарищества, от электроэнергии.
Жалобы одной из обратившихся в прокуратуру района - Рангеловой С.С. - признаны обоснованными, поскольку доказательства наличия у нее вышеуказанной задолженности перед СНТ председателем представлены не были.
В ходе проведения проверки было установлено, что с 01.12.2017 договор энергоснабжения между СНТ «Энергия» и ПАО «Калужская сбытовая компания» расторгнут. В настоящее время, согласно информации ПАО «КСК», происходит оформление прямых договорных отношений между членами СНТ «Энергия» и гарантирующим поставщиком.
Действия председателя СНТ «Энергия» по отключению 298 участка Рангеловой С.С. являются незаконными по следующим основаниям.
Деятельность садоводческих некоммерческих товариществ регулируется Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Согласно ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в^ том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
По смыслу приведенных норм прекращение и ограничение подачи электроэнергии может осуществляться поставщиком энергии либо по соглашению сторон, либо при отсутствии такого соглашения - в одностороннем порядке - при необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления об этом абонента.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66- ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Статья 4 Закона предусматривает, что граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу п. 1 ст. 20 Закона органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения.
Статьями 21 - 23 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к компетенции общего собрания членов садоводческого объединения, его правления и председателя правления не отнесено решение вопросов о подключении, подаче и прекращении подачи электроэнергии членам данного объединения либо лицам, ведущим садоводство в индивидуальном порядке. Данные вопросы регулируются исключительно нормами ГК РФ, а также специальным законодательством об электроэнергетике.
Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Учитывая указанные выше нормы права, действия председателя СНТ «Энергия», не являющегося гарантирующим поставщиком, ни другим лицом, которому вышеуказанными нормативными правовыми актами предоставлено право введения в отношении потребителей полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, являются незаконными.
В ходе проведения проверки установлено, что электроснабжение участка № СНТ «Энергия» прекращено и до 26.01.2018 не возобновлено, в связи с чем владелец участка 298 СНТ «Энергия» лишен доступа к электрической энергии и не может использовать принадлежащий ему земельный участок в полном объеме.
Кроме того, отключение электроснабжения других домов, не оборудованных другими источниками теплоснабжения и не имеющих задолженности за электроэнергию, создает реальную угрозу здоровью граждан, проживающих на территории СНТ в зимнее время.
Согласно ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
В уведомлении об ограничении режима электроэнергии председателем СНТ «Энергия» сделана ссылка на Постановление Правительства № 1351 от 10.11.2017 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей».
Согласно указанному Постановлению ограничение режима потребления вводится при возникновении у членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению.
В соответствии с п. 4 Правил полного и (или) частичного- ограничения режима потребления электрической энергии ограничение режима потребления вводится по инициативе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения - в связи с наступлением обстоятельств, указанных, в абзаце шестом подпункта "6" пункта 2 настоящих Правил, то есть при наличии задолженности за потребленную электроэнергию.
В ходе проведения проверки установлено, что у собственника участка № на момент отключения отсутствовала задолженность за потребленную электроэнергию, что также установлено постановлением мирового судьи судебного участка № Жуковского судебного района Калужской области от 26.03.2018, в связи с чем отключение ее участка является неправомерным.
Кроме того, согласно п. 8(1) Порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов уведомление о введении ограничения. режима потребления, направляемое потребителю, не отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, должно содержать следующую информацию:
а) наименование потребителя;
б) описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более;
в) основание введения ограничения режима потребления;
г) размер задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и. (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является
неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и требование о ее погашении;
д) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони;
е) уровень технологической брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони;
ж) дата введения полного ограничения режима потребления;
з) уровень, до которого исполнитель (субисполнитель) обязан ввести ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима
потребления в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям;
и) требование к потребителю о самостоятельном ограничении режима потребления независимо от действий исполнителя (субисполнителя), а также указание на последствия невыполнения указанного требования.
Вместе с тем, уведомления, направляемые председателем СНТ «Энергия» собственникам участков, не содержат такие положения как размер задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и требование о ее погашении; дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони; дата введения полного ограничения режима потребления; требование к потребителю о самостоятельном ограничении режима потребления независимо от действий исполнителя (субисполнителя), а также указание на последствия невыполнения указанного требования, в связи с чем не соответствует действующему законодательству.
Кроме того, согласно п. 13 Порядка ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов при введении ограничения режима потребления составляется акт, а также акт о необеспечении доступа и акт проверки введенного ограничения режима потребления составляются в 3 экземплярах (в 4 экземплярах - если введение ограничения режима потребления осуществляется субисполнителем).
Соответствующий акт подписывается заинтересованными лицами, присутствующими при его составлении. В случае отказа потребителя от подписания акта, а также в случае отсутствия потребителя при составлении акта в акте делается запись об этом с указанием причин (при наличии такой информации). При этом акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтверждают достоверность информации, содержащейся в акте, о чем собственноручно выполняют соответствующую запись в акте. Указанные незаинтересованные лица вправе уточнить в акте, достоверность какой именно информации они подтверждают, при этом к информации, достоверность которой подтверждается указанными лицами, не могут быть отнесены выводы о нарушении потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления, а также выводы о невыполнении потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления.
В ходе проведения проверки установлено, что акт об ограничении режима потребления электроэнергии составлен с нарушением действующего законодательства. Так, в акте о полном ограничении участка 298 от 27.12.2017 отсутствует подпись потребителя, отсутствует запись о том, что потребитель отказался от подписи.
На основании изложенного, прокуратурой района председателю СНТ «Энергия» Захарову В.И. 26.01.2018 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Кроме того, в административном исковом заявлении истец ссылается на то, что прокуратурой района принято заявление от Новикова А.А., который не является собственником земельного участка в товариществе.
Однако, согласно Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Кроме того, в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция), органы прокуратуры рассматривают и принимают решения по всем поступившим обращениям.
Положения Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.
В связи с тем, что заявление Новикова А.А. содержало сведения о нарушении его прав и свобод, оно также подлежало рассмотрению в прокуратуре Жуковского района.
Выслушав лица участвующие в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Из материалов дела следует, что 09.01.2018г., 24.01.2018г., 31.01.2018г. в прокуратуру Жуковского района Калужской области обратилась с письменными заявлениями Рангелова С.С. о неправомерных действиях председателя СНТ «Энергия» по отключению ее участка от электроэнергии. В связи с поступившими заявлениями в Прокуратуре Жуковского района Калужской области было возбуждено надзорное производство №ж-2018. По результатам рассмотрения обращений Рангеловой С.С. прокурором Жуковского района Калужской области в адрес Председателя СНТ «Энергия» Захарова В.И. за №г. от 26.01.2018г. было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Статьей 22 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно ст.24 Закона «О прокуратуре Российской Федерации представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Суд считает, что вынося оспариваемое представление, прокурор действовал в рамках своей компетенции в соответствии с нормами Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 24 февраля 2005 г. N 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Поскольку представление об устранении нарушений закона является актом прокурорского реагирования, а не решением должностного лица прокуратуры, и внесено прокурором района в рамках реализации предоставленных законом полномочий, права и законные интересы заявителя в данном случае не нарушаются.
Руководствуясь ст. ст. 177, 179, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Захарова В. И. к Прокуратуре Жуковского района Калужской области о признании незаконным представления об устранении нарушений Федерального законодательства от 26.01.2018г. № (АД №) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Д.Г. Васильев.