№2а-700/2019
УИД 67RS0008-01-2019-000762-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярцево Смоленской области 25 июня 2019 года
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Хесина П.М.,
при секретаре Шляхтенковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Смоленской области к Кочмареву Андрею Михайловичу о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, взыскании суммы налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Смоленской области обратилась в суд с административным иском, в котором указала, что Кочмарев А.М. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. В соответствии со ст. 357 НК транспортный налог за 2014-2015гг. в размере 2800 рублей, о чем административному ответчику было направлено налоговое уведомление, с указанием суммы налога, объектов налогообложения, налоговой базы, а также срока уплаты налогов. Однако обязанность по уплате налогов административным ответчиком исполнена не была, в связи с чем, ему было направлено требование об уплате налога по установленным срокам уплаты. В соответствии со ст.75 НК РФ за неуплату налогов должнику были начислены пени. Однако, административный ответчик в добровольном порядке не исполнил обязательства по уплате налогов, в связи с чем образовалась задолженность.
Просит взыскать с административного ответчика сумму задолженности по налогам в сумме 2800 рублей и пени в сумме 321 рублей 19 копеек.
Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления. Данное ходатайство мотивировано тем, что срок для направления заявления о вынесении судебного приказа пропущен в связи с переходом на новое программное обеспечение «АИС – НАЛОГ 3».
Представитель административного истца - МИ ФНС России №3 по Смоленской области в судебное заседание не явился, подав заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Кочмарев А.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещался надлежащим образом.
В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ст. 57 Конституции РФ и ст.ст. 3, 23 НК РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктами 1, 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об их уплате, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 указанного Кодекса заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что Кочмарев А.М. в 2014-2015гг. являлся собственником транспортных средств ВАЗ 2108 государственный регистрационный знак О293ЕХ67 и ВАЗ21099 государственный регистрационный знак Х230МО67 /л.д. 8/.
Согласно представленным МИ ФНС №3 сведениям, Кочмареву А.М. был исчислен: транспортный налог за 2014-2015гг. на сумму 1400 рублей (за каждый год), в связи с чем, в адрес административного ответчика были направлены уведомления о необходимости уплаты указанных налогов /л.д. 11-12, 15-16/.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленные сроки, административному ответчику было направлено требование об уплате недоимки по налогам, а также пени за просрочку платежей в срок до 21 марта 2017 года /л.д. 9/.
Требование административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было.
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, исходя из того, что требование о взыскании обязательных платежей и санкций, о которых заявлен административный иск, содержало срок исполнения до 21 марта 2017 года, то срок подачи административного иска истекал 21 сентября 2017 года.
Вместе с тем, с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в Ярцевский городской суд Смоленской области лишь 22 мая 2019 года, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ /л.д. 4/.
Также за пределами установленного срока административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
28 марта 2019 года исполняющим обязанности мировым судьей судебного участка №28 в МО «Ярцевский район» Смоленской области, мировым судьей судебного участка №26 в МО «Ярцевский район» Смоленской области было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Кочмарева А.М. задолженности по транспортному налогу за 2014-2015гг. в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ, поскольку требование не является бесспорным /л.д. 23-24/.
Каких-либо оснований для восстановления пропущенного процессуального срока суд не усматривает.
Доводы налогового органа об уважительности причин пропуска срока ввиду перехода на новое программное обеспечение, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административных исковых требований в установленном законом порядке и своевременного обращения в суд.
При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Иных причин пропуска срока подачи административного искового заявления по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи иска в установленный срок, налоговым органом не приведено.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока и считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском срока для обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2014-2015░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2800 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ 321 ░░░░░ 19 ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░