Дело № 2-733/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Воркута республики Коми 29 марта 2017 года
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Муравьевой Е.М.,
с участием представителя истца Гочелашвили С.В.,
представителя ответчика Братухина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимова П.П. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми о включении периодов в специальный стаж, перерасчёте пенсии,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к ответчику ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте о возложении обязанности включить в специальный стаж работы по Списку № 1, дающей право на назначение досрочной пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» период службы в Вооруженных Силах СССР с 22.10.1985 по 18.11.1987, а также периодов с 14.11.1988 по 08.12.1988, с 03.04.1989 по 15.05.1989, с 10.05.1990 по 11.05.1990, с 03.07.1990 по 06.07.1990, с 13.09.1990 по 14.09.1990, с 28.10.1991 по 30.10.1991, произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,59 по специальному стажу с 01 августа 2012 года и бессрочно, выплатить недополученную сумму пенсии с учётом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми, возместить судебные расходы – 11 000,00 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем пенсии по старости с 01.08.2012. В специальный стаж по Списку № 1 оспариваемые периоды не учтены, с чем истец не согласен. С учётом периода службы в армии и обучения его специальный стаж составит более 14 лет, а стажевый коэффициент 0,59.
Ответчик в отзыве на иск в требованиях истцу просит отказать. Указывает об ограничении, предусмотренном 5 абзацем пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590. а именно, приравниваемая к работе по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 году, работа и другая деятельность учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы, т.е. суммарной продолжительности периодов работы по указанным Спискам до 1 января 1992 года. Указывает, со ссылкой на Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», о возможности включении в стаж периода военной службы, при условии поступления на работу не позднее 3-х месячного срока после увольнения в запас. Период обучения также нельзя отнести к периодам работы, в которых работники заняты полный рабочий день в подземных условиях. Ответчик полагает завышенным размер судебных расходов.
Представитель истца исковые требования поддержала, доводы искового заявления подтвердила.
Представитель ответчика с требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Максимов П.П., является получателем трудовой пенсии по старости с 08.04.2010 назначенной в соответствии с пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ от 17.12.2001, а с 03.07.2012 по нормам пп. 1 п. 1 ст. 27.
В связи с вступлением в законную силу с 01.01.2015 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», истец является получателем пенсии в соответствии с пп.11 п.1 ст.30.
На 01.01.2002 года стаж истца для определения пенсионного капитала составил: общий трудовой стаж – 14 лет 11 мес., 29 дн., стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 –12 лет 05 мес., 27 дней. Стаж по закону № 340-1 ФЗ: общий – 23 года 06 мес., 06 дней.
Период службы в Вооруженных Силах с 22.10.1985 по 18.11.1987, учтен в общий стаж, а периоды с 14.11.1988 по 08.12.1988, с 03.04.1989 по 15.05.1989, с 10.05.1990 по 11.05.1990, с 03.07.1990 по 06.07.1990, с 13.09.1990 по 14.09.1990, с 28.10.1991 по 30.10.1991 - не учтены ни в общий ни в специальный стаж истца для конвертации, обозначены в таблице трудовой деятельности как «учеба». Проверив расчет стажа, суд приходит к следующему.
Согласно справки № 301, выданной 14.09.2009 Военным комиссариатом г. Воркуты, в период с 22.10.1985 по 18.11.1987 (2 года 00 мес.,26 дн.) истец проходил службу в Вооруженных Силах по призыву.
Из таблицы трудовой деятельности следует, что оспариваемый период не зачтен в специальный стаж по Списку № 1.
В соответствии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590, действовавшем в период службы в Вооруженных Силах СССР, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда. Периоды, указанные в подпункте "к" приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, на период службы в армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж на соответствующих видах работ при определенных условиях.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, на период службы в армии истца могут быть применены нормы действующего на тот период законодательства.
Согласно трудовой книжке после периода службы в армии истец работал в качестве подземного горнорабочего на шахте «Воркутинская», что зачтено ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, в связи с чем период службы в Вооруженных Силах СССР с 22.10.1985 по 18.11.1987 (2 года 00 мес.,26 дн.) подлежит зачету в указанный стаж.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При этом доводы ответчика, со ссылкой на Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», о возможности включении в стаж периода военной службы, при условии поступления на работу не позднее 3-х месячного срока после увольнения в запас, не принимаются во внимание, поскольку Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» не устанавливал порядок подсчета трудового стажа при назначении пенсий.
В периоды с 14.11.1988 по 18.11.1988, с 10.05.1990 по 11.05.1990, с 13.09.1990 по 14.09.1990, с 28.10.1991 по 30.10.1991, истец проходил предварительное обучение по охране труда, с 19.11.1988 по 08.12.1988, с 03.04.1989 по 15.05.1989, – обучался в на курсах при УКК, в период с 03.07.1990 по 06.07.1990 – находился в учебном отпуске с 50% оплатой, что подтверждено справкой № 2, выданными работодателем ОАО Воркутауголь «Шахта Воркутинская» 08.04.2010.
Оспариваемые периоды предварительного обучения по охране труда, обучения на курсах при УКК, учебных отпусков подлежат включению в стаж, наравне с работой, в течение которой они предоставлялись, в силу следующего.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В соответствии с § 6 Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, согласованных с Госстроем СССР 27.09.1972 г. и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972 г., утвержденных Министерством угольной промышленности СССР 14.12.1972 г. и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972 г.: «Все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность предварительного обучения устанавливается: - для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, -10 дней, ранее работавших на шахтах - 5 дней и переводимых на работу по другой профессии - 2 дня; - для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, - 3 дня, ранее работавших на шахтах -1 день.
Как в соответствии со ст.112 КЗоТ РФ, так и в соответствии со ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации и технического инструктажа по технике безопасности (техминимум) на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, как работника угольной промышленности.
Также, в соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.
Закон РФ "О трудовых пенсиях" и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, не содержат прямого запрета о включении спорных периодов в специальный стаж.
Следовательно, периоды прохождения предварительного обучения по охране труда, курсов, учебных отпусков, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и подлежат включению в специальный стаж по Списку № 1 наравне с периодами трудовой деятельности, в течение которой они протекали.
В связи с изложенным, включению в специальный стаж подлежат периоды предварительного обучения по охране труда, курсов, учебных отпусков, всего 2 мес., 19 дней.
С учетом включения в стаж оспариваемых периодов, стаж истца на соответствующих видах работ для определения пенсионного капитала составит: 14 лет 09 мес., 12 дн.(12 лет 05 мес., 27 дней (стаж на соответствующих видах работ по данным пенсионного дела) + 2 года 00 мес., 26 дней (служба в Вооруженных Силах) + 2 мес., 19 дней), что соответствует стажевому коэффициенту 0,59.
Таким образом, требования истца о перерасчёте пенсии с учётом стажевого коэффициента по специальному стажу 0,59 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также суд считает подлежащими удовлетворению и требования истца о возложении обязанности выплатить недоплату с учетом индексации недополученных сумм пенсии, поскольку несвоевременно выплаченные суммы, подлежащие выплате истцу, частично утратили свою покупательскую способность.
Истец оплатил в кассу ИП "обезличить" за ведение дела по перерасчету пенсии и перерасчет пенсии 11000,00 рублей, о чем представлена квитанция № 0676 от 03.03.2017.
Принимая во внимание степень сложности дела, объём оказанных истцу услуг по составлению искового заявления, социальной значимости данной категории дела, мнение ответчика, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца согласно ст.ст.98 ч.1, 100 ГПК РФ расходы в размере 8000 рублей.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Максимову П.П. период службы в Вооруженных Силах СССР с 22.10.1985 по 18.11.1987, а также периоды с 14.11.1988 по 08.12.1988, с 03.04.1989 по 15.05.1989, с 10.05.1990 по 11.05.1990, с 03.07.1990 по 06.07.1990, с 13.09.1990 по 14.09.1990, с 28.10.1991 по 30.10.1991 в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте установить Максимову П.П. стажевый коэффициент 0,59 по специальному стажу с 01 августа 2012 года и бессрочно, выплатить недоплату пенсии за период с 01 августа 2012 года по день вынесения решения суда с индексацией на индексы роста потребительских цен в Республике Коми.
Взыскать с Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте в пользу Максимова П.П. судебные расходы в сумме 8000,00 рублей.
Взыскать с Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Солодилова Е.Ю.