Решение по делу № 33-18585/2024 от 16.05.2024

Судья: Жарова С.К.                   Дело <данные изъяты>

50RS0<данные изъяты>-38

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>,

<данные изъяты>                                                 27 мая 2024 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

    председательствующий судья: Конатыгина Ю.А.,

судьи: Шмелев А.Л., Нагдасев М.Г.,

ведение протокола - помощник судьи Каткова Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по исковому заявлению Шипициной Е. П., Павловой Г. В., Никитиной А. АлексА.ны, Щорина И. В., Кондрашина В. М. к Администрации Рузского городского округа <данные изъяты> о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

по апелляционной жалобе Шипициной Е. П., Павловой Г. В., Никитиной А. АлексА.ны, Щорина И. В., Кондрашина В. М. на решение Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, заслушав доклад судьи Шмелева А.Л., объяснения явившихся сторон,

УСТАНОВИЛА:

Шипицина Е.П., Павлова Г.В., Никитина А.А., Щорин И.В., Кондрашин В.М. просили суд взыскать с Администрации Рузского городского округа <данные изъяты> в возмещение ущерба, причиненного имуществу,: Шипицыной Е. П. сумму в размере 7 152 232, 90 рублей; Павловой Г. В. сумму в размере 2 229 366,12 рублей; Никитиной А. А. сумму в размере 2 229 366, 12 рублей; Шорина И. В. сумму в размере 4 708 823, 90 рублей; Кондрашина В. М. в размере 3 998 648, 03 рублей; взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в следующем размере: Шипицыной Е. П. в размере 500 000 рублей; Павловой Г. В. в размере 500 000 рублей; Никитиной А. А. в размере 500 000 рублей; Шорина И. В. в размере 500 000 рублей; Кондрашина В. М. в размере 500 000 рублей, судебные издержки по оплате государственной пошлины: Никитиной А.А. 19 346,83 руб., Шипицыной Е.П. 43 961,17 руб.; Павловой Г.В. 19 346,83 руб.; Кондрашину В.М. 28 193,24 руб., расходы по оплате эксперта (специалиста) Никитиной А.А. 34 000 руб., Шорину И.В. 34 000 руб., Шипицыной Е.П. 22 000 руб.; расходы по оплате представителя в размере: Павловой Г.В. 30 000 руб., Кондрашина В.М. 50 000 руб., Шорина И.В. 50 000 руб., Никитиной А.А. 30 000 руб., Шипицыной Е.П. 50 000 руб., по тем основаниям, что в результате бездействия Администрации, произошло затопление земельных участков истцов и находящихся на них жилых домов. Из-за аварии на ГТС с 19.00 часов <данные изъяты> в <данные изъяты> введен режим чрезвычайной ситуации в соответствии с решением Комиссии по предупреждению чрезвычайной ситуации и обеспечения пожарной безопасности Рузского городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты>. Комиссией технического расследования Центрального Управления Ростехнадзора установлены технические, организационные и прочие причины аварии.

Представитель Администрации против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснив, что Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 416/22    «О предоставлении средств резервного фонда <данные изъяты>» в целях обеспечения реализации мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения (жилые дома) или у которых жилые дома и (или) хозяйственные строения (сооружения) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся из-за размыва технической насыпи реки Городянки в <данные изъяты>, Рузского городского округа, <данные изъяты> <данные изъяты>, а также гражданам, имеющим регистрацию по месту жительства в <данные изъяты> или в городе Москве и проживавшим на день размыва без регистрации в утраченном или поврежденном жилом помещении (жилом доме) были предоставлены в 2020 году Министерству социального развития <данные изъяты> из резервного фонда <данные изъяты> 24,35 млн. рублей на безвозвратной и безвозмездной основе для предоставления выплаты гражданам, утратившим жилые помещения (жилые дома) или у которых жилые помещения (жилые дома), хозяйственные строения (сооружения) повреждены в результате размыва, а также гражданам, имеющим место жительства в <данные изъяты> и проживавшим на день размыва без регистрации в утраченном или поврежденном жилом помещении (жилом доме). Выплаты предоставляются Министерством социального развития <данные изъяты> в следующих размерах: гражданам, являющимся собственниками, утратившим жилые помещения (жилые дома) в результате размыва, в размере 2000 тыс. рублей за жилое помещение (жилой дом); гражданам, являющимся собственниками поврежденных жилых помещений (жилых домов), хозяйственных строений (сооружений) (далее - строение), которые повреждены в результате размыва, в размере 300 тыс. рублей не более чем за одно строение; гражданам, имеющим регистрацию по месту жительства в <данные изъяты> или в городе Москве и проживавшим на день размыва без регистрации в утраченном или поврежденном жилом помещении (доме), за исключением граждан, имеющих право на получение экстренной социальной помощи (получивших экстренную социальную помощь) в связи с размывом в соответствии с <данные изъяты> N 189/2013-03 "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в <данные изъяты>” в размере 30 тыс. рублей. Денежные средства гражданам, утратившим жилые помещения (жилые дома) или у которых жилые дома и (или) хозяйственные строения (сооружения) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся из-за размыва технической насыпи реки Городянки в <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> <данные изъяты>, а также гражданам, имеющим регистрацию по месту жительства в <данные изъяты> или в городе Москве и проживавшим на день размыва без регистрации в утраченном или поврежденном жилом помещении (жилом доме) были выплачены согласно списку в полном объеме. Причинно-следственной связи между действиями Администрации Рузского городского округа и причиненном ущербом, поскольку, причиной аварии на гидротехническом сооружении («Устиновский пруд») явилось неоднократное аномальное выпадение дождевых осадков на территории Рузского городского округа в мае-июле 2020 года. Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены.

Решением Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении иска отказано.

Истцы в апелляционной жалобе просят отменить решение, как незаконное и необоснованное.

В соответствии с ч. 1 п. 1, п. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 12 ГПК РФ определено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу положений ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд, самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу ст. 209 ч. 1 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 18 Федерального закона от <данные изъяты> N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от <данные изъяты> N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".

Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 110, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

В соответствии с пп. "г", "д" п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно статье 1069 ГК РФ, требование о возмещении убытков, возникших в результате неправомерных действий государственных органов, может быть удовлетворено только при наличии следующих обязательных условий: неправомерности решений, действий или бездействия государственных органов или должностных лиц; причинения лицам или их имуществу вреда или убытков; причинной связи между неправомерными решением (действием или бездействием) должностных лиц и наступившим вредом (убытками); виновности должностного лица, если вред наступил вследствие принятия этим лицом неправомерного решения.

По делу установлено, что Постановлением Главы Рузского городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, на территории <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> введен режим повышенной готовности с 11 часов 00 минут <данные изъяты> до особого распоряжения. Постановлено, определить силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации в <данные изъяты> городского округа с зоной ответственности, в рамках представленных полномочий и на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечения пожарной безопасности Рузского городского округа от <данные изъяты> <данные изъяты>.

Постановлением Главы Рузского городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> введен режим чрезвычайной ситуации в <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>. Постановлено установить с 19 часов 00 минут <данные изъяты> режим чрезвычайной ситуации в <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> до особого распоряжения. Определить силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в <данные изъяты> городского округа с зоной ответственности, в рамках представленных полномочий и на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечения пожарной безопасности Рузского городского округа от <данные изъяты> <данные изъяты>.

Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> об отмене режима чрезвычайной ситуации в <данные изъяты>, Рузского городского округа, <данные изъяты>, режим функционирования чрезвычайной ситуации, для органов управления и сил звена Рузского городского округа <данные изъяты> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отменен <данные изъяты> с 16 ч. 00 мин.

Постановлением <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> о предоставлении средств резервного фонда <данные изъяты> постановлено: Предоставить в 2020 Министерству социального развития <данные изъяты> из резервного фонда <данные изъяты> 22,06 млн. руб. на безвозвратной и безвозмездной основе для предоставления выплаты гражданам утратившим жилые помещения (жилые дома) или у которых жилые помещения (жилые дома), хозяйственные строения (сооружения) повреждены в результате размыва, а также гражданам, имеющим место жительства в <данные изъяты> проживавшим на день размыва без регистрации в утраченном или поврежденном жилом помещении (жилом доме).

Министерству экономики и финансов <данные изъяты> обеспечить перечисление денежных средств, указанных в п.1 настоящего постановления на основании расчетных и иных необходимых документов в соответствии с порядком исполнения бюджета <данные изъяты> по расходам.

Министерству социального развития <данные изъяты> предоставить выплату в следующих размерах: гражданам, являющимся собственниками, утратившим жилые помещения (жилые дома) в результате размыва, в размере 2 000 тыс. руб. за жилое помещение (дом); гражданам, являющимся собственниками поврежденных жилых помещений (жилых домов), хозяйственных строений (сооружений), которые повреждены в результате размыва, в размере 300 тыс. руб. не более чем за одно строение; гражданам, имеющим регистрацию по месту жительства в <данные изъяты> и проживавшим на день размыва без регистрации в утраченном или поврежденном жилом доме, за исключением граждан, имеющих право на получение экстренной социальной помощи (получивших экстренную социальную помощь), в связи с размывом, в соответствии с <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в <данные изъяты>» в размере 30 тыс. руб.

Пунктом п.п. 5,6,7 указанного Постановления необходимо обеспечить формирование списка граждан, имущество которых пострадало во время размыва, из администрации Рузского городского округа, согласованного Главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <данные изъяты> (список граждан).

В результате продолжительных ливневых дождей в период с 07 июля по <данные изъяты> на территории Рузского городско округа сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков и разрушением дорог, в результате выпадения полуторамесячной нормы осадков приведших к росту уровня воды в <данные изъяты> (между <данные изъяты> и <данные изъяты>ом) на территории <данные изъяты>, Рузского городского округа, <данные изъяты> была введена чрезвычайная ситуация регионального характера.

Постановлением <данные изъяты> установлен порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории <данные изъяты>.

Шипицына Е.П. является собственником земельных участков <данные изъяты> с распложенными на них жилым домом (части дома пом. 2 - квартира), <данные изъяты>, площадью 117,8 кв.м и гаражом, <данные изъяты>, площадью 43,3 кв.м., по адресу: <данные изъяты>.

Павлова Г.В., Никитина А.А. являются собственниками земельного участка <данные изъяты> с расположенным на нем жилым домом <данные изъяты> (часть дома - <данные изъяты>), площадью 41, 3 кв.м., общедолевая собственность, по адресу: <данные изъяты>.

Шорин И.В. является собственником земельного участка <данные изъяты> с расположенным на нем жилым домом, общей площадью 100,8 кв.м., по адресу: <данные изъяты>.

Кондрашин В.М. является собственником земельного участка <данные изъяты> с расположенным на нем жилым домом <данные изъяты>, площадью 43,8 кв.м., по адресу: <данные изъяты>.

Земельные участки с расположенными на них строениями, принадлежащие истцам на правах собственников, находились в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <данные изъяты>, вызванными выпадением полуторамесячной нормы осадков на территории <данные изъяты> в <данные изъяты> 07 июля по <данные изъяты> и были затоплены.

Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рузского городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> создана комиссия по определению ущерба (имущества), нанесенного гражданам зарегистрированным и проживающим по адресам на <данные изъяты>, Городянской, Красноармейской и Красно, а также собственникам затопленных жилых домов и земельных участков и объектам муниципальной собственности (п.1 Решения).

В соответствии с п. 3 постановления Правительства МО от <данные изъяты> N 416/22 (ред. от <данные изъяты>) "О предоставлении средств резервного фонда <данные изъяты>" Министерством социального развития <данные изъяты> предоставлены выплаты в следующих размерах: гражданам, являющимся собственниками, утратившим жилые помещения (жилые дома) в результате размыва, в размере 2000 тыс. рублей за жилое помещение (жилой дом); гражданам, являющимся собственниками поврежденных жилых помещений (жилых домов), хозяйственных строений (сооружений) (далее - строение), которые повреждены в результате размыва, в размере 300 тыс. рублей не более чем за одно строение; гражданам, имеющим регистрацию по месту жительства в <данные изъяты> или в городе Москве и проживавшим на день размыва без регистрации в утраченном или поврежденном жилом помещении (доме), за исключением граждан, имеющих право на получение экстренной социальной помощи (получивших экстренную социальную помощь) в связи с размывом в соответствии с <данные изъяты> N 189/2013-ОЗ "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в <данные изъяты>" в размере 30 тыс. рублей.

Положенные выплаты истцам предоставлены в полном объёме, что истцы не оспаривали.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из того, что иск инициирован истцами в связи с несогласием с размером оказанной им материальной помощи.

Как справедливо указал суд первой инстанции, установленный гражданским законодательством перечень условий, при наличии которых у государственных органов в Российской Федерации возникает обязанность возместить вред, является исчерпывающим. Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии совокупности условий ответственности, предусмотренных законом, при отсутствии какого-либо условия возмещение убытков не допускается.

Истцы являются собственниками недвижимого имущества, пострадавшего в период действовавшего на территории Рузского городского округа <данные изъяты> режима ЧС - на территории муниципального образования Рузский городской округ <данные изъяты> имело место стихийное бедствие, вызванное интенсивным выпадением дождевых осадков, в результате чего были затоплены принадлежащие истцам домовладения, расположенные в городе Рузе Рузского городского округа <данные изъяты>, на территории которого постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> был введен режим чрезвычайной ситуации. Межведомственной комиссией Рузского городского округа <данные изъяты> домовладения истцов были признаны непригодными для проживания в результате движения потока воды по <данные изъяты> <данные изъяты>, с включением истцов в списки лиц, являющихся собственниками, утратившими жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, с последующей выплатой причитающихся им из резервного фонда <данные изъяты> средств компенсации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <данные изъяты> N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Пунктом "з" статьи 10 Федерального закона РФ от <данные изъяты> N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относит: обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определение порядка финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального характера.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от <данные изъяты> N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от <данные изъяты> N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от <данные изъяты> N 68-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций; оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

МЧС России <данные изъяты> N 2-4-87-24-7 утверждены Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", от <данные изъяты> N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", от <данные изъяты> N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", от <данные изъяты> N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Глава 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрено, что к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

На основании оперативного сообщения об аварии Администрации Рузского городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> Исх- 6130 (вх. <данные изъяты> от <данные изъяты>), в целях проведения технического расследования обстоятельств и причин аварии, произошедшей <данные изъяты> на гидротехническом сооружении, расположенном по адресу: <данные изъяты> (географические координаты 55.704787, 36.178358), в соответствии с Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от <данные изъяты> <данные изъяты>, создана комиссия для расследования причин аварии на гидротехническом сооружении и провести техническое расследование причин аварии в срок не позднее <данные изъяты>.

Из Акта технического расследования обстоятельств и причин аварии, произошедшей <данные изъяты> на гидротехническом сооружении по адресу: <данные изъяты>, составленному комиссией технического расследования причин аварии, гидротехнические сооружения расположенные в русле реки Городянка, следует, что плотина пруда на <данные изъяты> около Лесхоза (<данные изъяты>) (далее-ГТС<данные изъяты>), местонахождение объекта: <данные изъяты> (около Лесхоза), находятся в перечне гидротехнических сооружений на территории <данные изъяты>, поднадзорных Центральному управлению Ростехнадзора.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> от <данные изъяты>, правообладатель (собственник) ГТС <данные изъяты> - муниципальное образование Рузский городской округ <данные изъяты>.

От имени муниципального образования, полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет администрация Рузского городского округа на основании п.п. 2 ст. 38 Устава Рузского городского округа <данные изъяты>, принятого решением Совета депутатов Рузского городского округа <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> (приложение к акту <данные изъяты>).

Вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, <данные изъяты> от <данные изъяты>.

В соответствии с кадастровым паспортом сооружения от <данные изъяты>, Выпиской, ГТС <данные изъяты> представляет собой земляную плотину с откосами, укрепленными щебнем, посевом трав. Водосбросное сооружение: железобетонная труба диаметром 0,9 м (две нитки). Проектные характеристики плотины, водохранилища, водовыпускного сооружения - отсутствуют.

Плотина пруда на <данные изъяты> (<данные изъяты>) (Далее -ГТС <данные изъяты>), местонахождение объекта: <данные изъяты>.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> от <данные изъяты>, правообладатель (собственник) ГТС <данные изъяты>-муниципальное образование Рузский городской округ <данные изъяты>.

От имени муниципального образования, полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет администрация Рузского городского округа на основании п.п. 2 ст. 38 Устава Рузского городского округа <данные изъяты>, принятого решением Совета депутатов Рузского городского округа <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>.

Вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, <данные изъяты> о <данные изъяты>.

В соответствии с кадастровым паспортом сооружения от <данные изъяты>, Выпиской, гидротехническое сооружение представляет собой земляную плотину с откосами, укрепленными щебнем, посевом трав.

Водосбросное сооружение: железобетонная труба диаметром 0,9 м. в теле плотины. Проектные характеристики плотин, водохранилищ, водовыпускных сооружений - отсутствуют

Иные объекты, расположенные на <данные изъяты>: автодорожная насыпь на <данные изъяты> (перегоне в 4.5 км от устья <данные изъяты> (далее — Насыпь <данные изъяты>). Высота Насыпи <данные изъяты> м., в основании насыпи проложено донное водопропускное отверстие (труба), диаметром - 1.5 м. (максимальная пропускная способность трубы (Qmax) — И м/с3).

Данное сооружение не является гидротехническим сооружением в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Из справки об аварии на гидротехнических сооружениях Рузского городского округа <данные изъяты>, следует, что <данные изъяты> в 16.00 оперативному дежурному Ростехнадзора из Главного Утравления МЧС России по <данные изъяты> поступила информация, об угрозе прорыва технической насыпи, расположенной на реке Городянка в городе <данные изъяты>. При осмотре места был установлен критический подъем уровня воды с переливом через гребень на двух гидротехнических сооружениях и двух дорожных насыпях (<данные изъяты>, Полевая улица) с частичным нарушением целостности грунтовых сооружений. Гидротехнические сооружения: «Плотина пруда на <данные изъяты> около лесхоза» Г<данные изъяты>) и «Плотина пруда на <данные изъяты>» (Г<данные изъяты>) находятся в собственности администрации Рузского городского округа <данные изъяты>. В 19:00 <данные изъяты> произошел прорыв технической насыпи с поступлением воды в нижерасположенный водоем и переливом воды через гребень Г<данные изъяты>.

Согласно представленному акту, по состоянию на 19.00 <данные изъяты> точное местоположение объекта, указанного в информационном донесении не установлено, определить принадлежность технической насыпи с водопропускной трубой к гидротехническим сооружениям не представляется возможным до получения дополнительной информации с места происшествия.

Автодорожная насыпь на <данные изъяты> (в 2.2 км. от устья <данные изъяты> высотой около 4 м.) (далее — Насыпь <данные изъяты>), проектная документация на Насыпь <данные изъяты> отсутствует, определить пропускную способность на момент, произошедшей аварии, не представляется возможным. Данное сооружение не является гидротехническим сооружением в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Автодорожная насыпь - дорога на территорию хлебозавода (в 2 км. от устья <данные изъяты>, высота около 4 м. в основании насыпи) (далее — Насыпь <данные изъяты>), проектная документация на Насыпь <данные изъяты> отсутствует, определить пропускную способность на момент, произошедший аварии, не представляется возможным. Данное сооружение не является гидротехническим сооружением в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Также, из Акта технического расследования следует, что в результате интенсивного притока воды в водохранилище ГТС № I, с водосборной площади <данные изъяты>, водосбросное устройство с транзитом воды не справилось и начался перелив воды в обход гребня ГТС <данные изъяты> по наименьшему сопротивлению, о чем свидетельствует тина на деревьях и кустах обширные площади затопления на склонах долины. Поток воды повышенной интенсивности начал движение вниз по руслу реки Городянка, частично обрушил откосы насыпи <данные изъяты> в месте трубоперехода русла реки под дорожной насыпью и начал накапливаться в овраге, перекрытым насыпью <данные изъяты>.

<данные изъяты> в «16» час. «00» мин. оперативному дежурному ЕДДС Рузского городского округа, от диспетчера ПТП поступила информация, что в результате засора водопроводной трубы, которая проходит под насыпью <данные изъяты>, произошло заполнение оврага водой по верхнему течению <данные изъяты>, в районе <данные изъяты>.

<данные изъяты> в «16» час. «00» мин. оперативному дежурному Ростехнадзора из Главного управления МЧС России по <данные изъяты> поступила информация, об угрозе прорыва насыпи <данные изъяты>, расположенной на <данные изъяты> в <данные изъяты>, сообщалось, что овраг наполнился водой до уровня насыпи.

В зоне возможного подтопления располагалось 50 домов частного сектора, находящихся в черте города, по адресу: г, Руза, <данные изъяты> и <данные изъяты>.

Общее количество привлеченных организаций (органов), а также численность персонала и техники, выделенной на предостережение аварии 20 человек 6 единиц техники: МЧС России (3 человека, 1 единица техники); ОГ Рузского местного пожарно-спасательного гарнизона (3 человека и 1 ед. техники); ПСЧ-312 ГКУ МО «Мособлпожспас» (4 человека и 1 ед. техники); администрации Рузского городского округа (2 человека и I ед. техники); ГКУ МО «МОС АВС» (8 человек и 2 ед. техники).

В представленном Акте технического расследования указывается на то, что при достижении уровня воды до бровки насыпи <данные изъяты> было принято решение о вскрытии тела насыпи <данные изъяты> (видеоинтервью главы Рузского городского округа Пархоменко Н.Н. приложение к акту <данные изъяты>, хронометраж видеоматериала 00:45-1:05), что по мнению комиссии привело к разрушению насыпи <данные изъяты> с образованием волны прорыва, послужившей причиной разрушения напорного фронта ГТС <данные изъяты> (фото 14-24), что в свою очередь привело к следующим последствиям: Г<данные изъяты> прорван фронт, падение 2-х опор с проводом типа ВОЛС; нанесен ущерб 24 жилым домам по <данные изъяты> и <данные изъяты>, из них: 16 повреждены, 8 разрушены; <данные изъяты> повреждено полотно дороги, обнажены сливные трубы, поврежден фидер ул. «Красноармейская» ВЛ-0,4 кВ - падение 3-х опор, обрыв 5 пролетов неизолированного провода и 3-х пролетов изолированного провода.

Исходя из Акта технического расследования обстоятельств и причин аварии, произошедшей <данные изъяты>, на основании изучения представленной документации, осмотра места аварии, опросов очевидцев и должностных лиц администрации Рузского городского округа, результатов фото- и видео- фиксации, комиссией были сделаны следующие выводы о причинах аварии: технические причины аварии: вскрытие тела насыпи <данные изъяты>, приведшее ее к разрушению, с образованием волны прорыва, послужившей причиной разрушения напорного фронта ГТС <данные изъяты>. Организационные причины аварии: собственником ГТС <данные изъяты> не обеспечено выполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (раздел 5.1 акта); непринятие своевременных мер по реагированию на предостережение Центрального управления Ростехнадзора от <данные изъяты> <данные изъяты> о недопустимости нарушения обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, выразившихся в невнесении сведений о гидротехнических сооружениях, находящихся в собственности Рузского городского округа, в Российский регистр гидротехнических сооружений, включающее в себя разработку иной документации, предусмотренной действующим законодательством. Прочие причины аварии: на территории <данные изъяты> не разработана и не реализовывается региональная программа обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, что является нарушением статьи 5 Федерального закона от <данные изъяты> № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Министерством экологии и природопользования <данные изъяты>, выражено особое мнение на составленный комиссией Акт технического расследования обстоятельств и причин аварии, произошедшей <данные изъяты> на плотине на <данные изъяты> в <данные изъяты>, исходя из которого следует, что в Акте не отражено, что причиной аварии явилось неоднократное аномальное выпадение дождевых осадков на территории Рузского г.о. в мае-июле 2020 года.

В первый период аномальных осадков с <данные изъяты> выпало 180% от среднего многолетнего значения за тот же период, что привело к переполнению резервуаров, прудов и водохранилищ. Во второй период с <данные изъяты>-08.2020 выпало атмосферных осадков 144% от среднего многолетнего значения за июль, согласно информационному письму Гидромецентра от <данные изъяты> <данные изъяты>.

В результате <данные изъяты> в период дождей вода стала скапливаться в русле <данные изъяты> перед дорожной насыпью, не являющейся гидротехническим сооружением и не предназначенной для создания водохранилища. Пропускной способности трубы под насыпью диаметром около 0,5 м не хватило для пропуска такого большого объема воды.

В течение дня <данные изъяты> перед насыпью высотой около 12 метров образовался водоем, превышающий по своему объему пруд на <данные изъяты>, образованный плотиной высотой около 6 метров.

Выпадение осадков продолжалось и вода поступала в созданный перед дорожной насыпью пруд. При переливе дорожная насыпь была бы все равно размыта и в пруд плотины на <данные изъяты> поступил бы еще больший па 2 660 м3 объем воды, что привело бы к разрушению плотины с еще более тяжелыми последствиями.

В этой связи спасательными службами было принято решение о вскрытии дорожной насыпи, после чего весь объем воды поступил в пруд плотины на <данные изъяты>.

Плотина на <данные изъяты> в соответствии со своими характеристиками не могла удержать поступивший объем воды, а водосбросное сооружение с диаметром около 1 м не могло безаварийно пропустить расход поступившей воды. В результате чего произошел перелив через тело плотины с дальнейшим размывом тела плотины и образованием волны прорыва.

Работы по предупреждению возможной чрезвычайной ситуации также проводились администрацией Рузского г.о. в период обильного выпадения осадков.

Поскольку, по делу бесспорно установлено, что причиной прорыва плотины стало аномальное природное явление, факты технической неисправности плотины не установлены, суд первой инстанции пришёл к правильному и справедливому выводу о том, что прямая причинно-следственная связь размыва плотины на <данные изъяты> и разработанной документации по эксплуатации плотины, а также и действия или бездействия должностных лиц Рузского г.о. отсутствует.

По смыслу статьи 1064 ГК РФ обязанность возмещения вреда предусмотрена лишь лицом причинившим вред, в то время как вины ответчика в причинении ущерба не доказано, произошедшие затопления являются природным катаклизмом (стихийным бедствием). Прямых противоправных действий со стороны ответчика в отношении истца и его имущества не установлено.

Федеральный закон от <данные изъяты> N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и подзаконные акты, принятые в соответствии с указанным Законом, а также нормативные акты органов субъекта Федерации Республики Адыгея, не предусматривают полного возмещения вреда, причиненного гражданам в результате чрезвычайной ситуации.

Суд первой инстанции, оценив в совокупности все полученные по делу доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, учитывая установленные по делу обстоятельства, вышеперечисленные нормы права, правильно указал на то, что в соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, требования ст. 10 ГК РФ, принимая во внимание, что материалами дела подтверждается, что в спорный период времени наблюдался факт аномальных осадков, в результате выпадения которых администрацией Рузского городского округа <данные изъяты> были приняты решения о введении на территории <данные изъяты> городского округа, <данные изъяты> режима повышенной готовности, с последующим принятием решения о введении режима чрезвычайной ситуации в <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, сведений о признании указанных решений по ЧС незаконными не признавались, соответствующие постановления как незаконные не отменялись, действия администрации Рузского городского округа по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в <данные изъяты> городского округ не оспаривались, между тем, в содержащихся в Акте описаниях и выводах оценка указанным фактам не дана, наличие природных явлений в виде обильных осадков, как и принимаемые ответчиком меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, своего отражения в составленном комиссией заключении не нашли, как и не установлено факта аварии на ГТС по причине технической неисправности плотины, между тем, факты технической неисправности плотины не установлены, аномальное природное явление истцами не учтено.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судебная коллегия находит правильным и справедливым вывод суда первой инстанции о том, что в данном конкретном случае не установлено причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика, которое, как следствие, привело к причинению имущественного ущерба истцам, в связи с чем, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению истцам материального ущерба у суда не имеется. Доводы истцов о том, что именно действия должностного лица администрации Рузского городского округа <данные изъяты> по вскрытию тела насыпи <данные изъяты>, повлекли прорыв ГТС и как следствие наступивший для истцов ущерб, своего подтверждения при рассмотрении дела не нашли и материалы дела не содержат.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого судом решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Судом первой инстанции исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.

Выводы суда подробно, со ссылками на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведены в мотивировочной части решения и судебная коллегия с ними соглашается, не усматривая оснований для их переоценки. Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Шипициной Е. П., Павловой Г. В., Никитиной А. АлексА.ны, Щорина И. В., Кондрашина В. М. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-18585/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шорин Илья Вячеславович
Павлова Галина Викторовна
Шипицына Елена Павловна
Никитина Анна Александровна
Кондрашин Владимир Михайлович
Ответчики
Администрация Рузского ГО МО
Другие
Рузское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области г. Рузы
Голдесова Снежана Николаевна
Правительство Московской области
Министерство экологии и природопользования Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Шмелев Антон Люсьенович
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
27.05.2024Судебное заседание
14.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2024Передано в экспедицию
27.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее