№ 5-749/2021
36RS0004-01-2021-000713-32
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Воронеж 13 апреля 2021 года
Судья Советского районного суда г.Воронеж Винокурова Л.Н., рассмотрев в судебном заседании с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Фомина П.И., защитника Полякова Д.А., дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Фомина Павла Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, не работающего, студента <данные изъяты>, не привлекавшегося к административной ответственности,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, Фомин П.И. 23.01.2021 года с 14.00 возле памятника по адресу <адрес> принял участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга, в котором принимали участие более 50 человек, с использованием звукоусиливающих устройств, без согласования с органами местного самоуправления о месте и времени проведения публичного мероприятия, а также отказался выполнить законные требования сотрудника ОВД о прекращении несогласованного в надлежащем порядке публичного мероприятия, чем нарушил п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.04.2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то есть совершил (а) административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Фомину П.И. и защитнику Полякову Д.А. разъяснены процессуальные права и обязанности.
Заявлений об отводе, о самоотводе не поступило.
Фомин П.И. виновным себя в совершении указанного административного правонарушения не признал, пояснил, что в указанное в протоколе время гулял возле театра на площади Ленина, в митинге не участвовал. К нему подошли сотрудники полиции, и, не представившись и не предъявляя никаких требований, задержали его и отправили в отдел полиции.
Защитник Поляков Д.А. просил прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава и события административного правонарушения, поскольку Фомин П.И. в митинге не участвовал, а гулял по площади Ленина, когда к нему подошли сотрудники полиции, которые, не представившись и не предъявляя ему никаких требований, задержали его. В нарушение требований Постановления Пленума Верховного суда РФ №28 от 26.06.2018 г. протокол об административном правонарушении в отношении Фомина П.И. составлен с нарушениями требований закона: он не содержит указания на то, какие требования были предъявлены Фомину П.И., не указано, какой сотрудник полиции предъявил эти требования, как он это сделал, насколько это требование законно, не указано это и в рапортах сотрудников полиции. Кроме того, защитник обратил внимание на то, что датой составления протокола указано 23 января 2019 г.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, судья приходит к следующему выводу.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Согласно ст. 11 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950, с изм. от 13.05.2004) каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов, осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Оценив в порядке ст. 26.11 КоАП РФ представленные доказательства, в совокупности с протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции, протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, фотоматериалом, прихожу к выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности Фомина П.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Фомин П.И. не признал себя виновным в совершении указанного административного правонарушения, пояснив, что в митинге участия не принимал, просто гулял по площади Ленина, когда его задержали сотрудники полиции, и материалы дела не содержат объективных данных, подтверждающих изложенные в протоколе сведения об участии Фомина П.И. в митинге и нарушении им установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, которые опровергали бы с достоверностью показания Фомина П.И., в судебное заседание таких данных также не предоставлено.
Частями 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Фомина П.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании п.1 ч.1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Фомина Павла Ивановича, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Воронежский областной суд в течение 10 суток.
Судья Л.Н.Винокурова
№ 5-749/2021
36RS0004-01-2021-000713-32
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Воронеж 13 апреля 2021 года
Судья Советского районного суда г.Воронеж Винокурова Л.Н., рассмотрев в судебном заседании с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Фомина П.И., защитника Полякова Д.А., дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Фомина Павла Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, не работающего, студента <данные изъяты>, не привлекавшегося к административной ответственности,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, Фомин П.И. 23.01.2021 года с 14.00 возле памятника по адресу <адрес> принял участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга, в котором принимали участие более 50 человек, с использованием звукоусиливающих устройств, без согласования с органами местного самоуправления о месте и времени проведения публичного мероприятия, а также отказался выполнить законные требования сотрудника ОВД о прекращении несогласованного в надлежащем порядке публичного мероприятия, чем нарушил п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.04.2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то есть совершил (а) административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Фомину П.И. и защитнику Полякову Д.А. разъяснены процессуальные права и обязанности.
Заявлений об отводе, о самоотводе не поступило.
Фомин П.И. виновным себя в совершении указанного административного правонарушения не признал, пояснил, что в указанное в протоколе время гулял возле театра на площади Ленина, в митинге не участвовал. К нему подошли сотрудники полиции, и, не представившись и не предъявляя никаких требований, задержали его и отправили в отдел полиции.
Защитник Поляков Д.А. просил прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава и события административного правонарушения, поскольку Фомин П.И. в митинге не участвовал, а гулял по площади Ленина, когда к нему подошли сотрудники полиции, которые, не представившись и не предъявляя ему никаких требований, задержали его. В нарушение требований Постановления Пленума Верховного суда РФ №28 от 26.06.2018 г. протокол об административном правонарушении в отношении Фомина П.И. составлен с нарушениями требований закона: он не содержит указания на то, какие требования были предъявлены Фомину П.И., не указано, какой сотрудник полиции предъявил эти требования, как он это сделал, насколько это требование законно, не указано это и в рапортах сотрудников полиции. Кроме того, защитник обратил внимание на то, что датой составления протокола указано 23 января 2019 г.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, судья приходит к следующему выводу.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Согласно ст. 11 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950, с изм. от 13.05.2004) каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов, осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Оценив в порядке ст. 26.11 КоАП РФ представленные доказательства, в совокупности с протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции, протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, фотоматериалом, прихожу к выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности Фомина П.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Фомин П.И. не признал себя виновным в совершении указанного административного правонарушения, пояснив, что в митинге участия не принимал, просто гулял по площади Ленина, когда его задержали сотрудники полиции, и материалы дела не содержат объективных данных, подтверждающих изложенные в протоколе сведения об участии Фомина П.И. в митинге и нарушении им установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, которые опровергали бы с достоверностью показания Фомина П.И., в судебное заседание таких данных также не предоставлено.
Частями 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Фомина П.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании п.1 ч.1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Фомина Павла Ивановича, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Воронежский областной суд в течение 10 суток.
Судья Л.Н.Винокурова