25RS0028-01-2021-000335-72
Дело № 2-120/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2021 г. п. Терней Тернейского района
Приморского края
Тернейский районный суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Богомазова С.В.,
при секретаре Крутик С.В.,
с участием помощника прокурора Тернейского района Приморского края Попова М.С.,
с участием представителя ответчика Администрации Тернейского муниципального округа Приморского края Моисеенко Ю.С., действующей на основании доверенности № 6 от 16.02.2021 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора Тернейского района Приморского края в интересах Бокова Э. к Администрации Тернейского муниципального округа Приморского края об обеспечении благоустроенным жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тернейского района Приморского края в защиту интересов Бокова Э. в суд к Администрации Тернейского муниципального округа Приморского края об обеспечении благоустроенным жилым помещением, указав, что Бокова Э.С. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако, до настоящего времени жилое помещение Боковой Э.С. не предоставлено. В исковых требованиях прокурор просит суд возложить на администрацию Тернейского муниципального округа обязанность представить Бокова Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Тернейского муниципального округа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Тернейского муниципального округа.
В судебном заседании помощник прокурора Тернейского района Попов М.С. поддержал исковые требования в полном объеме.
Бокова Э.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации, об уважительности причин неявки суду не сообщила, заявлений или ходатайств об отложении дела слушанием или рассмотрении дела в ее отсутствие в суд не поступало.
Представитель ответчика Администрации Тернейского муниципального округа Приморского края Моисеенко Ю.С. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что АдминистрацияТернейского муниципального округа Приморского края осознает свою обязанность по предоставлению жилого помещения, однако отсутствует реальная возможность по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями, поскольку отсутствуют жилые помещения, удовлетворяющие требованиям.
Представители третьих лиц - Отдела опеки и попечительства администрации Тернейского муниципального округа и Правительства Приморского краяв судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,заявления или ходатайства об отложении дела слушанием или рассмотрении дела в их отсутствие в суд не поступали.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц,участвующих в деле.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу пункта 7 ст. 8 вышеуказанного закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018 г. № 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
В соответствии со ст. 5 указанного Закона, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов Приморского края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018 г. № 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Согласно ст. 2 Закона Приморского края от 06.12.2018 г. N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" органы местного самоуправления наделены,в том числе,следующими государственными полномочиями:
- формирование муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления жилых помещений данного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, посредством:
а) приобретения жилых помещений, в том числе с правом заключения договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором было размещено извещение о проведении закупки (в случае доведения лимитов бюджетных обязательств на следующий финансовый год), в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность муниципальных образований;
б) строительства жилых помещений, в том числе в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на строительство объектов недвижимого имущества муниципальной собственности при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором было размещено извещение о проведении закупки;
в) осуществления капитального ремонта (реконструкции), текущего ремонта имеющихся в муниципальном жилищном фонде жилых помещений в течение текущего финансового года;
- принятие решений о предоставлении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, за исключением тех, в отношении которых имеются вступившие в законную силу судебные акты, вынесенные до 1 января 2019 года, согласно которым обязанность по обеспечению их жилым помещением возложена на Администрацию Приморского края, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с указанными лицами договоров найма специализированного жилого помещения.
Соответствующими государственными полномочиями наделяется, в том числе, Тернейский муниципальный округ (ст. 3 Закона Приморского края от 06.12.2018 г. N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями").
Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в Законе Приморского края от 24.12.2018 г. N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
Статьей 3 Закона Приморского края от 24.12.2018 г. № 433-КЗ предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.
Согласно ст. 10 этого же Закона лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2019 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Бокова Э.,ДД.ММ.ГГГГ рождения, согласно информации отдела опеки и попечительства администрации Тернейского муниципального округа от 04.09.2021 № 326, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца: мать Бокова Е.Г.лишена родительских прав решением Тернейского районного суда Приморского края от 23.12.2009 г., отец Боков С.В. признан безвестно отсутствующим решением Тернейского районного суда Приморского края от 04.10.2007 г. На основаниираспоряжения территориального отдела опеки и попечительства по Тернейскому муниципальному району от 01.09.2008 г. № 16-р над несовершеннолетней Боковой Э.С. была установлена опека на возмездной основе (приемная семья) со стороны Юшковой Л.А. и Юшкова С.В.
В соответствии с постановлением администрации Тернейского муниципального района Приморского края от 05.10.2020 № 598 Бокова Э.С. принята на специализированный жилищный учет (л.д. 10),на основании приказа министерства образования Приморского края от 11.11.2020 г. № 1170-а Бокова Э.С. включена в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением под номером 36.
По информации администрации Тернейского муниципального округа от 20.08.2021 г. № 350 Бокова Э.С.не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, а также членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (л.д. 11).
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24.08.2021 № КУВИ-002/2021-110849799 Бокова Э.С.на территории Российской Федерации жилья в собственностине имеет.
Согласно данных, имеющихся в материалах дела,Бокова Э.зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом установлено, чтоБокова Э.С. достигла совершеннолетнего возраста, имеет право на получение благоустроенного жилого помещенияспециализированного жилищного фонда не ниже установленных муниципальным образованием социальных норм.
До настоящего времени истцу как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, чем нарушается его право на обеспечение жилым помещением.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, подтверждающих отсутствие уБоковой Э.С.права на предоставление ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком суду не представлено.
Доводы ответчика о недостаточности средств, выделяемых из краевого бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Право Боковой Э.С., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от финансирования и наличия в бюджете муниципального образования денежных средств.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, под местом жительства гражданина понимается место, где он постоянно или преимущественно проживает.
Судом установлено, что п. Терней Тернейского района является местом жительстваБоковой Э.С., следовательно, администрация Тернейского муниципального округа Приморского края обязана предоставить истцу на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территорииТернейского муниципального округа в п. Терней.
Согласно решению Думы Тернейского муниципального округа от 28.04.2021 № 173 минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма (норма предоставления площади жилого помещения) на территории Тернейского муниципального округа установлен в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, в жилых помещениях без коммунальных услуг, ив размере 14 кв. м общей площади на одного человека - в жилых помещениях с коммунальными услугами.
С учетом изложенного, суд приходит выводу о том, что требования прокурораТернейского района в защиту интересовБоковой Э.С.подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тернейского района Приморского края в интересах Бокова Э. к Администрации Тернейского муниципального округа Приморского края об обеспечении благоустроенным жилым помещением удовлетворить.
Обязать Администрацию Тернейского муниципального округа Приморского края предоставитьБокова Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Тернейского муниципального округа Приморского края благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Тернейского муниципального округа Приморского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Тернейский районный суд.
Судья С.В.Богомазов