№ 77-4984/2021
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 16 ноября 2021 года
Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чистяковой Н.И.,
судей Нарской М.Ю., Чипизубовой О.А.
при секретаре Дружковой А.С.
с участием прокурора Буракова М.В., адвоката Слепова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Журавлева М.И. о пересмотре приговора Кировградского городского суда Свердловской области от 27 июля 2020 года, в соответствии с которым
Ж У Р А В Л Е В Михаил Иванович, родившийся <данные изъяты>, судимый:
- 23 апреля 2018 года мировым судьей судебного участка № 4 Верхнепышминского судебного района Свердловской области по ч. 1 ст. 157 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ с удержанием 10 % из заработной платы в доход государства;
- 16 октября 2018 года Железнодорожным районным судом г. Екатеринбурга по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы, условно с испытательным сроком 3 года;
- 5 июня 2019 года мировым судьей судебного участка № 9 Кировского района г. Екатеринбурга по ч. 1 ст. 158 УК РФ, ст. 70 УК РФ (приговор от 23 апреля 2018 года) к 9 месяцам исправительных работ с удержанием 10 % заработка в доход государства;
13 февраля 2020 года Журавлев М.И. объявлен в розыск, постановлением Невьянского городского суда Свердловской области от 18 марта 2020 года заключен под стражу для рассмотрения вопроса о замене исправительных работ более строгим наказанием (срок заключения под стражу исчислен с 17 марта 2020 года); постановлением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 10 апреля 2020 года наказание в виде исправительных работы заменено на 3 месяца лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении (вступило в законную силу 21 апреля 2020 года);
постановлением этого же суда от 10 апреля 2020 года отменено условное осуждение по приговору от 16 октября 2018 года, Журавлев М.И. на срок 3 года направлен для отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительную колонию общего режима; зачтен срок содержания под стражей с 17 марта 2020 года по день вступления постановления в законную силу (вступило в законную силу 9 июня 2020 года),
осужден по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год; в соответствии со ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения неотбытого наказания по приговорам от 16 октября 2018 года и 5 июня 2019 года окончательно назначено 3 года 4 месяца лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу изменена на содержание под стражей, Журавлев М.И. взят под стражу в зале суда.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу; на основании п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в срок лишения свободы зачтено время содержания Журавлева М.И. под стражей с 27 июля 2020 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Этим же приговором осужден Мозалев С.А., в отношении которого кассационное производство не возбуждено.
Заслушав доклад судьи Нарской М.Ю. об обстоятельствах дела, выступления адвоката Слепова М.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы осужденного, прокурора Буракова М.В., полагавшего о необходимости изменения приговора в части наказания, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
обжалуемым приговором Журавлев М.И. признан виновным в покушении на тайное хищение чужого имущества на общую сумму 1 990 руб. 99 коп., совершенном 3 сентября 2019 года группой лиц по предварительному сговору.
В апелляционном порядке приговор не проверялся, вступил в законную силу 7 августа 2020 года.
В кассационной жалобе осужденный просит приговор изменить, усматривая нарушения уголовного закона в части зачета наказания.
Полагает, что в срок лишения свободы дополнительно подлежат зачету время содержания его под стражей с 17 марта 2020 года по 7 августа 2020 года включительно; также период с 21 апреля 2020 года (дата вступления в законную силу постановления от 10 апреля 2020 года) по 21 июля 2020 года в соответствии с п. «в» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, поскольку наказание в виде исправительных работ было заменено лишением свободы и он направлен для отбывания наказания в колонию-поселение; период с 17 марта 2020 года (дата заключения под стражу) по 21 апреля 2020 года и с 22 августа 2020 года по 8 августа 2020 года в соответствии с п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в колонии общего режима. Кроме того, просит из общего срока наказания (3 года 4 месяца) исключить три месяца, поскольку по постановлению от 10 апреля 2020 года он был переведен на указанный срок в колонию-поселение, но фактически отбыл это наказание в следственном изоляторе.
В письменных возражениях на кассационную жалобу прокурор указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, законность и обоснованность приговора.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения по настоящему уголовному делу судом в отношении осужденного Журавлева М.И. допущены.
Уголовное дело рассмотрено по правилам главы 40 УПК РФ в особом порядке принятия судебного решения по ходатайству подсудимого, с согласия остальных участников процесса, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 316 УПК РФ.
Обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в особом порядке, не имелось.
Выводы суда об обоснованности предъявленного обвинения и его подтверждении собранными доказательствами соответствуют материалам дела.
Юридическая оценка действий Журавлева М.И. является правильной.
При назначении наказания суд в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ учел характер и степень общественной опасности совершенного неоконченного преступления, относящегося к категории средней тяжести, все имеющиеся в материалах дела сведения о личности осужденного, влияние назначенного наказания на условия жизни его семьи, полно и правильно установленную совокупность смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств.
Правила ч. 3 ст. 66, ч. 5 ст. 62 УК РФ судом при назначении наказания применены правильно.
Выводы об отсутствии оснований для применения к осужденному положений ст. ст. 64, 73 УК РФ судом убедительно мотивированы и сомнений в своей правильности не вызывают.
Указание на отсутствие оснований для применения ч. 3 ст. 68 УК РФ является явно ошибочным и на исход дела не повлияло.
Вид исправительного учреждения назначен в соответствии с законом.
Вместе с тем суд неправильно применил уголовный закон при назначении наказания по правилам ст. 70 УК РФ.
Как следует из материалов дела, в связи со злостным уклонением от отбывания наказания по приговору мирового судьи от 5 июня 2019 года Журавлев М.И. был объявлен в розыск и с 17 марта 2020 года помещен под стражу до рассмотрения судом вопроса о замене наказания в виде исправительных работ более строгим наказанием.
Постановлением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 10 апреля 2020 года неотбытое наказание в виде исправительных работ по приговору от 5 июня 2019 года заменено на наказание в виде лишения свободы на срок 3 месяца с отбыванием в колонии-поселении.
Постановлением того же суда от 10 апреля 2020 года отменено условное осуждение Журавлева М.И. по приговору от 16 октября 2018 года с направлением осужденного для отбывания наказания в виде лишения свободы на срок 3 года в исправительную колонию общего режима, с зачетом в срок лишения свободы времени содержания под стражей с 17 марта 2020 года по день вступления постановления в законную силу.
Судебного постановления об исполнении данных наказаний не принималось.
При таких обстоятельствах, до постановления обжалуемого приговора Журавлевым М.И. исполнялись два отдельных приговора (от 16 октября 2018 года и 5 июня 2019 года), по каждому из которых с учетом вышеприведенных постановлений исполнялось наказание в виде лишения свободы. Следовательно, на 27 июля 2020 года наказание в виде 3 месяцев лишения свободы по приговору от 5 июня 2019 года Журавлевым М.И. было отбыто.
Применяя правила ст. 70 УК РФ по настоящему приговору, суд указанное обстоятельство оставил без внимания и назначил окончательное наказание путем частичного присоединения к вновь назначенному наказанию неотбытого наказания по приговорам от 16 октября 2018 года и 5 июня 2019 года, то есть частично присоединил и отбытое наказание по приговору от 5 июня 2019 года.
В данном случае имеет место нарушение положений ст. 70 УК РФ, согласно которым при назначении наказания по совокупности приговоров полностью или частично присоединяется только не отбытая часть ранее назначенного наказания.
Указанное нарушение уголовного закона является существенным и повлиявшим на исход дела, поскольку повлекло за собой назначение Журавлеву М.И. наказания в большем размере, чем предусмотрено законом.
Допущенное нарушение возможно устранить на стадии кассационного производства по уголовному делу, в связи с чем приговор в отношении Журавлева М.И. подлежит изменению со смягчением размера наказания, назначенного по ст. 70 УК РФ, а доводы кассационной жалобы осужденного – частичному удовлетворению.
Оснований для удовлетворения иных доводов жалобы осужденного Журавлева М.И. не имеется, поскольку правила льготного зачета в срок лишения свободы времени содержания под стражей не применяются на стадии исполнения приговора.
Руководствуясь ст.ст. 401.14 – 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
приговор Кировградского городского суда Свердловской области от 27 июля 2020 года в отношении ЖУРАВЛЕВА Михаила Ивановича изменить:
в соответствии со ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытого наказания по приговору Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 16 октября 2018 года (с учетом постановления Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 10 апреля 2020 года) окончательно назначить наказание в виде лишения свободы на срок 3 (три) года 1 (один) месяц.
В остальной части приговор оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Журавлева М.И. – без удовлетворения.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи