ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2023 года г.Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сачек Е.В., при секретаре Ивановой А.А., в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-14/2023 (№ 2-826/2022) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» к Николаеву А. В., Николаевой О.Н. о взыскании задолженности по оплате потреблённой электрической энергии, судебных расходах,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» (далее ООО «Иркутскэнергосбыт») обратилось в суд с иском к Николаеву А.В., Николаевой О.Н. в котором просит взыскать с ответчиков солидарно в свою пользу задолженность по оплате потребленной электрической, расходы по уплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ООО «Иркутскэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком (постановление Службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2007 № 46-П), осуществляет поставку электрической энергии покупателям электрической энергии по публичным договорам электроснабжения в отношении каждого кто к нему обратится.
Между ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и ответчиком заключён договор электроснабжения жилого дома (домовладения, квартиры).
В настоящее время гарантирующим поставщиком услуг по предоставлению электроэнергии является ООО «Иркутскэнергосбыт» в соответствии с Регламентом воздействия, заключенным между ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и ООО «Иркутскэнергосбыт».
Между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к Договору электроснабжения жилого дома (домовладения, квартиры) на основании заявки, представленной потребителем.
На основании вышеуказанного договора и дополнительного соглашения истец осуществляет электроснабжение жилого дома, расположенного по адресу: "АДРЕС", кадастровый № ***, общей площадью 343,10 кв.м.
Договор заключён в рамках положений, предусмотренных Постановлением Правительства № ***.
Плата за электрическую энергию рассчитывалась и предъявлялась ответчику по тарифам, установленным на основании Приказа Службы по тарифам Иркутской области на соответствующий год для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области.
В соответствии с положениями п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых вышеприведённым Постановлением Правительства РФ, предметом регулирования данного Постановления составляют общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, порядок перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно п. 1 данных Правил, потребителем является собственник помещении в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Подпунктом 2 п. 31 Правил обязанность производить расчёт размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя. При этом в силу п.п. 36,38,67,69 Правил, расчёт размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определённом законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
29.12.2011 Правительством РФ принято Постановление № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
В соответствии с Приложением № 1 данного Постановления утверждён Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объёмов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой деятельности).
Согласно п. 4 к ним отнесены юридические и физические лица, приобретающие энергетическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населённых пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учёта электрической энергии.
Таким образом, удовлетворение коммунально-бытовых нужд неразрывно связано с потреблением электрической энергии в процессе проживания граждан в жилых помещениях и для удовлетворения собственных нужд с ним связанных, соответствие, применение тарифа для населения и приравненных к нему категорий потребителей возможно только в данном случае.
"ДАТА" инженерном-инспектором ООО «Иркутскэнергосбыт» проведена проверка электроустановки по адресу: "АДРЕС" с целью снятия показаний приборов учёта в связи с высоким объёмом потребляемой электроэнергии. По результатам проверки был составлен Акт, в соответствии с которым установлено наличие шума климатического оборудования, характерного для оборудования вычисления криптовалюты за забором дома.
Ответчик не известил истца об использовании объекта электроснабжения в целях, не связанных с бытовым потреблением, в связи с чем соответствующие изменения в договор электроснабжения внесены не были.
На основании данных проверки, в совокупности с объёмом ежемесячного потребления, истцом сделан вывод об осуществлении по адресу: "АДРЕС", деятельности «майнинг», т.е. электроснабжение предназначено не для коммунально-бытового использования гражданами, в связи с чем стоимость электрической энергии по данному объекту не подлежит государственному регулированию и в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, рассчитывается гарантирующим поставщиком по нерегулируемым ценам первой ценовой категории, по уровню напряжения 6 кВт..
С учётом данных выводов ООО «Иркутскэнергосбыт» было установлено несоответствие характера потребления электроэнергии применяемому при расчётах за потреблённую электроэнергию по договору тарифу «население», в связи с чем ООО «Иркутскэнергосбыт» в адрес ответчика направлена оферта договора электроснабжения с указанием, что тариф по электроустановке изменён на «первая ценовая категория».
С учётом проведённых мероприятий истец произвёл перерасчёт за потребление ответчиком электроэнергии за январь-февраль 2022 г. в соответствии с показаниями, переданными потребителем, по цене из расчёта, предусмотренного для категории потребителей «первой ценовой категории», и выставил для оплаты счёт от "ДАТА" № *** на сумму 87 475,62 руб. и счёт от "ДАТА". № *** на сумму 64 483 руб., которые не оплачены потребителем.
Данный расчёт произведён исходя из объёма потребления ответчиком 49 160 кВт. в январе-феврале 2022 г. по цене, установленной для «прочих потребителей», исходя из фактических целей использования электроэнергии.
Для сравнения бытовые потребители, имеющиеся по соседству, потребили в разы меньше, что подтверждается приложенным анализам по соседним адресам.
Всего начислено за январь-февраль 2022 г. – 221 281,38 руб. Из них оплачено 69 322,80 руб. За указанный период задолженность составляет 151 958,58 руб. Данная сумма ответчиком не оплачена.
Использование энергопринимающих устройств для майнинга криптовалют нельзя признать бытовым потреблением.
При этом расчёт за потребление коммунальной услуги на бытовые нужды по жилому помещению, расположенному на том же земельном участке, продолжает производится по категории «потребители, приравненные к населению, расположенные в городском населённом пункте» по нормативу потребления на 2 человек в месяц, а расчёт потребления по нежилому строению произведён в виде разницы между показаниями прибора учёта и потреблением по жилому помещению, рассчитанному по нормативу.
Ссылаясь на положения ст.ст. 309, 310, 539, 544 ГК РФ, истец просит взыскать солидарно с Николаева А.В., Николаевой О.Н. в пользу ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» задолженность по оплате за потреблённую электрическую энергию за период январь-февраль 2022 г. в размере 151 958,58 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 239,18 руб.
Истец ООО «Иркутскэнергосбыт», будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание своего представителя не направил.
В судебном заседании ответчик Николаев А.В. о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще извещён, о чем имеется отчёт об извещении с помощью СМС-сообщений, не явился, представил письменное возражение, в которых указал на то, что с заявленными исковыми требованиями не согласен, "ДАТА" комиссией в составе инженера-инспектора ООС "Иркутскэнергосбыт", представителей ОГУЭП "Облкомунэнерго" и ООО "ИРЦ» была проведена проверка с целью установления характера потребления электроэнергии (бытовое/небытовой), в результате которой было установлено большое потребление электрической энергии, не характерной для частного дома, за забором дома № *** слышен шум работающей вентиляции, характерный как для оборудования вычисления крипто-валют.
Проверка, в ходе которой, по мнению истца, был установлен шум климатического оборудования, проводилась "по ту сторону забора". Он полагает, что данной проверкой, которая проводилась без его участия, без его приглашения, несмотря на то, что он мог и в данном случае желал бы пригласить комиссию в дом, чтобы были проверены все самые «потаенные места», с целью исключения лишних вопросов по поводу наличия или отсутствия у него оборудования о котором идет речь в исковом заявлении. Он неоднократно письменно обращался в энергосбытовую компанию письменными заявлениями о проведении осмотра дома.
Поставщиком электроэнергии данные заявления никак не проверены, совместных актов Поставщика и Потребителя почему то не составлялось, несмотря на его просьбу. Однако действий со стороны истца сделано не было.
Истец не предоставляет в суд каких либо документов, указывающих на какую либо квалификацию члена комиссии, способного, таким образом, на расстоянии, без использований каких либо приборов, без осмотра, определить, что за забором, во дворе дома, имеется работающее климатическое оборудование. Считает, что при рассмотрении данного дела необходимо учитывать следующее.
Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31.05.2013 N 27-мпр (ред. от 17.05.2017), утвержден норматив на стационарную плиту и электронагревательную установку для горячего водоснабжения.
При этом Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31.05.2013 № 27-мпр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учёта в Иркутской области (в ред. приказов от 29.07.2013 № 54-мпр и от 14.03.2014 № 8-мпр), опубликованным в газете "Областная" № 66, 21.06.2013; № 86, 07.08.2013 и № 30, 21.03. 2014), утверждены:
применение расчетного метода для определения нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в Иркутской области, установленных подпунктами 1-6 пункта 2 настоящего приказа (пункт 1);
В жилом доме ответчиков приборы учета имеются,нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов (подпункт 1 пункта 2);
Утратили силу. - Приказ министерства жилищной политики, энергетики итранспорта Иркутской области от 23.08.2016 N 90-мпр;
нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых домах (подпункт 2 пункта 2);
Утратили силу. - Приказ министерства жилищной политики, энергетики итранспорта Иркутской области от 23.08.2016 N 90-мпр;
нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению при использовании надворных построек (подпункт 3 пункта 2);
Утратили силу. - Приказ министерства жилищной политики, энергетики итранспорта Иркутской области от 23.08.2016 N 90-мпр;
нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (подпункт 4 пункта 2);
Утратил силу с 01.01.2017 - Приказ министерства жилищнойполитики, энергетики и транспорта Иркутской области от 30.12.2016 № 184-мпр;
нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях (подпункт 6 пункта 2).
То есть при рассмотрении иска необходимо рассматривать не только установленную величину потребления для электроплиты электронагревательной установки для целей горячего водоснабжения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. с 28.04.2022) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (с изм. доп., вступ. в силу с "ДАТА") - горячее водоснабжение и отопление это разные понятия.
Необходимо в суде установить, каким образом отапливается дом ответчиков, (341 кв.м.) и хозяйственные постройки, например, баня, круглогодичная теплица, при отсутствии центрального отопления.
Чтобы говорить о том, что потребленное и количество электроэнергии превышает допустимое, необходимо дать анализ динамики потребления электрической энергии по его адресу, выяснить, когда был установлен электрический котел для обогрева дома на 36 кВт.., когда была построена обогреваемая теплица, и т.д., а не делать акты без осмотра объекта, без присутствия Потребителя, и фиксировать, находясь на улице, за забором территории, звуки климатического оборудования. Он не имеет возможности произвести данный анализ, а истец отказывается это делать.
К данным доводам ответчик желает указать, что в его доме имеется следующее электрическое оборудование, наличие которого возможно было установить при осмотре дома, если бы энергоснабжающая организация предприняла меры, либо возможно установить сейчас:
Обогреватель "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" - 1.8 кВт., водонагреватель (котел) "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" - 45 кВт., обогреватель - "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" - 1.8 кВт., обогреватель "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", обогреватель "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" - 2 кВт., обогреватель "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" - 2 кВт., обогреватель "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" -1.5 кВт., 2 Телевизора - "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" - 1.15 кВт., водонагреватель "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" - 2 кВт., морозильник "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" - 1.35 кВт., нассос для бассейна - 2.5 кВт., насосная станция - 0.76 кВт., посудомоечная машина "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" - 1.93 кВт., пылесос – 1 кВт., стиральная машина - 1.5 кВт., тепловая пушка "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" - 9 кВт., холодильник - 0.85 кВт.
Понятно, что данное оборудование не работает одновременно, круглосуточно, однако водонагреватель (котел) в зимнее время обогревает основную часть дома, с начала весны начинается обогрев теплицы, в последующем бассейна. То есть один из самых мощных приборов работает практически круглогодично.
Все данные обстоятельства возможно установить расчётным путём, чего он сделать не может.
Ответчик Николаева О.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства, корреспонденция вернулась в суд с отметкой почты «истек срок хранения». С учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений, данных в п. 67, п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суд находит, что судебное извещение доставлено ответчику. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание ответчик не представила; возражения по иску не направила; не просила рассматривать дело в её отсутствие. С согласия истца дело рассмотрено в порядке заочного производства по правилам ч.1 ст. 233 ГПК РФ.
Третье лицо - ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в судебное заседание о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исследовав в полном объёме представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.
В силу положений п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть по своей волей и в своем интересе.
Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключённый лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (п. 4 ст. 539 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отношения по поставке электрической энергии подпадают под действие жилищного законодательства (п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, п. «г» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354) к видам коммунальных услуг отнесено электроснабжение.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учёта.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Частями 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
Расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведённых, переданных, потреблённых, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненных к нему категориям потребителей, а также поставка электрической энергии (мощности), произведённой на квалифицированных генерирующих объектах, сетевым организациям, определённым в пункте 65(1) настоящего документа, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Как установлено в судебном заседании, ответчик Николаева О.Н. является собственником дома, расположенного по адресу: "АДРЕС", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "ДАТА" № ***. Данный дом, согласно свидетельству, является жилым, двухэтажным, общей площадью 343,1 кв.м. Также в доме имеется подземный этаж. Эти же сведения содержатся в техническом паспорте на дом, в котором также указано на то, что в доме установлено электробойлерное отопление (электрический котёл водогрейный "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"), стационарная электропечь.
"ДАТА" Николаев А.В. заключил Договор на отпуск и потребление электрической энергии с ОГУЭП "Облкоммунэнерго", в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединённую сеть электроэнергию разрешённой мощностью 40,0кВт.. по адресу: "АДРЕС", а абонент – Николаев А.В. обязался оплачивать её. Согласно Договору, абонент обязан, в том числе подавать с 25 числа до конца месяца представлять в энергоснабжающую организацию показания и текущий расход электроэнергии, обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц энергоснабжающей организации. Пункт 6.1 Договора содержит сведения об установленном счётчике – (тип) СА4-п678, п. 6.2 – об установленном электрооборудовании: стационарная электроплита, электроводонагреватель, электробойлер, стандартные розетки, освещение, электробытовые приборы.
"ДАТА" к Договор на отпуск и потребление электрической энергии с ОГУЭП "Облкоммунэнерго" от "ДАТА" заключено Дополнительное соглашение согласно которому для применения тарифов на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктов в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и электроотопительными установками согласно п. 1.2.1.1 приложения к приказу СТ Иркутской области от 28.12.2010 № 128-спр потребитель предоставил Гарантирующему поставщику: копию надлежаще заверенного технического паспорта БТИ, копию договора электроснабжение граждан от "ДАТА". Данные приборов учета : электросчетчик- марка: "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", № ***, дата выпуска "ДАТА" дата госповерки 2011.
Гарантирующий поставщик приял вышеперечисленные документы
Согласно постановлению правления службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2007 № 46-п с 01.01.2008 статус гарантирующего поставщика присвоен ООО «Иркутскэнергосбыт», границы деятельности которого соответствуют административным границам Иркутской области, за исключением зон деятельности ГУЭП "Облкоммунэнерго", ЗАО "Братские электрические сети", ЗАО "Витимэнергосбыт", МУП "Шелеховский энергосбыт", ООО "Русэнергосбыт".
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 29.12.2009 № 140-спр ГУЭП "Облкоммунэнерго" лишено статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности. Территория, соответствующей зоне деятельностей ГУЭП "Облкоммунэнерго" в качестве гарантирующего поставщика включена в зону деятельности ООО «Иркутскэнергосбыт».
Таким образом, судом установлено, что гарантирующим поставщиком в силу п. 198 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, на территории Иркутской области является ООО «Иркутскэнергосбыт».
Статус территориальной сетевой организации на территории Иркутской области в силу ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ, ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" имеет ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
"ДАТА" комиссией в составе инженера-инспектора ООО ООО «Иркутскэнергосбыт» А., представителей ОГУЭП "Облкоммунэнерго" – электромонтёра Б. и ОО «ИРЦ» – техника В. была проведена проверка абонента Николаева А.В. по адресу: "АДРЕС" с целью установления характера потребления электроэнергии (бытовое/небытовое), в результате которой было установлено большое потребление электрической энергии, не характерной для частного дома, за забором дома № *** слышен шум работающей вентиляции, характерный как для оборудования вычисления крипто-валют.
Как следует из представленного истцом сравнительного анализа количества потреблённой электроэнергии жилого дома ответчиков с количеством потреблённой электроэнергии схожих по площади иных жилых домов, средний расход электроэнергии ответчиков в месяц составляет по показаниям прибора учёта 23708 кВт.., тогда как, например, дом, расположенный по адресу: "АДРЕС", общей площадью 368,3 кв.м., потребляет 10465 кВт. за этот же период. Дом, расположенный по адресу: "АДРЕС", общей площадью 360 кв.м., потребляет 13706 кВт. за этот же период.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок согласно Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 23).
В соответствии с абз. 25 п. 2 ст. 21 Закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют определение категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 24 Закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации утверждает основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 24 Закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации утверждает порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 29.12.2011 № 1178 утвердило Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, а постановлением от 22.07.2013 № 614 утвердило Положение об установлении и применении социальной нормы электрической энергии (мощности).
Таким образом, нормативные правовые акты утверждены и введены в действие Правительством Российской Федерации в установленном законом порядке и в пределах предоставленных ему полномочий.
Государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (абз. 5 п. 5 ст. 23 Закона "Об электроэнергетике").
В соответствии с абз. 17 ст. 3 Закона "Об электроэнергетике" под социальной нормой потребления электрической энергии (мощности) понимается определённое количество (объём) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам).
Положение регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - социальная норма) и её применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей (пункт 1).
В соответствии с абз. 2 п. 2 Положения под потребителем понимается лицо, пользующееся на праве собственности или на ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, жилым помещением в общежитиях квартирного типа, комнатой (комнатами) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, или проживающее в жилом помещении специализированного жилищного фонда и потребляющее коммунальную услугу по электроснабжению, а также приравненные к населению категории потребителей.
На основании пунктов 3,8 и 12 Положения социальная норма потребления электрической энергии (мощности) рассчитывается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой расчета социальной нормы согласно приложению № *** с учетом групп домохозяйств, которые определятся исходя из количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении, а также типов жилых помещений.
Пункт 69 Основ ценообразования устанавливает, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и сверх такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31.05.2013 № 27-мпр утверждён норматив потребления коммунальных услуг в Иркутской области, согласно которому норма потребления в жилом доме, оборудованном стационарными электроплитами, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в котором 4 и более комнат и в котором проживает два человека, составляет 295 кВт.. в месяц на человека. Следовательно, в данном случае, социальная норма потребления электроэнергии в месяц составляет 590 кВт., тогда как ежемесячное потребление ответчиков составляет, как указано выше в среднем 23 708 кВт..
Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об использовании ответчиками электроэнергии по вышеуказанному адресу не только на коммунально-бытовые нужды.
Сведения о том, что ООО «Иркутскэнергосбыт» было поставлено в известность и дало своё согласие на подачу ответчикам электроэнергии при осуществлении деятельности, не связанной с коммунально-бытовым потреблением по тарифам, предоставляемым населению, материалы дела не содержат.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, данное постановление регулирует общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их праваи обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размеры платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета разме6ра платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Подпунктом 2 п. 31 вышеназванных Правил обязанность производить расчёт размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя. При этом в силу пунктов 67, 69 Правил, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской федерации о государственном регулировании цен, тарифов.
Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" определена группа 2 "Население". К данной тарифной группе относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению потребители, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В силу п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке к тарифной группе "прочие потребители" относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности. При отсутствии прибора учета электроэнергии данный объем определяется в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" для населения, проживающего сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
В силу п. 5 Основных положений на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам, за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненных к населению категорий потребителей.
Согласно п. 7 Перечня категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), является приложением к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, к категорий потребителей, которые приравнены к населению, относятся, в том числе граждане, владеющие хозяйственными постройками, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
В случае использования электрической энергии в ходе осуществления предпринимательской (коммерческой) деятельности, не для коммунально-бытовых нужд, исключается использование в расчетах за потребленную электрическую энергию регулируемой цены - тарифа для группы потребителей "население и приравненные к нему категории потребителей".
Из обстоятельств дела следует, что при заключении договора энергоснабжения с истцом был определен тарифный статус потребителя, однако при проведении проверки был установлен факт нарушения тарифного статуса.
Учитывая, что ответчиками значительно превышены объёмы потребления электроэнергии, что не характерно для бытового потребления, и ответчиками не представлены доказательства того, что электроэнергия используется только на коммунально-бытовые нужды, суд приходит к выводу, что ответчики не относятся к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Общая сумма задолженности, с учётом произведённых ответчиками выплат, за период январь-февраль 2022 г. составила 151 958,58 руб. Представленный расчёт проверен судом и не оспорен стороной ответчика, свой расчёт стороной ответчика представлен не был. При этом, принимая во внимание расчёт истца, суд учитывает, что при установлении объёма потребленной электроэнергии не в коммунально-бытовых целях истцом вычтен объем электроэнергии, потребленной в коммунально-бытовых целях в жилом доме семьей ответчика и оплаченный ранее.
Доводы истца том, что электроэнергия ответчиком потреблялась в связи с «майнингом» своего подтверждения не нашли.
При этом, доводы стороны ответчика об отсутствии доказательств осуществления ответчиком «майнинга» не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку судом установлено, что фактически ответчиками в спорный период электрическая энергия потреблялась не только для коммунально-бытовых нужд. Объективных доказательства, опровергающих указанные выводы, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ООО "Иркутскэнергосбыт" и взыскании с ответчиков задолженности по оплате за потребленную электроэнергию.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 4 239, 18 руб., которая подлежит взысканию с ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» удовлетворить.
Взыскать солидарно с Николаева А. В., Николаевой О.Н. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» задолженность по оплате потреблённой электрической энергии за период январь-февраль 2022 г. в размере 151 958,58 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 239,18 руб., а всего взыскать 160 436,94.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Е.В. Сачек
Мотивированное решение изготовлено 20.01.2023.