Судья Егорова Е.В.
Докладчик Кузнецова Н.Е. Дело №33-8936-2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего: Быковой И.В.,
Судей: Кузнецовой Н.Е., Жегалова Е.А.,
При секретаре: Левицкой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 04 октября 2018 года дело по апелляционной жалобе лица, не привлечённого к участию в деле, - ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Исковые требования С.Л.А. к Министерству обороны Российской Федерации, администрации Плотниковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за С.Л.А. право собственности на квартиру общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузнецовой Н.Е., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
С.Л.А. обратилась в суд с иском к Министерству Обороны Российской Федерации, администрации Плотниковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании права собственности на квартиру общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
В обоснование исковых требований указала, что ей и членам её семьи в ДД.ММ.ГГГГ была представлена для проживания квартира на условиях договора социального найма, в которой они проживают и состоят на регистрационном учете до настоящего времени.
Полагая, что имеет право на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации, обратилась в администрацию Плотниковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, где сотрудником администрации ей было отказано, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд с указанным иском.
Судом принято указанное выше решение (л.д.73-75), с которым не согласилось лицо, не привлечённое к участию в деле, - ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, в апелляционной жалобе его представитель Р просит решение суда отменить; принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д.81-85).
В обоснование жалобы указывает, что спорная квартира является собственностью Министерства Обороны РФ.
Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооружённых сил РФ, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях ВС РФ.
Истец относится к гражданскому персоналу.
В программном обеспечении – ПИРО «Алушта» отсутствуют сведения о признании С.Л.А. и С.С.А. (военнослужащего запаса) нуждающимися в обеспечении постоянным жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ с истицей заключён договор служебного найма, следовательно, оснований для признания права собственности на указанное жилое помещение истец не имела.
ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не было привлечено к участию в деле, что повлекло нарушение прав и как следствие отчуждение объект недвижимого имущества из федеральной о собственности.
О вынесенном решении суда ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России стало известно из уведомления о проведении проверки (от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №) Военной прокуратуры Новосибирского гарнизона.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что имеются основания для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 2 части 4 и части 5 статьи 330 ГПК РФ, судебной коллегией осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с рассмотрением дела в отсутствии ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ), не привлеченного к участию в деле в качестве ответчика, поскольку принятое по делу решение суда затрагивает его права и интересы. К участию в деле привлечено также в качестве третьего лица – ФГКУ Центральное Региональное управление жилищного обеспечения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель МО РФ, Администрация Плотниковского сельсовета, третьи лица: С.А.С., С.К.С., С.С.А., представитель ФГКУ «Центррегионжилье» не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и заслушав объяснения истца С.Л.А., ее представителя-Л, представителя третьего лица ФГКУ «Сибирское ТУИО»-Ф, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 64 Отраслевого Соглашения между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2008-2010 года, утвержденного Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и действовавшего на период предоставления С.Л.А. спорного жилого помещения, работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах. Учет работников из числа гражданского персонала, нуждающихся в получении специализированных жилых помещений осуществляется по месту работы (службы) командирами воинских частей.
Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец С.Л.А. зарегистрирована и проживает совместно с членами своей семьи: С.С.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (супруг истца), С.К.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын истца), С.А.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын истца), в жилом помещении общей площадью *** кв.м., расположенном по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Приказом Министерства обороны РФ № спорное жилое помещение было отнесено к специализированному жилищному фонду как находящееся в закрытом военном городке.
ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением правительства РФ № <адрес> исключено из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение исключено из Перечня закрытых городков ВС РФ, С.Л.А. пользуется жилым помещением и свое право на приватизацию не использовала.
При рассмотрении дела суд сослался на отсутствие доказательств принадлежности спорного жилого помещения к специализированному (служебному) жилищному фонду, не подлежащего приватизации.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается в виду следующего.
Из представленных в материалы дела ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны РФ документов следует, что согласно записи в книге учета жилой площади Толмачевской КЭЧ ДД.ММ.ГГГГ С.Л.А. было предоставлено жилое помещение на основании договора найма служебного помещения №.
Согласно информационного письма ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации копию указанного выше договора предоставить невозможно, поскольку подордерное дело С.Л.А. в документах, переданных во *** отдел Толмачевской КЭЧ отсутствует.
При этом, в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей (абз. 8 статьи 15 указанного закона).
Таким образом, установление статуса закрытого военного городка, где находится спорная квартира, подтверждает закрепление за ведомственным жилым фондом Минобороны РФ статуса служебного, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Учитывая изложенные выше нормы материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорная квартира могла быть предоставлена С.Л.А. только в качестве служебной.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (часть 3 и 4 статьи 57, статьи 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч.ч.3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, С.Л.А. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Проживание С.Л.А. и членов её семьи в этом жилом помещении не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции не в полной мере были исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно наличие у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения и отсутствие согласия Министерства обороны РФ на передачу в собственность данной квартиры в порядке статей 2, 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Судебная коллегия полагает возможным решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив апелляционную жалобу ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое, которым в удовлетворении исковых требований С.Л.А. к Министерству обороны Российской Федерации, администрации Плотниковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать.
Апелляционную жалобу ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: