Решение по делу № 2-3159/2023 от 13.09.2023

Дело № 2-3159/2023

50RS0019-01-2023-003453-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин Московской области                                        13 декабря 2023 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Вороновой Т.М.,

при секретаре судебного заседания Баламутовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андреевой Ю. С. к администрации городского округа Клин Московской области об установлении факта постоянного проживания на территории Московской области, повторном рассмотрении вопроса о постановке на учет в целях предоставления многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Андреева Ю.С., уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к администрации городского округа Клин Московской области об установлении факта постоянного проживания на территории Московской области, повторном рассмотрении вопроса о постановке на учет в целях предоставления многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка.

В обоснование иска указывала на то, что является многодетной матерью и в настоящее время единолично воспитывает троих несовершеннолетних детей.

Истец обратилась к ответчику по вопросу постановки на учет многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка, однако решением от 01.08.2023 г. № 119-2029-16/ОГ.02 администрацией городского округа Клин было отказано в удовлетворении заявления ввиду несоответствия условиям, установленным п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» от 01.06.2011 г. № 73/2011-03. Основанием к отказу послужило то, что ее многодетная семья зарегистрирована в Московской области менее 5 лет, что противоречит условиям п. 2 ч.3 ст. 3 Закона.

Между тем, истец постоянно проживает на территории Московской области с 2009 года вместе с несовершеннолетними детьми Андреевой Е. А. /дата/ г.р., Андреевым Д. А. /дата/ г.р., Глуховой В. Н. /дата/ г.р., Андреевым М. С. /дата/ г.р., Андреевой М. С. /дата/ г.р. по адресу: /адрес/, арендуя жилье. Ранее семья арендовала жилье на территории Московской области более пяти лет по адресам: /адрес/; /адрес/; /адрес/. Все 5 детей, двое из которых недавно стали совершеннолетними, рождены в /адрес/ и посещали (посещают) школу и детский сад по месту жительства, обслуживаются в поликлинике по адресу: /адрес/, г.о. Клин, /адрес/. После рождения третьего ребенка, на основании решения ГУ - УПФ РФ №23 по гор. Москве и Московской области от 17.08.2012 г. №351, был выдан сертификат МК-5 № 0135786 от 24.08.2012 г. в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Установление факта постоянного проживания на территории Московской области необходимо для получения земельного участка, согласно ч. 3 ст. 3 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» от 01.06.2011 г. № 73/2011 -03. Все несовершеннолетние дети являются гражданами РФ, постоянно проживают на территории Московской области более 5 лет, все (кроме совершеннолетних) проживают по месту жительства истца. На момент подачи в администрацию городского округа Клин заявления трое детей не достигли 18 лет и один из них имеет место жительства на территории Московской области.

Учитывая указанные обстоятельства, истец просила суд установить факт постоянного проживания ее и несовершеннолетних детей на территории Московской области с 2009 года и повторно рассмотреть заявление о постановке на учет в целях предоставления многодетной семье бесплатно в собственность земельного участка в соответствии с законом Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» от 01.06.2011 года № 73/2011-03.

Истец Андреева Ю.С. в судебное заседание не явилась, извещена, ранее иск просила удовлетворить. Представитель истца по доверенности Гришин Я.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации городского округа Клин Московской области по доверенности Кузнецова О.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска, поскольку место регистрации Андреевой Ю.С. является республика Коми, г. Печоры, в связи с чем оснований для удовлетворения иска и оснований для предоставления в собственность земельного участка не имеется.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Московской области Окружного управления социального развития № 19 по доверенности Некрылова В.В. возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве на иск. Также ссылалась на то, что Андреева Ю.С. зарегистрирована в республике Коми, г. Печоры с 10.01.2003 года.

Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Конституция Российской Федерации предоставляет каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантирует право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно положениям ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу ст. 2 вышеуказанного Закона местом жительства гражданина признается дом, квартира, служебное помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно - является местом его пребывания.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказание в виде лишения свободы и принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с п. 12 Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их проживания, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.

Указанная позиция подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года N 17-О, согласно которому при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Андреева Ю.С. является многодетной матерью, воспитывает детей – Андрееву Е.А., /дата/ года рождения, Андреева Д.А., /дата/ года рождения, Глухову В.Н., /дата/ года рождения, Андреева М.,С. /дата/ года рождения, Андрееву М.С., /дата/ года рождения.

Обращаясь в суд с иском, Андреева Ю.С. указывала на то, что обратилась в администрацию г.о. Клин Московской области по вопросу постановки на учет многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка, однако решением от 01.08.2023 г. № 119-2029-16/ОГ.02 администрацией городского округа Клин ей было отказано в удовлетворении заявления ввиду несоответствия условиям, установленным п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» от 01.06.2011 г. № 73/2011-03. Основанием к отказу послужило то, что ее многодетная семья зарегистрирована в Московской области менее 5 лет, что противоречит условиям п. 2 ч.3 ст. 3 Закона.

Между тем, истец указывала на то, что постоянно проживает на территории Московской области с 2009 года вместе с несовершеннолетними детьми по адресу: /адрес/, арендуя жилье. Ранее семья арендовала жилье на территории /адрес/ более пяти лет по адресам: /адрес/; /адрес/; /адрес/. Все 5 детей, двое из которых недавно стали совершеннолетними, рождены в /адрес/ и посещали (посещают) школу и детский сад по месту жительства, обслуживаются в поликлинике по адресу: /адрес/, г.о. /адрес/ /адрес/. После рождения третьего ребенка, на основании решения ГУ - УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области от 17.08.2012 г. №351, был выдан сертификат МК-5 № 0135786 от 24.08.2012 г. в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В подтверждение постоянного проживания на территории Московской области истец также указывала, что осуществляла трудовую деятельность в период с 24.06.2008 г. по 22.10.2008 г. в ОАО «Клинский хлебокомбинат», в период с 19.11.2008 г. по 09.02.2011 г. в ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат», в период с 07.10.2011 г. по 12.10.2015 г. ОАО «Мясокомбинат Клинский», в период с 24.02.2016 г по 20.06.2016 г. в ЗАО Солнечногорский завод «Европласт», в период с 24.08.2019 г. по 20.03.2023 г. в ООО «Сладкий орешек», в период с 23.03.2023 г. по настоящее время ИП Джавахян М.Е., что подтверждается сведениями, указанными в трудовой книжке TK-I № 5908098 от 03.07.2008 г.

Основные документы истца оформлялись в учреждениях на территории Московской области: паспорт выдан 02.08.2016 г., страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования сдано 08.07.2008 г., свидетельство о расторжении брака выдано 16.11.2009 г. на основании решения суда мирового судьи судебного участка №76 Клинского судебного района Московской области.

Основные документы несовершеннолетних детей оформлялись также в учреждениях на территории Московской области: свидетельство о рождении дочери Андреевой М. С. выдано /дата/, свидетельство о рождении сына Андреева М. С. выдано /дата/, свидетельство о рождении дочери Глуховой В. Н. выдано /дата/, паспорт сына Андреева Д. А. выдан /дата/, свидетельство о рождении сына Андреева Д. А. выдано /дата/, паспорт сына Андреева Д. А. /дата/, свидетельство о рождении сына Андреева Д. А. выдано /дата/

Местом рождения всех несовершеннолетних детей является г. Клин Московской области. Регистрация одного из троих несовершеннолетних детей на территории Московской области.

Помимо того, истец является единственным родителем для двоих несовершеннолетних детей Андреевой М. С. и Андреева М. С..

Указанные обстоятельства, по мнению истца, подтверждают тот факт, что она является многодетной матерью и постоянно проживает совместно с несовершеннолетними детьми на территории Московской области на протяжении более 5 лет.

Установление факта постоянного проживания на территории Московской области необходимо для получения земельного участка, согласно ч. 3 ст. 3 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» от 01.06.2011 г. № 73/2011 -03. Все несовершеннолетние дети являются гражданами РФ, постоянно проживают на территории Московской области более 5 лет, все (кроме совершеннолетних) проживают по месту жительства истца. На момент подачи в администрацию городского округа Клин заявления трое детей не достигли 18 лет и один из них имеет место жительства на территории Московской области.

Вместе с тем, суд полагает, что то обстоятельство, что Андреева Ю.С. работала и работает с 2008 года и по настоящее время на территории г. Клин Московской области, не подтверждает факт ее постоянного проживания в Московской области на законных основаниях, а лишь указывает на факт ее пребывания на территории Московской области в связи с трудовой деятельностью. То обстоятельство, что истец фактически проживала в г. Клин с 2008 года по настоящее время, правового значения для разрешения заявленного требования не имеет, поскольку проживание в указанном жилом помещении носило временный характер и не может быть признано подтверждающим факт постоянного проживания на законных основаниях на территории Московской области. Кроме того, договор аренды жилья представлен только с 2019 года.

Также суд обращает внимание на то, что Андреева Е.А. в соответствии со сведениями органа регистрационного учета Республики Коми зарегистрирована с 10.01.2003 года по адресу: /адрес/. Данный юридический факт установлен и не требует дополнительного подтверждения либо установления.

Сведения, предоставленные Андреевой Ю.С. в виде амбулаторных карт детей, выписок посещений врача, государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, копии трудовой книжки, справок подтверждающих обучение детей в образовательных учреждениях Московской области не подтверждают место жительства Андреевой Е.А. в Московской области, поскольку справки, выданные как администрацией школы, как и колледжем «Подмосковье», не подтверждают факт постоянного жительства истца в Московской области, поскольку исходя из п. 2 ст. 4 Закона РФ от 29.12.2012 № 1273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» где, «целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление я государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования», получение образования не поставлено в зависимость от места жительства и места пребывания, в связи, с чем данные сведения не могут служить безоговорочным подтверждением, что местом жительства гражданина является тот или иной субъект РФ.

Справки, выписки, заключения учреждений здравоохранения также не могут быть приняты во внимание, как подтверждающие место жительства истца в г. Клин, поскольку в соответствии с действующим законодательством медицинская помощь оказывается гражданам на всей территории РФ независимо от их регистрации по месту жительства. Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 г. № 406н, предусмотрено право граждан на выбор медицинского учреждения не зависимо от места жительства.

Государственный сертификат на (материнский) семейный капитал, не является подтверждением места жительства в Московской области, поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки (в виде получения государственного сертификата на (материнский) семейный капитал) возникает у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации.

Кроме того, Андреева Ю.С. просит суд не только установить факт постоянного проживания на территории Московской области, но определить точную дату начала проживания - 2009 год. Однако, свидетельства о рождении детей Екатерины, 19.07.2002 г.р., Дмитрия, 16.09.2003г.р. выданы первично в Главном управлении ЗАГС Московской области Отделом ЗАГС Клинского района.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что факт проживания истца и ее несовершеннолетних детей, а также в настоящее время совершеннолетних детей в Московской области на законных основаниях по месту постоянного жительства с 2009 года по настоящее время не нашел своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела.

Также Андреева Ю.С. просила суд обязать администрацию г.о. Клин Московской области повторно рассмотреть заявление о постановке на учет в целях предоставления многодетной семье бесплатно в собственность земельного участка в соответствии с законом Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» от 01.06.2011 года № 73/2011-03.

В соответствии с Законом Московской области от 01.06.2011г. № 73/2011- 03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», решением Совета депутатов Клинского муниципального района Московской области № 11/74 от 23.04.2013г. «Об утверждении положения о порядке бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям на территории Клинского муниципального района», Постановлением Правительства Московской области от 04.04.2013г. № 222/12 «О мерах по реализации закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», Административным регламентом предоставления государственной услуги в Клинском муниципальном районе «Постановка многодетных семей на учет в целях бесплатного предоставления земельных участков», утвержденного постановлением Администрации Клинского муниципального района от 16.05.2014 № 1028, право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц), которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления:

1)    члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2)    родители либо одинокая (ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым (и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;

3)    трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;

4)    члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;

5)    члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;

6)    члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.

Вместе с тем, как пояснил представитель ответчика, по результатам проверки документов, предоставленных Андреевой Ю.С. в администрацию городского округа Клин выявлено, что место регистрации членов семьи истца - республика Коми, г. Печоры.

Учитывая указанные обстоятельства, а также тот факт, что истец не оспаривает решение администрации г.о. Клин от 01.08.2023 г. № 119-2029-16/ОГ.02 об отказе в предоставлении земельного участка многодетной семье бесплатно в собственность в соответствии с законом Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» от 01.06.2011 года № 73/2011-03, отказ Администрации г.о. Клин не признан в установленном законом порядке незаконным, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования в указанной части также не подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что удовлетворение требований об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Московской области не порождает у ответчика обязанности повторно рассмотреть вопрос о постановке истца на учет в целях бесплатного предоставления многодетной семье земельного участка, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения иска полном объеме.

       Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       исковые требования Андреевой Ю. С. к администрации городского округа Клин Московской области об установлении факта постоянного проживания на территории Московской области, повторном рассмотрении вопроса о постановке на учет в целях предоставления многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка оставить без удовлетворения.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

       Судья                                                 подпись                         Т.М. Воронова

      Мотивированное решение составлено 18 декабря 2023 года.

Копия верна

Решение не вступило в законную силу

       Судья                                                                                       Т.М. Воронова

2-3159/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Андреева Юлия Сергеевна
Ответчики
Администрация городского округа Клин
Другие
Министерство социального развития МО
Суд
Клинский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
klin.mo.sudrf.ru
13.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2023Передача материалов судье
15.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2023Подготовка дела (собеседование)
25.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
13.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее