Решение по делу № 2-469/2024 от 25.06.2024

УИД37RS0021-01-2024-000608-51
Дело № 2-469/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева А.С.,

при секретаре Кибалко Д.А.,

с участием прокурора Маскаевой В.Е.,

представителя ответчиков Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области и Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района по доверенности Забалуевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области 19 августа 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова,Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова (далее МДОУ детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова), Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее МУ Отдел образования), Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее Администрация Фурмановского муниципального района) о возложении обязанности совершить определенные действия.

Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об образовании, о пожарной безопасности в деятельности МДОУ детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова. Установлено, что здание указанного образовательного учреждения не оборудовано устройством молниезащиты, проектно-сметная документация на выполнение работ по оснащению здания детского сада устройством молниезащиты не разработана. Изложенное свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создают опасные условия для их обучения, содержания, создает угрозу для пребывания воспитанников и членов преподавательского коллектива, иных граждан в здании образовательного учреждения.

Руководствуясь ст. ст. 41, 43 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ст. 28 Федерального закона от 29.12.2021 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. ст. 28, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 5.1, 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требованиями СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от 19.05.2022 № 389/пр, положениями СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, Фурмановский межрайонный прокурор просит возложить на МДОУ детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова обязанность в течение года с даты вступления решения суда в законную силу разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по оснащению устройством молниезащиты здания указанного образовательного учреждения, расположенного по адресу: Ивановская область, город Фурманов, улица Возрождения, дом № 33.

Прокурор – помощник Фурмановского межрайонного прокурора Маскаева В.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков Администрации Фурмановского муниципального района, МУ Отдел образования по доверенности Забалуева Я.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований Фурмановского межрайонного прокурора. Пояснила, что в настоящее время реконструкция здания детского сада, установка устройства молниезащиты, а также выделение средств на проведение данных работ Администрацией не планируется. Указала, что на момент ввода в эксплуатацию здания образовательного учреждения нормы и правила, указанные в иске, регламентирующие оснащение объекта недвижимости устройством молниезащиты, не действовали.

Представитель ответчика МДОУ детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об отложении слушания не просил.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, проверив, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование и охрану здоровья.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» перечислены способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Согласно п. 4 ч 1 ст. 50 вышеуказанного закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985 утвержден «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно пункту 68 указанного Постановления обязательным являлось применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Приказом Минстроя России от 19.05.2022 № 389/пр взамен СП 118.13330.2012 утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».

Согласно СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении Б, в котором также указаны общеобразовательные организации (пункт 1.1.2).

Пунктом 8.22 СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» установлено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Требования к устройствам молниезащиты приведены в инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.

Общероссийским строительным каталогом (СК-1) указанной Инструкции присвоен номер СО 153-34.21.122-2003.

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.

Согласно раздела 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

Согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы.

Таким образом, Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе ответчиком.

В силу п. 3.1 Инструкции комплекс средств молниезащиты зданий или сооружений включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система - МЗС) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя МЗС). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. В общем случае часть токов молнии протекает по элементам внутренней молниезащиты.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МДОУ детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова в соответствии с Уставом учреждения является общеобразовательной организацией, предметом деятельности которой является осуществление деятельности по реализации образовательной программы общего образования.

Фурмановской межрайонной прокуратурой в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности пребывания воспитанников и учащихся в образовательных организациях: отсутствие устройства молниезащиты здания образовательного учреждения. Данный факт сторонами по делу не оспаривается.

14.06.2024 прокурором района в адрес директора детского сада внесено представление о принятии мер по оборудованию здания образовательного учреждения устройством молниезащиты, с учетом требований СП 118.13330.2022 и СО 153-34.21.122-2003, которое до настоящего времени не исполнено.

Доводы стороны ответчика о том, что нормы, регулирующие устройство молниезащиты не применяются к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не принимаются судом. Обязанность оборудовать здание образовательного учреждения системой молниезащиты предусмотрена Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2000 № 280, предназначенной для использования не только при разработке проектов, строительстве, реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, но и при их эксплуатации.

Изложенное свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создает опасные условия для их обучения, содержания, создает угрозу для их пребывания, а также пребывания членов педагогического коллектива, иных граждан в здании образовательного учреждения, в связи с чем, исковые требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Поскольку Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области в силу п. 1.12 Положения является главным распорядителем бюджетных средств подведомственных муниципальных образовательных организацией, то Отдел образования в силу ч. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность по обязательствам образовательной организации только при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до образовательной организации.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответственность Муниципального учреждения отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области по обязательствам МДОУ детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова является субсидиарной.

Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Учитывая, что Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова и Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области являются казенными учреждениями, их учредителем является Администрация Фурмановского муниципального района, суд приходит к выводу, что Администрация Фурмановского муниципального района также несет субсидиарную ответственность по предъявленным прокурором требованиям.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда, учитывая характер допущенного нарушения, условия реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков, с учетом необходимости совершения ответчиками действий, связанных с выделением бюджетных средств на цели исполнения решения суда и проведением необходимых мероприятий, учитывая, что на исполнение обязанностей в сфере образования ответчики затрачивают значительные денежные средства, суд полагает разумным установить срок для исполнения решения суда до 31.12.2025.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова обязанность в срок до 31 декабря 2025 года разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по оснащению устройством молниезащиты здания указанного образовательного учреждения, расположенного по адресу: Ивановская область, город Фурманов, улица Возрождения, дом № 33. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова исполнение решения суда произвести субсидиарно с Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области исполнение решения суда произвести субсидиарно с Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области.

Фурмановский межрайонный прокурор ИНН 3729009991.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова ИНН 3705008050.

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области ИНН 3705003782.

Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области ИНН 3705001560.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Лебедев

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 26 августа 2024 года.

УИД37RS0021-01-2024-000608-51
Дело № 2-469/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева А.С.,

при секретаре Кибалко Д.А.,

с участием прокурора Маскаевой В.Е.,

представителя ответчиков Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области и Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района по доверенности Забалуевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области 19 августа 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова,Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова (далее МДОУ детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова), Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее МУ Отдел образования), Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее Администрация Фурмановского муниципального района) о возложении обязанности совершить определенные действия.

Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об образовании, о пожарной безопасности в деятельности МДОУ детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова. Установлено, что здание указанного образовательного учреждения не оборудовано устройством молниезащиты, проектно-сметная документация на выполнение работ по оснащению здания детского сада устройством молниезащиты не разработана. Изложенное свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создают опасные условия для их обучения, содержания, создает угрозу для пребывания воспитанников и членов преподавательского коллектива, иных граждан в здании образовательного учреждения.

Руководствуясь ст. ст. 41, 43 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ст. 28 Федерального закона от 29.12.2021 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. ст. 28, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 5.1, 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требованиями СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от 19.05.2022 № 389/пр, положениями СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, Фурмановский межрайонный прокурор просит возложить на МДОУ детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова обязанность в течение года с даты вступления решения суда в законную силу разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по оснащению устройством молниезащиты здания указанного образовательного учреждения, расположенного по адресу: Ивановская область, город Фурманов, улица Возрождения, дом № 33.

Прокурор – помощник Фурмановского межрайонного прокурора Маскаева В.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков Администрации Фурмановского муниципального района, МУ Отдел образования по доверенности Забалуева Я.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований Фурмановского межрайонного прокурора. Пояснила, что в настоящее время реконструкция здания детского сада, установка устройства молниезащиты, а также выделение средств на проведение данных работ Администрацией не планируется. Указала, что на момент ввода в эксплуатацию здания образовательного учреждения нормы и правила, указанные в иске, регламентирующие оснащение объекта недвижимости устройством молниезащиты, не действовали.

Представитель ответчика МДОУ детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об отложении слушания не просил.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, проверив, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование и охрану здоровья.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» перечислены способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Согласно п. 4 ч 1 ст. 50 вышеуказанного закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985 утвержден «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно пункту 68 указанного Постановления обязательным являлось применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Приказом Минстроя России от 19.05.2022 № 389/пр взамен СП 118.13330.2012 утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».

Согласно СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении Б, в котором также указаны общеобразовательные организации (пункт 1.1.2).

Пунктом 8.22 СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» установлено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Требования к устройствам молниезащиты приведены в инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.

Общероссийским строительным каталогом (СК-1) указанной Инструкции присвоен номер СО 153-34.21.122-2003.

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.

Согласно раздела 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

Согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы.

Таким образом, Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе ответчиком.

В силу п. 3.1 Инструкции комплекс средств молниезащиты зданий или сооружений включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система - МЗС) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя МЗС). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. В общем случае часть токов молнии протекает по элементам внутренней молниезащиты.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МДОУ детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова в соответствии с Уставом учреждения является общеобразовательной организацией, предметом деятельности которой является осуществление деятельности по реализации образовательной программы общего образования.

Фурмановской межрайонной прокуратурой в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности пребывания воспитанников и учащихся в образовательных организациях: отсутствие устройства молниезащиты здания образовательного учреждения. Данный факт сторонами по делу не оспаривается.

14.06.2024 прокурором района в адрес директора детского сада внесено представление о принятии мер по оборудованию здания образовательного учреждения устройством молниезащиты, с учетом требований СП 118.13330.2022 и СО 153-34.21.122-2003, которое до настоящего времени не исполнено.

Доводы стороны ответчика о том, что нормы, регулирующие устройство молниезащиты не применяются к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не принимаются судом. Обязанность оборудовать здание образовательного учреждения системой молниезащиты предусмотрена Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2000 № 280, предназначенной для использования не только при разработке проектов, строительстве, реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, но и при их эксплуатации.

Изложенное свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создает опасные условия для их обучения, содержания, создает угрозу для их пребывания, а также пребывания членов педагогического коллектива, иных граждан в здании образовательного учреждения, в связи с чем, исковые требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Поскольку Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области в силу п. 1.12 Положения является главным распорядителем бюджетных средств подведомственных муниципальных образовательных организацией, то Отдел образования в силу ч. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность по обязательствам образовательной организации только при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до образовательной организации.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответственность Муниципального учреждения отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области по обязательствам МДОУ детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова является субсидиарной.

Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Учитывая, что Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова и Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области являются казенными учреждениями, их учредителем является Администрация Фурмановского муниципального района, суд приходит к выводу, что Администрация Фурмановского муниципального района также несет субсидиарную ответственность по предъявленным прокурором требованиям.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда, учитывая характер допущенного нарушения, условия реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков, с учетом необходимости совершения ответчиками действий, связанных с выделением бюджетных средств на цели исполнения решения суда и проведением необходимых мероприятий, учитывая, что на исполнение обязанностей в сфере образования ответчики затрачивают значительные денежные средства, суд полагает разумным установить срок для исполнения решения суда до 31.12.2025.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова обязанность в срок до 31 декабря 2025 года разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по оснащению устройством молниезащиты здания указанного образовательного учреждения, расположенного по адресу: Ивановская область, город Фурманов, улица Возрождения, дом № 33. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова исполнение решения суда произвести субсидиарно с Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области исполнение решения суда произвести субсидиарно с Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области.

Фурмановский межрайонный прокурор ИНН 3729009991.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Аленка» города Фурманова ИНН 3705008050.

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области ИНН 3705003782.

Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области ИНН 3705001560.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Лебедев

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 26 августа 2024 года.

2-469/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Фурмановская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области
МУ Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района
МДОУ Детский сад № 12 "Аленка"
Суд
Фурмановский городской суд Ивановской области
Дело на странице суда
furmanovsky.iwn.sudrf.ru
25.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2024Передача материалов судье
27.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее