Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Рязань 17 мая 2019 года
Советский районный суд города Рязани в составе председательствующего судьи Мечетина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Унтила А.П.,
с участием представителя истца Шмаковой Л.П. - Назаровой Н.А.,
представителей ответчика ТСЖ «Мещерское» - Бондаренко В.Г., Лашина А.В.,
представителя третьего лица - Государственной жилищной инспекции Рязанской области Шахиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Шмаковой Ларисы Петровны к Товариществу собственников жилья «Мещерское» о признании недействительным решения общего собрания,
УСТАНОВИЛ:
Шмакова Л.П. обратилась в суд с иском к ТСЖ «Мещерское», в обоснование которого указала, что является собственником квартир, расположенных в жилом доме по адресу: <данные изъяты>. Протоколом № от 21.07.2018 годового общего собрания членов ТСЖ «Мещерское» и собственников многоквартирного дома были избраны члены правления ТСЖ, протоколом № от 22.07.2018 заседания членов правления ТСЖ «Мещерское» председателем правления избрана Шмакова Л.П. В июле 2018 года на досках объявлений было вывешено уведомление о проведении внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Протоколом № внеочередного общего собрания членов ТСЖ «Мещерское» в форме очно-заочного голосования от 07.09.2018 были приняты решения об избрании ревизионной комиссии, членов правления ТСЖ, вновь избранному правлению ТСЖ рекомендовано рассмотреть вопрос целесообразности перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Ссылаясь на то, что вышеуказанное собрание проведено с существенным нарушением порядка созыва, подготовки и проведения собрания, при отсутствии кворума, что повлияло на волеизъявление участников собрания и нарушило равенство их прав при его проведении, неоднократно уточняя исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просила суд признать решение внеочередного общего собрания членов ТСЖ «Мещерское», оформленное протоколом № от 07.09.2018 недействительным; признать недействительным решение правления ТСЖ «Мещерское», оформленное протоколом № от 14.09.2018; исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись регистрации № от 24.09.2018 о внесении изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, направил своего представителя.
Представитель третьего лица - МИФНС № 2 по Рязанской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие неявившися лиц.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, с учетом их уточнений, просила суд их удовлетворить. Указала на отсутствие кворума при проведении общего собрания, а также на нарушение положений Устава ТСЖ «Мещерское», выразившихся в безальтернативном голосовании за членов правления ТСЖ, а также в голосовании за члена правления товарищества по доверенности.
В судебном заседании представители ответчиков исковые требования не признали, пояснив суду, что фактически были лишены возможности установить точный состав членов ТСЖ и размер их долей, в связи с тем, что Шмакова Л.П., выступая в качестве председателя правления ТСЖ, ненадлежащим образом ознакомила инициативную группу с данной информацией, также представив недостоверную информацию о членах ТСЖ в Государственную жилищную инспекцию Рязанской области.
Представитель третьего лица - Государственной жилищной инспекции Рязанской области, оставляя вопрос о разрешении исковых требований на усмотрение суда, в судебном заседании пояснила, что Инспекция не ведет реестр членов ТСЖ, а лишь хранит соответствующую информацию, поступающую в порядке ст.46 ЖК РФ.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в период с 21.07.2018 по 31.08.2018 состоялось общее собрание членов ТСЖ «Мещерское». Решение общего собрания членов ТСЖ «Мещерское» было оформлено Протоколом № внеочередного общего собрания членов ТСЖ в форме очно-заочного голосования от 07.09.2018.
Согласно данного протокола, в общем собрании членов ТСЖ «Мещерское» приняли участие 80 членов ТСЖ «Мещерское» (общее число голосов членов ТСЖ - 6 073,85 кв.м.) (Приложение № к Протоколу).
Согласно п.9.1 Устава ТСЖ «Мещерское», общее собрание членов товарищества является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленным настоящим уставом.
Пунктом 9.2 Устава к компетенции общего собрания членов товарищества отнесено, в том числе, избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий.
Общее собрание членов товарищества имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества (п.9.3 Устава).
В силу п. 10.3 Устава общее собрание правомочно, если на нем присутствовали члены товарищества или их представители, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов членов Товарищества.
Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, за исключением решений по вопросам реорганизации и ликвидации товарищества, назначения ликвидационной комиссии, утверждения промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, получения заемных средств, в том числе банковских кредитов и определения направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, присутствовавших на общем собрании членов товарищества или их представителей (п.п. 9.2, 10.4 Устава).
Из Протокола № от 07.09.2018 следует, что в повестку дня на общем собрании входили следующие вопросы: избрание председателя, секретаря, счётной комиссии общего собрания; утверждение повестки дня; избрание состава ревизионной комиссии; выборы членов правления; рассмотрение вопроса о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, в повестку дня были включены вопросы, решение которых в силу Устава отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества.
В силу п.6 ст.46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение общего собрания собственников помещений в этом доме, принятое с нарушением требований Жилищного кодекса РФ, в случаях, если он не принимал участие в собрании или голосовал против принятия такого решения и если при этом таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
На основании ч. 1 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.
В силу ч. 2 ст. 146 Жилищного кодекса РФ, в уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.
Уставом ТСЖ «Мещерское» (п.10.1) предусмотрен порядок уведомления о проведении общего собрания членов товарищества посредством размещения соответствующих объявлений на стендах подъездов не позднее, чем за десять дней до даты проведения общего собрания.
Стороной истца не были представлены допустимые доказательства ненадлежащего уведомления ответчика о проведении общего собрания, на котором принято оспариваемое решение.
Суд также приходит к выводу, что само по себе указание в бюллетенях для голосования такого же числа кандидатов в члены правления, которое предусмотрено Уставом (7 членов), не повлияло на волеизъявление участников собрания, поскольку голосование происходило не списком, что не лишило собственников возможности проголосовать или воздержаться от голосования за того или иного кандидата. При этом, избрание членов правления в меньшем количестве, чем предусмотрено Уставом, не влечет за собой недействительность итогов голосования.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Как следует из ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Согласно п.7.1 Устава, членство в товариществе возникает у собственника помещения на основании заявления о вступлении в товарищество. Лица, приобретающие помещения в доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности. Членство в товариществе прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в доме (п.7.1 - 7.3 Устава).
В обоснование наличия кворума при принятии оспариваемого решения стороной ответчика был представлен соответствующий расчет, исходя из которого, в собрании приняли участие члены ТСЖ «Мещерское», обладающие 3 274,82 голосами, что составляет 53,92 % от общего числа голосов членов товарищества. При этом, исходя из пояснений представителей ответчика, наличие кворума определялось на основе информации о членах ТСЖ, полученной из Государственной жилищной инспекции, а также на основе информации о новых членах ТСЖ, направивших в товарищество соответствующие заявления в порядке, предусмотренном п.7.1 Устава.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд также оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав материалы дела, в частности, протокол собрания с приложениями, бюллетени для голосования, заявления о вступлении в члены ТСЖ, выписки из Единого государственного реестра прав, публичную информацию об объектах недвижимости, расположенных по адресу: <данные изъяты>, суд делает вывод о том, что при проведении оспариваемого собрания и подсчете голосов были учтены голоса не всех членов ТСЖ.
При этом, на ответчике, в силу положений статьи 56 ГПК РФ, лежала обязанность по предоставлению доказательств, с достоверностью подтверждающих, что указанное собрание было проведено с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе при наличии кворума.
Между тем в деле такие доказательства отсутствуют и опровергаются иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Так, суд соглашается с доводами истца о том, что при проведении общего собрания не были учтены собственники квартир № №, а общее количество голосов членов ТСЖ составляет 7 520,66. Данные обстоятельства подтверждаются представленными заявлениями собственников о приемы в члены ТСЖ, выписками из Единого государственного реестра прав, публичной информацией об объектах недвижимости.
Таким образом, в собрании приняли участие 43,54% членов товарищества ((3 274,82/7520,66) х 100%). Расчет стороны истца об отсутствии кворума при проведении общего собрания судом проверен и ответчиком в установленном порядке не оспорен.
Вопреки позиции ответчика, суд не находит оснований для того, чтобы не принимать во внимание представленные в материалы дела заявления собственников помещений, расположенных в доме по адресу <данные изъяты> об их приеме в члены товарищества, датированных ранее проведения оспариваемого собрания и направления реестра членов ТСЖ в Государственную жилищную инспекцию, поскольку суду были представлены подлинные экземпляры данных заявлений, а невнесение данных о члене ТСЖ в реестр не лишает последнего соответствующего статуса, согласно п.7.1 Устава.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что в собрании приняли участие собственники помещений в данном доме, обладающие менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, что свидетельствует об отсутствии необходимого кворума и влечет ничтожность решений собрания в силу п. 2 ст. 181.5 ГК РФ.
Отсутствие кворума общего собрания собственников является существенным нарушением порядка принятия указанным собранием решений, а вынесенные на обсуждение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома вопросы являются значимыми как для истца, так и для иных собственников помещений многоквартирного дома, что безусловно свидетельствует о нарушении прав собственников помещений в указанном доме.
При этом довод стороны ответчика о том, что инициаторы общего собрания были лишены возможности установить актуальную списочную численность членов ТСЖ и принадлежащих им голосов, на вывод суда о недействительности оспариваемого решения общего собрания не влияет, поскольку отсутствие необходимого кворума влечет ничтожность решений собрания в силу п. 2 ст. 181.5 ГК РФ, вне зависимости от такового признания судом.
Суд не усматривает наличие оснований для применения положений ст.10 ГК РФ, поскольку материалы дела не содержат доказательств, бесспорно подтверждающих осуществление Шмаковой Л.П. гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу или наличия со стороны истца действий, совершенных в обход закона с противоправной целью или иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания недействительным решения общего собрания членов ТСЖ «Мещерское», оформленного протоколом № от 07.09.2018.
Поскольку решения внеочередного собрания собственников, оформленные Протоколом № от 07.09.2018, в том числе решение об избрании членов правления является недействительным, у суда имеются основания для признания недействительным и решения правления ТСЖ «Мещерское», оформленного протоколом № от 14.09.2018.
Внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Поскольку требование истца об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи о регистрации адресовано ненадлежащему ответчику, удовлетворению оно не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ 07.09.2018 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ 14.09.2018 ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░