Решение по делу № 33-5384/2020 от 29.05.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    Дело № 2-132/20 Председательствующий в суде первой инстанции     Быстрякова Д.С.

             № 33-5384/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2020 года                                                              г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи    - Притуленко Е.В.,

судей                        - Любобратцевой Н.И.,

- Авериной Е.Г.,

                             при секретаре                - Калиниченко В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Мартынивой Наталии Викторовны к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны РФ, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным изменения условий трудового договора,

по апелляционным жалобам Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» и Министерства обороны Российской Федерации на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Притуленко Е.В., выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия

                                У С Т А Н О В И Л А:

в сентябре 2019 года Мартынива Н.В. обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны РФ, в котором просила суд: признать незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ -орг, признать недействительным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование заявленных требований указала на то, что с 14.11.2016 года состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работает воспитателем в детском саду , расположенном по ул. <адрес>-В в г.Феодосии. Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГг. ей предоставлен основной отпуск продолжительностью 42 календарных дня.

Начальником Центра ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ -орг, в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работником детских садов Центра уменьшается до 28 календарных дней. В качестве обоснования данных действий Центр указал на письмо начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковника ГВП от ДД.ММ.ГГГГ /ТК/18, в котором указывается на зависимость продолжительности отпуска педагогических работников от факта наличия или отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности у организации-работодателя. Изменение работодателем условий договора в части сокращения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска является неправомерным и нарушает трудовые права истца, поскольку организационная структура учреждения и технологические условия труда не изменились. Кроме того, отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не является основанием для не предоставления удлиненного отпуска педагогическим работникам, которые являются педагогическими работниками в силу закона. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» до 01.09.2019 года Центр считался имеющим лицензию на образовательную деятельность. По истечении указанного времени Центр не совершил действий, необходимых для получения указанной лицензии.

Протокольным определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 ноября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 декабря 2019 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота».

В заседании суда первой инстанции ответчики иск Мартынивой Н.В. не признали.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года иск Мартынивой Н.В. удовлетворен: признан незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ -орг; признано недействительным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ , заключенному между Министерством обороны Российской Федерации в лице Центра дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации и Мартынивой Н.В.

В апелляционных жалобах, поданных в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, представителем Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» БМА и представителем Министерства обороны Российской Федерации Яшковым В.Л. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Мартынивой Н.В. требований в полном объеме.

Доводы жалобы представителя ФКУ Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» БМА сводятся к тому, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, противоречат нормам материального права и обстоятельствам дела. Ввиду того, что в силу нормативных положений закона право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с дошкольными образовательными организациями, имеющими лицензию на осуществление образователь-ной деятельности, соответственно, утверждение истца, с которыми согласился суд первой инстанции, о том, что такое право не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, не основано на законе. Требование о признании дополнительного соглашения недействительным не имеет материально-правового обоснования, поскольку нормами трудового законодательства возможность признания трудового договора (как в целом, так и в части) недействительным не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений.

Жалоба представителя Министерства обороны Российской Федерации Яшкова В.Л. сводится к тому, что изменение Мартынивой Н.В. продолжительности основного оплачиваемого отпуска до 28 календарных дней установлено дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ , в котором также имеется подпись самого истца, в связи с чем наличие ее добровольного волеизъявления на изменение трудового договора презюмируется.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» и Министерства обороны Российской Федерации - БМА и представитель Центра дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны РФ – МВВ настаивали на доводах апелляционной жалобы, указывая на незаконность принятого судом решения.

        Истец Мартынива Н.В. возражала против удовлетворения жалоб.

Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 3271 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, не находит оснований к отмене обжалованного решения суда первой инстанции.

    Так, в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Удовлетворяя заявленные Мартынивой Н.В. требования, суд первой инстанции исходил из того, что как до 01.09.2019 г., так и после указанной даты истица в соответствии с условиями трудового договора выполняла обязанности по обучению и воспитанию детей, т.е. осуществляла педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении. То, что работодатель, осуществляющий образовательную деятельность, не получил в установленном порядке лицензию на ее осуществление, не может привести к ущемлению трудовых прав работника, в частности, в праве на удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск.

    С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и требованиям трудового законодательства.

    Так, общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников установлена статьей 115 ТК РФ и составляет 28 календарных дней. Определяя особенности регулирования труда педагогических работников, Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 334 предусматривает предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска и относит установление его продолжительности к компетенции Правительства Российской Федерации.

Право педагогических работников на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации, закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (пункт 3 части 5 статьи 47).

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г. издано постановление №466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" (далее Постановление), которое устанавливает продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей.

Указанным Постановлением для педагогических работников в зависимости от должности, типа образовательной организации и иных отдельных особенностей деятельности установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска 42 дня или 56 дней, что превышает общую продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работников.

Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

В соответствии с ч.4 ст. 10 указанного Закона дошкольное образование входит в систему образования Российской Федерации и включает в себя, в частности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г. №30384) утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), включающий в себя совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции установил, что Мартынива Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с Центром и работает в его структурном подразделении – детский сад на должности воспитателя.

Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации лице ВрИО начальника центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота РФ ЗВИ и Мартынивой Н.В. на неопределенный срок, в соответствии с условиями которого истица принята на работу воспитателем детского сада ; дата начала работы с ДД.ММ.ГГГГ, работнику устанавливается 36-часовая рабочая неделя и продолжительность основного оплачиваемого отпуска 42 календарных дня (л.д.5-8).

В соответствии с Должностной инструкцией воспитателя, утвержденной приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота, (разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, на основе «Профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Минтруда России от 05.08.2016 г. №422н), основной трудовой функцией Мартынивой Н.В. является педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, в рамках которой воспитатель:

- участвует в разработке основной общеобразовательной программы детского сада в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

- участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в детском саду;

- планирует и реализовывает образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;

- разрабатывает рабочую образовательную программу воспитательно-образовательной работы с группой воспитанников; выполняет текущее и перспективное комплексно-тематическое планирование своей работы (на основе проектного метода и требований ФГОС ДО) по всем разделам и образовательным областям примерной образовательной программы;

- организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;

- участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;

- реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;

- развивает профессионально значимые компетенции, необходимые для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития;

- формирует психологическую готовность детей к школьному обучению;

- создает позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим в разным национально-культурным, религиозным общностям и национальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;

- организует виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно-исследовательскую, игры (ролевые, режиссерские, с правилами), продуктивную, конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

- организует конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создает условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

- обеспечивает активное использование недирективной помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

    В соответствии с Типовым договором присмотра и ухода за детьми детскими садами Черноморского флота, который заключается Федеральным казенным учреждением «Управление Черноморского флота» в лице начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота с родителями детей, детский сад кроме прочих обязанностей по присмотру и уходу за ребенком, берет на себя обязанность начинать учебный год 01 сентября текущего года и заканчивать 31 мая следующего года; обеспечивать ребенку, в частности, укрепление физического и психического здоровья, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий, осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии, развивающую предметную среду в групповых и других функциональных помещениях детского сада, способствующих развитию, в соответствии с ростом и возрастом ребенка и с учетом гигиенических и педагогических требований.

В соответствии со ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Федеральный конституционный закон от 21.03.2017 г. № 6-ФЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в статье 12 определяет особенности применения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В целях реализации указанных требований был принят Федеральный закон от 05.05.2014 года №84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Частью 4 статьи 4 указанного Закона установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, и филиалы иностранных образовательных организаций, которые указаны в частях 2 и 3 настоящей статьи и имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее чем до 1 сентября 2019 года.

К указанной дате лицензирование дошкольных образовательных организаций Черноморского флота не проведено.

Приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ -орг с ДД.ММ.ГГГГ установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней (л.д.10). Основанием для издания данного приказа явилось письмо начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организация питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общее соблюдение ими личной гигиены и режима дня) (л.д.11).

Во исполнение указанного приказа ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ между Центром дошкольного образования Черноморского флота и Мартынивой Н.В. было заключено дополнительное соглашение , в соответствии с которым пункт 5.9 договора изложен в следующей редакции: «Работнику устанавливается: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Настоящее дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ года» (л.д.9).

    Признавая незаконным обжалуемый приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ , заключенное между сторонами спора, суд первой инстанции обоснованно исходил из общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми трудовым законодательством, иными законами гарантируется свобода труда, включая право каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников.

Пунктом 21 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Из представленных Мартынивой Н.В. доказательств, отвечающим требованиям о их относимости, допустимости и достоверности, бесспорно следует, что являясь воспитателем детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота, истица осуществляла педагогическую деятельность, имела сокращенное рабочее время (36-часовую рабочую неделю), получала стимулирующую надбавку за выслугу лет как педагогический работник, а поэтому в соответствии с требованиями ст. 334 ТК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. №466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , куда включена должность воспитателя, имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 42 календарных дня.

    Судом апелляционной инстанции также установлено (письмо начальника управления военно-социальной работы Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), что отсутствие после ДД.ММ.ГГГГ у детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота лицензии на осуществление дошкольной образовательной деятельности связано не с тем, что такую деятельность детский сад не осуществляет, а в связи с проведением Министерством обороны Российской Федерации совместно с должностными лицами г. Феодосии мероприятий по передаче дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в муниципальную собственность, что позволит привести деятельность ДОУ в соответствии с законодательством в области образования, получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, закрепить социальный статус педагогических работников и стать полноправными ДОУ, функционирующими в единой системе дошкольного образования Республики Крым.

    Таким образом, при установлении факта осуществления Мартынивой Н.В. педагогической деятельности в должности воспитателя детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что право истицы на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, установленный ст. 334 ТК РФ, связано с родом профессиональной деятельности истицы, выполняющей обязанности по обучению, воспитанию детей, и не зависит от наличия у дошкольного образовательного учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности, своевременно не полученной ДОУ в связи с проведением мероприятий по их передаче в муниципальную собственность.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено, а доводы апелляционных жалоб не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                   О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» и Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-5384/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Мартынова Наталия Викторовна
Ответчики
Центр дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны РФ
Министерству Обороны РФ
ФКУ «Управление Черноморского флота»
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Притуленко Елена Владимировна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
29.05.2020Передача дела судье
08.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
12.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее