28RS0004-01-2020-004256-63
Дело № 33АПа-215/2021 (33АПа-4123/2020) Судья первой инстанции
Докладчик Хробуст Н.О. Коршунова Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 января 2021 г. город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Хробуст Н.О.,
судей коллегии Костыревой Е.Л., Диких Е.С.,
при секретаре Шевкун Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации г. Благовещенска на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 2 сентября 2020 г.,
Заслушав дело по докладу судьи Хробуст Н.О., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Антоненко М.Ф., Архаров В.В., Вишневский А.Н., Жуленёв Е.В., Ильин А.А., Нестеров М.А., Сидоренко А.П., Собко В.П., Утоплов Р.А., Ширман П.Н., Шепелева А.А. обратились в суд с административными исковыми требованиями к администрации г. Благовещенска о признании незаконными постановления администрации г. Благовещенска от 13 июня 2019 г. <номер>, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление. В обоснование требований указали, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <номер>. При обращении в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения отступов с северной, западной и восточной сторон с 6 до 1 метра был получен отказ со ссылкой на п. 11.25 и таблицу 10 СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 820, в соответствии с которыми не соблюдено нормируемое расстояние от гаражей до многоквартирного жилого дома. Между тем, согласно п. 5 примечания к данной норме для гаражей вместимостью более 10 машин указанные в таблице 10 расстояния допускается принимать по интерполяции. Кроме того, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 1.2 которых предусмотрено, что требования правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ. Разрывы от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки указаны в таблице 7.1.1 санитарных правил, которой предусмотрен разрыв от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки: 10 м. от фасадов жилых домов, 25 м. от территории школ, детских учреждений, ПТУ, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта, детских площадок. Согласно примечаниям к таблице разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия, разрывы, приведенные в таблице 7.1.1, могут приниматься с учетом интерполяции. Таким образом, приведенные в таблице размеры санитарных разрывов носят рекомендательный характер и могут быть изменены в зависимости от количества машино-мест, а также с учетом характера воздействия размещенных на автостоянке объектов на окружающую среду и регламентируются табл. 7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», при этом строительные правила СП 42-13330 специалистами службы Роспотребнадзора не применяются. Указанные положения также регламентируются СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 776/пр, в п. 4.12 которого указано, что расстояния от стоянок автомобилей до других зданий и сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и с нормативными документами по пожарной безопасности. При таких обстоятельствах, учитывая, что при обращении с заявлением были представлены документы, свидетельствующие об отсутствии неблагоприятного воздействия на окружающую среду, которые администрацией г. Благовещенска не были приняты во внимание, административные истцы полагают, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения отступов размещения гаражей в испрашиваемом месте является незаконным.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административных истцов Красюк И.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика - администрации города Благовещенска Волоха Р.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что гаражи являются объектами капитального строительства, которые построены без получения разрешения на строительство, то есть самовольной постройкой. В рассматриваемом случае не были соблюдены требования СП 42.13330.2011. Кроме того, полагала, что административное исковое заявление подано с нарушением установленного законом срока, поскольку представителем административных истцов Красюк И.А. копия обжалуемого постановления была получена 13 июня 2019 г., а административное исковое заявление подано в суд 18 мая 2020 г.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 2 сентября 2020 г. требования административных истцов были удовлетворены - признано незаконным постановление администрации г. Благовещенска от 13 июня 2019 г. <номер>; на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 15 января 2019 г. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В апелляционной жалобе администрация г. Благовещенска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Полагает, что оспариваемое постановление администрации города Благовещенска от 13 июня 2019 <номер>, принятое на основании заключения комиссии по Правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска от 10 апреля 2019 г. об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, является законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Ссылаясь на положения ч. 6.1 ст. 40 ГрК РФ, указывает, что в период рассмотрения заявления и проведения публичных слушаний в администрацию города Благовещенска поступило обращение инспекции Госстройнадзора области (исх. от 7 марта 2019 г. <номер>) с уведомлением о том, что гаражи является объектами капитального строительства, которые построены без получения разрешения на строительство, то есть является объектами самовольной постройки. Также в обращении содержалась информация о том, что не соблюдаются нормативные расстояния от строящегося дома до существующих наземных гаражей, возведенных без разрешения на строительство, в отношении которых запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров, установленные п. 11.25 и таблицей 10 СП 42.13330.2011, которые согласно постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 входят в число обязательных к исполнению. Таким образом, в рассматриваемом случае требования технических регламентов не соблюдаются. Судом первой инстанции данные доводы административного ответчика не приняты и им не дана соответствующая правовая оценка. Также судом не учтено, что согласно п. 3 примечания таблицы 10 указанного СП, для гаражей I-II степеней огнестойкости указанные в таблице 10 расстояния допускается сокращать на 25 % при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также выездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий. Администрация полагает, что ссылка на п. 3 примечания к таблице 10 указанного СП не применима, поскольку в материалах дела имеются доказательства того, что выезд из планируемых гаражей направлен в сторону многоквартирного жилого дома.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации города Благовещенска Волоха Р.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий, (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в числе прочего выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.ч. 1-6 и 7 ст. 40 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент обращения административных истцом с заявлением об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства и вынесения оспариваемого постановления администрации г. Благовещенска от 13 июня 2019 г. <номер>) правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Как следует из материалов дела, Антоненко М.Ф., Архаров В.В., Вишневский А.Н., Жуленёв Е.В., Ильин А.А., Нестеров М.А., Сидоренко А.П., Собко В.П., Утоплов Р.А., Ширман П.Н., Шепелева А.А. являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 607 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право общей долевой собственности административных истцов на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.
1 марта 2019 г. административные истцы обратились в комиссию по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения отступов от границ земельного участка с кадастровым номером <номер> с 6 метров до 1 метра с западной, восточной и северной стороны в целях строительства согласно представленной проработке отдельно стоящей боксовой автостоянки на 16 боксов, предназначенной для хранения личного автотранспорта граждан.
14 марта 2019 г. мэром г. Благовещенка вынесено постановление N 17 о проведении с 15 марта 2019 г. по 12 апреля 2019 г. публичных слушаний по проекту постановления администрации города Благовещенска «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером <номер> в квартале 88 города Благовещенска», которое было опубликовано в газете «Благовещенск» 15 марта 2019 г. № 10, размещено на официальном сайте администрации города Благовещенска.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства от 10 апреля 2019 г. комиссией по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска даны рекомендации отказать в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (отдельно стоящая автостоянка (на 16 боксов), предназначенная для хранения личного автотранспорта граждан) для земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 607 кв.м., расположенного в территориальной зоне жилой застройки смешанной этажности (Ж-4), в квартале 88 города Благовещенска, в части минимального отступа от границ земельного участка до стен здания - уменьшение с 6,0 до 1,0 с северной, западной и восточной сторон.
На основании рекомендаций комиссии, подготовленных на основании заключения о результатах публичных слушаний от 10 апреля 2019 г., 13 июня 2019 г. администрацией г. Благовещенска было принято оспариваемое постановление <номер> об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства (автостоянка боксового типа) для земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 607 кв.м, находящегося в общей долевой собственности Шепелевой А.А., Антоненко М.Ф., Архарова В.В., Вишневского А.Н., Жуленёва Е.В., Ильина А.А., Нестерова М.А., Ф.И.О.6, Сидоренко А.П., Собко В.П., Утоплова Р.А., Ширмана П.Н., Юнаева Ю.И., расположенного в территориальной зоне жилой застройки смешанной этажности (Ж-4), в квартале 88 города Благовещенска (согласно прилагаемой схеме), в части минимального отступа от границ земельного участка до стен здания - уменьшение с 6,0 до 1,0 с северной, западной и восточной сторон.
Согласно данному постановлению причина отказа - нарушение норм градостроительного законодательства, а именно несоблюдение нормативного расстояния от гаражей до строящегося многоквартирного жилого дома на смежном земельном участке, со ссылкой на пункт 11.25 и таблицу 10 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее - СП), согласно которым расстояние от наземных гаражей при числе легковых автомобилей от 11 до 50 до жилых домов следует принимать не менее 15 м. Согласно пункту 3 примечания к таблице 10 СП допускается сократить указанное расстояние на 25%, то есть уменьшить его до 11,25 м. Фактическое расстояние от западной стены первого ряда гаражей до восточной стены строящегося дома составляет 9,3 м.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона в целях настоящего Федерального закона под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (санитарные правила), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3, ч. 1 ст. 39 поименованного Федерального закона).
Пунктами 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) определены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) (п. 1.4).
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.5).
В силу п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.
В соответствии с п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Согласно разделу 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1.
В соответствии с таблицей 7.1.1 разрыв от открытых автостоянок и паркингов вместимостью 11-50 машино-мест до фасадов жилых домов и торцов с окнами – 15 м.
В силу п. 12 таблицы 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разрывы, приведенные в табл. 7.1.1, могут приниматься с учетом интерполяции.
Согласно п. 1 таблицы 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.
Таким образом, по смыслу изложенного разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.
При этом, поскольку целью установления санитарных разрывов является уменьшение химического, биологического и/или физического воздействия объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, до значений гигиенических нормативов в целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения, судом первой инстанции с учетом положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» правильно сделан вывод о необходимости применения при решении вопроса о санитарных разрывах, определяемых в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарных правил, а именно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Кроме того, приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр утвержден новый СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
В соответствии с п. 2 указанного приказа с момента введения в действие СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а именно с 1 июля 2017 г. признан не подлежащим применению СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 820, за исключением отдельных его пунктов, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521, до внесения соответствующих изменений в Перечень.
СП 42.13330.2011 утратил силу полностью с 1 августа 2020 г. в связи признанием утратившим силу Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 4 июля 2020 г. N 985, утвердившего новый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
СП 42.13330.2016 приказами Росстандарта от 30 марта 2015 г. N 365 (в редакции приказа от 10 мая 2017 г. N 932), от 17 апреля 2019 г. N 831, от 2 апреля 2020 г. N 687 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно п. 11.34 СП 42.13330.2016 расстояния от наземных, подземных, обвалованных гаражей-стоянок, открытых стоянок автомобилей, предназначенных для постоянного хранения и паркования легковых автомобилей, без иных источников загрязнения (мойки, станции технического обслуживания), парковок до жилых и общественных зданий, в том числе зданий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, организаций здравоохранения, следует принимать с учетом обеспечения нормируемых акустических и санитарных параметров с учетом требований санитарных норм и правил, СП 51.13330, [28] - [30]. Их размещение следует выбирать с учетом градостроительной ситуации, архитектурно-планировочного решения участка строительства и обосновывать расчетами рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и уровней шума, обеспечивая выполнение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, СН 2.2.4/2.1.8.562, ГН 2.1.6.3492, нормативных требований по шуму, пожарной безопасности.
Таким образом, действующий в настоящее время СП 42.13330.2016, не устанавливая конкретных значений разрывов, предусматривает, что расстояния от наземных гаражей-стоянок, предназначенных для постоянного хранения и паркования легковых автомобилей, до жилых и общественных зданий следует принимать с учетом обеспечения нормируемых акустических и санитарных параметров с учетом требований санитарных норм и правил, и обосновывать расчетами рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и уровней шума, обеспечивая выполнение в том числе требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.
Кроме того, согласно п. 4.12 СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 776/пр, расстояния от стоянок автомобилей до других зданий и сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и с нормативными документами по пожарной безопасности
Указанное подтверждает правильность выводов суда первой инстанции о необходимости применения при решении вопроса о санитарных разрывах именно санитарных правил.
Как установлено судом первой инстанции, согласно представленной заявителями в администрацию г. Благовещенска проектной документации ООО <данные изъяты>» от 2018 года, строительство объекта возможно осуществить с соблюдением всех противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований и градостроительных регламентов за исключением соответствия минимальных отступов от границ земельного участка с северной, западной и восточной стороны согласно ПЗЗ. При этом необходимо получить разрешение на условный вид разрешенного использования земельного участка.
При обращении в администрацию административными истцами представлена оценка возможности размещения автостоянки боксового типа на земельном участке с кадастровым номером <номер> в квартале 88 г. Благовещенска, выполненная ООО <данные изъяты>, целью которой является оценка негативного (химического и физического) воздействия на жилую застройку квартала 88 при возможном размещении наземной автостоянки закрытого (боксового) типа общей численностью 16 индивидуальных боксов для хранения легковых автомобилей, согласно которой при эксплуатации проектируемой автостоянки боксового типа создаваемые уровни химического и физического воздействия на границе жилой застройки не будут превышать нормируемых ПДК и ПДУ шума для территорий, прилегающих к местам постоянного проживания населения; проектируемая автостоянка закрытого типа на 16 боксов не будет являться источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Между тем, администрацией г. Благовещенска не была дана оценка представленным заявителями указанным документам, не приведены причины отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с учетом сведений, в них содержащихся.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления администрации г. Благовещенска от 13 июня 2019 г. <номер> и нарушении прав административных истцов в связи отказом в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, что в силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ является основанием к удовлетворению заявленных требований. В целях устранения нарушений прав административных истцов судом первой инстанции на администрацию г. Благовещенска обоснованно возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 15 января 2019 г. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, что не предрешает существо решения, которое должно быть принято органом местного самоуправления по результатам его рассмотрения.
При этом поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о направлении копии оспариваемого постановления администрации г. Благовещенска от 13 июня 2019 г. <номер> в адрес административных истцов, обратившихся с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о необходимости восстановления им процессуального срока на обращение в суд с соответствующими требованиями. Оснований не согласиться с выводами суда в данной части судебная коллегия не усматривает.
Ссылка административного ответчика в обоснование законности оспариваемого постановления на положения ч. 6.1 ст. 40 ГрК РФ судебной коллегией не принимается. При этом учитывается, что согласно ч. 6 ст. 40 ГрК РФ в решении об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства должны быть указаны причины принятого решения.
Однако в оспариваемом постановлении администрации г. Благовещенска ссылки на положения ч. 6.1 ст. 40 ГрК РФ и обстоятельства поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки, препятствующего предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, в качестве основания для отказа в предоставлении указанного разрешения отсутствуют.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Кроме того, судом учитывается, что документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, к сообщению инспекции Госстройнадзора области от 7 марта 2019 г. <номер>, на которое ссылается административный ответчик, во исполнение требований ч. 2 ст. 55.32 ГрК РФ приложены не были, сведений о совершении администрацией г. Благовещенска на основании поступившего уведомления одного из действий, предусмотренных в ч. 2 ст. 55.32 ГрК РФ, не представлено. Напротив, как следует из сообщения Земельного управления администрации г. Благовещенска от 13 февраля 2020 г. № 112, признаки самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером <номер> не выявлены, так как объекты движимого имущества не связаны прочно с землей. Какими-либо иными допустимыми доказательствами данные сведения не опровергнуты.
Поскольку судом первой инстанции не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, оснований для отмены решения Благовещенского городского суда Амурской области от 2 сентября 2020 г. не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Благовещенска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, д. 54) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский городской суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
28RS0004-01-2020-004256-63
Дело № 33АПа-215/2021 (33АПа-4123/2020) Судья первой инстанции
Докладчик Хробуст Н.О. Коршунова Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 января 2021 г. город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Хробуст Н.О.,
судей коллегии Костыревой Е.Л., Диких Е.С.,
при секретаре Шевкун Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации г. Благовещенска на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 2 сентября 2020 г.,
Заслушав дело по докладу судьи Хробуст Н.О., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Антоненко М.Ф., Архаров В.В., Вишневский А.Н., Жуленёв Е.В., Ильин А.А., Нестеров М.А., Сидоренко А.П., Собко В.П., Утоплов Р.А., Ширман П.Н., Шепелева А.А. обратились в суд с административными исковыми требованиями к администрации г. Благовещенска о признании незаконными постановления администрации г. Благовещенска от 13 июня 2019 г. <номер>, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление. В обоснование требований указали, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <номер>. При обращении в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения отступов с северной, западной и восточной сторон с 6 до 1 метра был получен отказ со ссылкой на п. 11.25 и таблицу 10 СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 820, в соответствии с которыми не соблюдено нормируемое расстояние от гаражей до многоквартирного жилого дома. Между тем, согласно п. 5 примечания к данной норме для гаражей вместимостью более 10 машин указанные в таблице 10 расстояния допускается принимать по интерполяции. Кроме того, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 1.2 которых предусмотрено, что требования правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ. Разрывы от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки указаны в таблице 7.1.1 санитарных правил, которой предусмотрен разрыв от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки: 10 м. от фасадов жилых домов, 25 м. от территории школ, детских учреждений, ПТУ, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта, детских площадок. Согласно примечаниям к таблице разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия, разрывы, приведенные в таблице 7.1.1, могут приниматься с учетом интерполяции. Таким образом, приведенные в таблице размеры санитарных разрывов носят рекомендательный характер и могут быть изменены в зависимости от количества машино-мест, а также с учетом характера воздействия размещенных на автостоянке объектов на окружающую среду и регламентируются табл. 7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», при этом строительные правила СП 42-13330 специалистами службы Роспотребнадзора не применяются. Указанные положения также регламентируются СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 776/пр, в п. 4.12 которого указано, что расстояния от стоянок автомобилей до других зданий и сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и с нормативными документами по пожарной безопасности. При таких обстоятельствах, учитывая, что при обращении с заявлением были представлены документы, свидетельствующие об отсутствии неблагоприятного воздействия на окружающую среду, которые администрацией г. Благовещенска не были приняты во внимание, административные истцы полагают, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения отступов размещения гаражей в испрашиваемом месте является незаконным.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административных истцов Красюк И.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика - администрации города Благовещенска Волоха Р.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что гаражи являются объектами капитального строительства, которые построены без получения разрешения на строительство, то есть самовольной постройкой. В рассматриваемом случае не были соблюдены требования СП 42.13330.2011. Кроме того, полагала, что административное исковое заявление подано с нарушением установленного законом срока, поскольку представителем административных истцов Красюк И.А. копия обжалуемого постановления была получена 13 июня 2019 г., а административное исковое заявление подано в суд 18 мая 2020 г.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 2 сентября 2020 г. требования административных истцов были удовлетворены - признано незаконным постановление администрации г. Благовещенска от 13 июня 2019 г. <номер>; на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 15 января 2019 г. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В апелляционной жалобе администрация г. Благовещенска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Полагает, что оспариваемое постановление администрации города Благовещенска от 13 июня 2019 <номер>, принятое на основании заключения комиссии по Правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска от 10 апреля 2019 г. об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, является законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Ссылаясь на положения ч. 6.1 ст. 40 ГрК РФ, указывает, что в период рассмотрения заявления и проведения публичных слушаний в администрацию города Благовещенска поступило обращение инспекции Госстройнадзора области (исх. от 7 марта 2019 г. <номер>) с уведомлением о том, что гаражи является объектами капитального строительства, которые построены без получения разрешения на строительство, то есть является объектами самовольной постройки. Также в обращении содержалась информация о том, что не соблюдаются нормативные расстояния от строящегося дома до существующих наземных гаражей, возведенных без разрешения на строительство, в отношении которых запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров, установленные п. 11.25 и таблицей 10 СП 42.13330.2011, которые согласно постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 входят в число обязательных к исполнению. Таким образом, в рассматриваемом случае требования технических регламентов не соблюдаются. Судом первой инстанции данные доводы административного ответчика не приняты и им не дана соответствующая правовая оценка. Также судом не учтено, что согласно п. 3 примечания таблицы 10 указанного СП, для гаражей I-II степеней огнестойкости указанные в таблице 10 расстояния допускается сокращать на 25 % при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также выездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий. Администрация полагает, что ссылка на п. 3 примечания к таблице 10 указанного СП не применима, поскольку в материалах дела имеются доказательства того, что выезд из планируемых гаражей направлен в сторону многоквартирного жилого дома.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации города Благовещенска Волоха Р.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий, (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в числе прочего выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.ч. 1-6 и 7 ст. 40 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент обращения административных истцом с заявлением об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства и вынесения оспариваемого постановления администрации г. Благовещенска от 13 июня 2019 г. <номер>) правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Как следует из материалов дела, Антоненко М.Ф., Архаров В.В., Вишневский А.Н., Жуленёв Е.В., Ильин А.А., Нестеров М.А., Сидоренко А.П., Собко В.П., Утоплов Р.А., Ширман П.Н., Шепелева А.А. являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 607 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право общей долевой собственности административных истцов на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.
1 марта 2019 г. административные истцы обратились в комиссию по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения отступов от границ земельного участка с кадастровым номером <номер> с 6 метров до 1 метра с западной, восточной и северной стороны в целях строительства согласно представленной проработке отдельно стоящей боксовой автостоянки на 16 боксов, предназначенной для хранения личного автотранспорта граждан.
14 марта 2019 г. мэром г. Благовещенка вынесено постановление N 17 о проведении с 15 марта 2019 г. по 12 апреля 2019 г. публичных слушаний по проекту постановления администрации города Благовещенска «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером <номер> в квартале 88 города Благовещенска», которое было опубликовано в газете «Благовещенск» 15 марта 2019 г. № 10, размещено на официальном сайте администрации города Благовещенска.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства от 10 апреля 2019 г. комиссией по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска даны рекомендации отказать в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (отдельно стоящая автостоянка (на 16 боксов), предназначенная для хранения личного автотранспорта граждан) для земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 607 кв.м., расположенного в территориальной зоне жилой застройки смешанной этажности (Ж-4), в квартале 88 города Благовещенска, в части минимального отступа от границ земельного участка до стен здания - уменьшение с 6,0 до 1,0 с северной, западной и восточной сторон.
На основании рекомендаций комиссии, подготовленных на основании заключения о результатах публичных слушаний от 10 апреля 2019 г., 13 июня 2019 г. администрацией г. Благовещенска было принято оспариваемое постановление <номер> об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства (автостоянка боксового типа) для земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 607 кв.м, находящегося в общей долевой собственности Шепелевой А.А., Антоненко М.Ф., Архарова В.В., Вишневского А.Н., Жуленёва Е.В., Ильина А.А., Нестерова М.А., Ф.И.О.6, Сидоренко А.П., Собко В.П., Утоплова Р.А., Ширмана П.Н., Юнаева Ю.И., расположенного в территориальной зоне жилой застройки смешанной этажности (Ж-4), в квартале 88 города Благовещенска (согласно прилагаемой схеме), в части минимального отступа от границ земельного участка до стен здания - уменьшение с 6,0 до 1,0 с северной, западной и восточной сторон.
Согласно данному постановлению причина отказа - нарушение норм градостроительного законодательства, а именно несоблюдение нормативного расстояния от гаражей до строящегося многоквартирного жилого дома на смежном земельном участке, со ссылкой на пункт 11.25 и таблицу 10 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее - СП), согласно которым расстояние от наземных гаражей при числе легковых автомобилей от 11 до 50 до жилых домов следует принимать не менее 15 м. Согласно пункту 3 примечания к таблице 10 СП допускается сократить указанное расстояние на 25%, то есть уменьшить его до 11,25 м. Фактическое расстояние от западной стены первого ряда гаражей до восточной стены строящегося дома составляет 9,3 м.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона в целях настоящего Федерального закона под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (санитарные правила), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3, ч. 1 ст. 39 поименованного Федерального закона).
Пунктами 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) определены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) (п. 1.4).
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.5).
В силу п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.
В соответствии с п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Согласно разделу 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1.
В соответствии с таблицей 7.1.1 разрыв от открытых автостоянок и паркингов вместимостью 11-50 машино-мест до фасадов жилых домов и торцов с окнами – 15 м.
В силу п. 12 таблицы 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разрывы, приведенные в табл. 7.1.1, могут приниматься с учетом интерполяции.
Согласно п. 1 таблицы 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.
Таким образом, по смыслу изложенного разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.
При этом, поскольку целью установления санитарных разрывов является уменьшение химического, биологического и/или физического воздействия объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, до значений гигиенических нормативов в целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения, судом первой инстанции с учетом положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» правильно сделан вывод о необходимости применения при решении вопроса о санитарных разрывах, определяемых в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарных правил, а именно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Кроме того, приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр утвержден новый СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
В соответствии с п. 2 указанного приказа с момента введения в действие СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а именно с 1 июля 2017 г. признан не подлежащим применению СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 820, за исключением отдельных его пунктов, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521, до внесения соответствующих изменений в Перечень.
СП 42.13330.2011 утратил силу полностью с 1 августа 2020 г. в связи признанием утратившим силу Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 4 июля 2020 г. N 985, утвердившего новый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
СП 42.13330.2016 приказами Росстандарта от 30 марта 2015 г. N 365 (в редакции приказа от 10 мая 2017 г. N 932), от 17 апреля 2019 г. N 831, от 2 апреля 2020 г. N 687 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно п. 11.34 СП 42.13330.2016 расстояния от наземных, подземных, обвалованных гаражей-стоянок, открытых стоянок автомобилей, предназначенных для постоянного хранения и паркования легковых автомобилей, без иных источников загрязнения (мойки, станции технического обслуживания), парковок до жилых и общественных зданий, в том числе зданий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, организаций здравоохранения, следует принимать с учетом обеспечения нормируемых акустических и санитарных параметров с учетом требований санитарных норм и правил, СП 51.13330, [28] - [30]. Их размещение следует выбирать с учетом градостроительной ситуации, архитектурно-планировочного решения участка строительства и обосновывать расчетами рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и уровней шума, обеспечивая выполнение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, СН 2.2.4/2.1.8.562, ГН 2.1.6.3492, нормативных требований по шуму, пожарной безопасности.
Таким образом, действующий в настоящее время СП 42.13330.2016, не устанавливая конкретных значений разрывов, предусматривает, что расстояния от наземных гаражей-стоянок, предназначенных для постоянного хранения и паркования легковых автомобилей, до жилых и общественных зданий следует принимать с учетом обеспечения нормируемых акустических и санитарных параметров с учетом требований санитарных норм и правил, и обосновывать расчетами рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и уровней шума, обеспечивая выполнение в том числе требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.
Кроме того, согласно п. 4.12 СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 776/пр, расстояния от стоянок автомобилей до других зданий и сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и с нормативными документами по пожарной безопасности
Указанное подтверждает правильность выводов суда первой инстанции о необходимости применения при решении вопроса о санитарных разрывах именно санитарных правил.
Как установлено судом первой инстанции, согласно представленной заявителями в администрацию г. Благовещенска проектной документации ООО <данные изъяты>» от 2018 года, строительство объекта возможно осуществить с соблюдением всех противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований и градостроительных регламентов за исключением соответствия минимальных отступов от границ земельного участка с северной, западной и восточной стороны согласно ПЗЗ. При этом необходимо получить разрешение на условный вид разрешенного использования земельного участка.
При обращении в администрацию административными истцами представлена оценка возможности размещения автостоянки боксового типа на земельном участке с кадастровым номером <номер> в квартале 88 г. Благовещенска, выполненная ООО <данные изъяты>, целью которой является оценка негативного (химического и физического) воздействия на жилую застройку квартала 88 при возможном размещении наземной автостоянки закрытого (боксового) типа общей численностью 16 индивидуальных боксов для хранения легковых автомобилей, согласно которой при эксплуатации проектируемой автостоянки боксового типа создаваемые уровни химического и физического воздействия на границе жилой застройки не будут превышать нормируемых ПДК и ПДУ шума для территорий, прилегающих к местам постоянного проживания населения; проектируемая автостоянка закрытого типа на 16 боксов не будет являться источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Между тем, администрацией г. Благовещенска не была дана оценка представленным заявителями указанным документам, не приведены причины отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с учетом сведений, в них содержащихся.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления администрации г. Благовещенска от 13 июня 2019 г. <номер> и нарушении прав административных истцов в связи отказом в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, что в силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ является основанием к удовлетворению заявленных требований. В целях устранения нарушений прав административных истцов судом первой инстанции на администрацию г. Благовещенска обоснованно возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 15 января 2019 г. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, что не предрешает существо решения, которое должно быть принято органом местного самоуправления по результатам его рассмотрения.
При этом поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о направлении копии оспариваемого постановления администрации г. Благовещенска от 13 июня 2019 г. <номер> в адрес административных истцов, обратившихся с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о необходимости восстановления им процессуального срока на обращение в суд с соответствующими требованиями. Оснований не согласиться с выводами суда в данной части судебная коллегия не усматривает.
Ссылка административного ответчика в обоснование законности оспариваемого постановления на положения ч. 6.1 ст. 40 ГрК РФ судебной коллегией не принимается. При этом учитывается, что согласно ч. 6 ст. 40 ГрК РФ в решении об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства должны быть указаны причины принятого решения.
Однако в оспариваемом постановлении администрации г. Благовещенска ссылки на положения ч. 6.1 ст. 40 ГрК РФ и обстоятельства поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки, препятствующего предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, в качестве основания для отказа в предоставлении указанного разрешения отсутствуют.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Кроме того, судом учитывается, что документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, к сообщению инспекции Госстройнадзора области от 7 марта 2019 г. <номер>, на которое ссылается административный ответчик, во исполнение требований ч. 2 ст. 55.32 ГрК РФ приложены не были, сведений о совершении администрацией г. Благовещенска на основании поступившего уведомления одного из действий, предусмотренных в ч. 2 ст. 55.32 ГрК РФ, не представлено. Напротив, как следует из сообщения Земельного управления администрации г. Благовещенска от 13 февраля 2020 г. № 112, признаки самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером <номер> не выявлены, так как объекты движимого имущества не связаны прочно с землей. Какими-либо иными допустимыми доказательствами данные сведения не опровергнуты.
Поскольку судом первой инстанции не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, оснований для отмены решения Благовещенского городского суда Амурской области от 2 сентября 2020 г. не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Благовещенска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, д. 54) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский городской суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии