Дело № 3а-141/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2020 года г. Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего Кустова А.В.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.,
с участием прокурора Голодковой А.А.,
представителя административного истца - ООО Управляющая компания «Конаковский Жилфонд» - Вишняковой Н.В.,
представителя заинтересованного лица - администрации города Конаково- Плотниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО Управляющая компания «Конаковский Жилфонд», ООО «Конаковский Жилкомсервис», ООО «Управляющая компания «Жилфонд», ООО «Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства «Управдом», Ивановой Е.И., Виноградовой Т.Б., Мельникова Д.С., Пархоменко Л.Н., Орловой Н.Н. об оспаривании пунктов 11 и 12 статьи 39 Устава муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение – город Конаково Конаковского района Тверской области № 47-н от 17 декабря 2019 года,
установил:
решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение – город Конаково Конаковского района Тверской области № 47-н от 17 декабря 2019 года принят Устав муниципального образования городское поселение – город Конаково Конаковского района Тверской области (далее Устав).
Устав зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области 30 декабря 2019 года за № RU695151012019001.
Решение Совета депутатов и текст Устава размещены на сайте администрации города Конаково Тверской области в сети Интернет (http://www.konakovo.in/regulatory/ustav-munitsipalogo-obrazovaniya-gorod-konakovo.php., опубликованы в газете «Конаковская панорама» № 01(657) от 17 января 2020 года.
В соответствии с пунктом 11 статьи 39 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, подлежат официальному обнародованию, вступают в силу после их официального обнародования.
Решения Совета депутатов города Конаково о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания соответствующими органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления городского поселения, за исключением случаев, когда муниципальный правовой акт предусматривает иной порядок вступления в силу.
Согласно пункту 12 статьи 39 Устава официальное обнародование муниципальных правовых актов или соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, осуществляется путем размещения полных текстов актов в трехдневный срок со дня подписания на информационных стендах, расположенных по следующим адресам:
- город Конаково, ул. Энергетиков, д. 31а;
- деревня Белавино – в районе остановки возле дома № 56;
- деревня Шумново – развилка в районе дома № 2;
- деревня Карачарово – в районе остановки;
- деревня Вахромеево – в районе магазина и кафе «Мираж»;
- поселок Энергетик, - в районе магазина «Энергетик» между домами 3 и 4;
где они должны находиться в течение не менее 10 календарных дней со дня их официального обнародования.
Обнародованные муниципальные правовые акты подлежат регистрации в специальном журнале с указанием даты их размещения на официальном стенде.
Тексты муниципальных правовых актов размещаются на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.konakovo.in, а также на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания: Эл № ФС77-72471 от 05.03.2018).
Административные истцы – юридические лица, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории г. Конаково и физические лица, проживающие в данном муниципальном образовании, обратились в суд с требованием об оспаривании приведенных выше пунктов Устава муниципального образования, соединив его с требованием об оспаривании другого нормативного правового акта.
Определением Тверского областного суда от 31 июля 2020 года требование об оспаривании пунктов 11 и 12 статьи 39 Устава выделено в отдельное производство.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: администрация города Конаково, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области.
Административные истцы полагают оспариваемые пункты Устава, не предусматривающие официальное опубликование нормативных муниципальных правовых актов в печатном издании, не соответствующими требованиям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку размещение правовых актов на стендах в местах, определенных Уставом и на сайтах в сети интернет не обеспечивает возможность ознакомления с ними всех жителей муниципального образования. Указывают на наличие в городе Конаково периодических печатных изданий, расходование средств местного бюджета на опубликование и распространение информационных материалов о деятельности органов местного самоуправления в газете «Конаковская панорама».
В судебном заседании представитель административного истца - ООО «Конаковский Жилфонд» - Вишнякова Н.В. заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица – Администрации города Конаково - Плотникова О.А. полагала требование административных истцов об оспаривании положений Устава не подлежащими удовлетворению, поскольку предусмотренный Уставом способ обнародования нормативных правовых актов не противоречит закону и не нарушает прав заявителей.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в представленном суду отзыве полагало, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и порядок вступления их в силу, предусмотренный Уставом, законодательству не противоречит.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заслушав пояснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора об отсутствии оснований удовлетворения административного иска, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению в части, при этом исходит из следующего.
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон № 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
В силу пункта 6 части 1 статьи 44 Закона N 131-ФЗ, уставом муниципального образования должны определяться, в том числе виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Статьей 7 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Порядок принятия устава муниципального образования и внесения в него изменений установлены статьей 44 Закона № 131-ФЗ.
Из материалов дела следует, что принятию Устава предшествовало проведение публичного слушания по проекту, что следует из протокола № 2 от 25 ноября 2019 года, журнала регистрации участников, прибывших на публичное слушание.
Согласно протоколу заседания № 18 Совета депутатов города Конаково четвертого созыва следует, что решение органа местного самоуправления принято в соответствии с частью 5 статьи 44 Закона № 131-ФЗ уполномоченным органом - Советом депутатов города Конаково, действовавшим в правомочном составе, большинством – в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа (14 депутатов при общей численности 20 депутатов).
Таким образом, Устав муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области принят уполномоченным органом и соблюдением установленной законом процедуры.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 09 февраля 2009 года№ 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 44, частью 3 статьи 47 Закона № 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что с учетом цели официального опубликования нормативного правового акта - обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке тогда, когда в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования), населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием была обеспечена.
Согласно статье 47 Закона № 131-ФЗ в действующей редакции и действовавшей на момент принятия Устава, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (часть 2).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).
Анализ содержания приведенных выше положений Закона о местном самоуправлении и разъяснений Пленума указывает на то, что в целях обеспечения возможности ознакомления с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления лиц, права и обязанности которых затрагиваются данными актами, правовые акты должны обнародоваться путем публикации в печатном издании, в официальном сетевом издании, а также могут быть доведены иным способом, в том числе путем размещения на информационных стендах.
При этом официальное опубликование такого муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, является обязательным способом обнародования.
Отсутствие в оспариваемых пунктах 11 и 12 статьи 39 Устава положений об опубликовании нормативных правовых актов приведенным выше требования федерального закона не соответствует.
Кроме того, согласно Закону Тверской области от 28 февраля 2005 года № 31-ЗО (ред. от 11 марта 2013 года) "Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Конаковский район", и наделении их статусом городского, сельского поселения" (вместе с "Перечнем населенных пунктов по поселениям Конаковского района"), количество населенных пунктов в составе городского поселения – город Конаково составляет 7 (г. Конаково, д. Белавино, д. Речицы, д. Шумново, д. Карачарово, д. Вахромеево, п. Энергетик), численность населения составляет 43 617 человек (Приложение 1).
Учитывая число жителей, количество населенных пунктов муниципального образования, суд соглашается с доводом административных истцов о том, что размещение текстов нормативных актов на информационных стендах согласно пункту 12 статьи 39 Устава без их опубликования не обеспечит цель обнародования – доведение нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, до сведения лиц, на которых они распространяют свое действие, при том, что на территории муниципального образования имеются периодические печатные издания, оказывающие услуги муниципальному образованию по опубликованию и распространению информационных материалов в рамках оказания услуг согласно Федеральному закону от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление следует удовлетворить в части, признав оспариваемые положения Устава не действующими в той мере, в какой они не предусматривают обязательное опубликование муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, в периодическом печатном издании, распространяемом в данном муниципальном образовании, и не содержат указания на то, что такие муниципальные правовые акты и соглашения вступают в силу после их официального опубликования.
Поскольку оспариваемые положения Устава применялись до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать их не действующими в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования ООО Управляющая компания «Конаковский Жилфонд», ООО «Конаковский Жилкомсервис», ООО «Управляющая компания «Жилфонд», ООО «Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства «Управдом», Ивановой Е.И., Виноградовой Т.Б., Мельникова Д.С., Пархоменко Л.Н., Орловой Н.Н. удовлетворить в части.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 11, 12 статьи 39 Устава муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области, принятого решением Совета депутатов городского поселения город Конаково Конаковского района Тверской области от 17 декабря 2019 года № 47-н, в той мере, в какой данные нормативные положения не предусматривают обязательное опубликование муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, в периодическом печатном издании, распространяемом в данном муниципальном образовании, и не содержат указания на то, что такие муниципальные правовые акты и соглашения вступают в силу после их официального опубликования.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в периодическом печатном издании муниципального образования в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Кустов
Решение в окончательной форме принято 15 сентября 2020 года.
Председательствующий А.В. Кустов