№ 33-911/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Душечкиной Н.С.,
судей Доставаловой В.В., Резепиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 14 мая 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению Курганского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать пассажирские платформы освещением
по апелляционному представлению Курганского транспортного прокурора на решение Кетовского районного суда Курганской области от 29 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Резепиной Е.С., пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Курганский транспортный прокурор в интересах Российской Федераций, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд исками к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о возложении обязанности оборудовать пассажирские платформы освещением.
В обосновании заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей при содержании и благоустройстве пассажирских платформ Южно-Уральской железной дороги выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей. В соответствии с п. 4.7.2 Санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 30 (далее – СП 2.5.3650-20), уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформах должен быть не менее 5 лк. Аналогичные требования содержатся в ГОСТ Р 54984-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 13 сентября 2012 г. № 302-ст. Согласно п. 5.12 указанного ГОСТа, норма освещенности на пассажирских платформах и остановочных пунктах должна составлять не менее 5 лк. Прокуратурой совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», проведено обследование пассажирских платформ Южно-Уральской железной дороги Курганской области: <адрес> на предмет соответствия уровня освещенности установленным законом требованиям. Уровень искусственного освещения на пассажирских платформах в контрольных точках в нарушение ст. ст. 11, 24 Федерального закона от 30 января 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.7.2 СП 2.5.3650-20, п. 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля» (далее – ГОСТ Р 54984-2012), не соответствует установленным требованиям. Невыполнение требований по обеспечению необходимого уровня освещенности на пассажирских платформах влечет нарушение прав пассажиров в части их безопасности при нахождении на объектах транспортной инфраструктуры. Выявленные нарушения не позволяют пассажирам безопасно пользоваться услугами железнодорожного транспорта и противоречат санитарным правилам к эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.
Просил суд обязать ответчика оборудовать освещением в соответствии с требованием таблицы 11 п. 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 пассажирские платформы по адресам:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Определениями Кетовского районного суда Курганской области от 15 сентября 2023 г., от 27 октября 2023 г., от 17 ноября 2023 г. дела объединены в одно производство.
В измененных исковых требованиях прокурор со ссылкой на п. 4.7.2 СП 2.5.3650-20, просил суд возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать указанные выше платформы освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.
В судебном заседании заместитель Курганского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Перепечин С.А., помощник Курганского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Чуйков Е.М. на измененных требованиях настаивали, ранее заявленные требования не поддержали.
Представители ответчика Киселев М.С., Денисова И.А., действующие на основании доверенности, полагали, что иски удовлетворению не подлежат по изложенным в отзыве доводам. Представили результаты измерения уровня освещенности спорных платформ от 22 января 2024 г., произведенных с участием прокурора.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Кетовским районным судом Курганской области 29 января 2024 г. постановлено решение, которым исковые требования Курганского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры удовлетворены частично. На ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирские платформы <адрес> средней освещенностью не ниже 2 лк. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Курганским транспортным прокурором принесено апелляционное представление, в котором прокурор просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционного представления указано на незаконность судебного акта. Прокурор полагает, что суд необоснованно не применил к спорным правоотношениям п. 4.7.2 СП 2.5.3650-20, посчитав, что он регламентирует показатели искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала, которые представлены в таблице 52 приложения 1. Однако, считает, что абз. 2 п. 4.7.2 СП 2.5.3650-20 регламентирует именно уровень освещения поверхности платформ, которые не относятся к внутренним помещениям вокзала. Более того указанные правила в силу Федерального закона от 30 января 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательны для применения. В этой связи, нормы ГОСТ Р 54984-2012, как и другие, на которые ссылается суд первой инстанции, необходимо применять, если они не противоречат иным обязательным требованиям. Полагает, что в спорном случае применение ГОСТ 24940-2016 (приказ Росстандарта от 20 октября 2016 г. № 1442-ст) не допустимо, так как его действие не распространяется на посадочные платформы железнодорожного транспорта и на прямую не связан с ГОСТ Р 54984-2012. Также необоснованно судом применим и ГОСТ 34935-2023 «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», так как он не вступил в силу и противоречит требованиям п. 4.7.2 СП 2.5.3650-20. Считает, что вывод суда о наличии в замерах от 22 мая 2023 г. – 23 мая 2023 г. дефектов, поскольку местом проведения измерений указан адрес <адрес>, замеры проводились прибором «еЛайт», который не входит в перечень рекомендуемых средств измерений, указанных в приложении А ГОСТ 24940-2016, данных о том, что лицо, осуществляющее измерения, обладает специальными для этого познаниями не имеется, полномочия ничем не подтверждены, не обоснованы. Ставя под сомнение экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» от 31 мая 2023 г., суд не предложил стороне по делу представить и не запросил сам недостающие сведения относительно полномочий лица, проводившего замеры, а также документы на прибор.
В возражениях на апелляционное представление ОАО «РЖД» просило решение суда оставить без изменения, апелляционное представления Курганского транспортного прокурора – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Курганской транспортной прокуратуры Алферова Л.В. доводы апелляционного представления поддержала в полном объеме, полагала, что решение суда является необоснованным, подлежащим отмене.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Денисова И.А., в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала, что решение суда является законным, просила оставить его без изменения, дала пояснения согласно доводам возражений на апелляционное представление, дополнительно, отвечая на вопросы судебной коллегии, сообщила, что реконструкция пассажирских платформ, заявленных в иске, на ближайшее время не запланирована, не оспаривала, что при измерении уровня освещенности в 2024 г. на всех платформах в отдельных контрольных точках было зафиксировано менее 5 лк, однако полагала, что данное обстоятельство не имеет существенного значения, поскольку средняя освещенность превышает указанный показатель.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционного представления и возражений относительно него (в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия усматривает основания для отмены судебного акта.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу ст. 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как предусмотрено п. 1 ст. 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 39 названного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 30 утверждены и введены в действие с 1 января 2021 г. Санитарные правила СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры».
В силу п. 1.1, настоящие СП 2.5.3650-20 направлены на охрану здоровья населения, профилактику возникновения и предотвращение распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также обеспечение безопасных условий эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры.
Настоящие СП 2.5.3650-20 распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с проектированием, строительством (изготовление), переоборудованием (реконструкцией, модернизацией, ремонтом), эксплуатацией подвижного состава железнодорожного транспорта, объектов инфраструктуры транспорта (п. 1.2).
Согласно п. 4.7.2 СП 2.5.3650-20 показатели искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала представлены в таблице 52 приложения 1 к настоящим Санитарным правилам.
Уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк.
В таблице 52 «Показатели искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала» приложения 1 к СП 2.5.3650-20 нормирована освещенность пассажирских платформ, лестничных сходов, надземных переходов через железнодорожные пути от общего освещения (при люминесцентных лампах и при лампах накаливания, светодиодах) не менее 5 лк.
До 1 января 2021 г. действовали «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03», которые в редакции изменений и дополнений № 2 к СП 2.5.1198-03 СП 2.5.2647-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2010 г. № 68 и введенных в действие с 12.07.2010, содержали аналогичные требования к уровню освещенности пассажирских платформ, а именно п. 3.6.3 предусматривал, что уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк.
С 1 января 2013 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2012 г. № 302-ст введен в действие национальный стандарт Российской Федерации «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта нормы и методы контроля» ГОСТ Р 54984-2012.
Согласно п. 4 настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» и ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».
В силу п. 1 настоящий стандарт устанавливает нормы наружного освещения объектов, искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта и методы их контроля.
В разделе 3 предусмотрены, в частности, такие понятия как:
3.1.11. Освещение рабочее наружное: освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) для обеспечения безопасности движения поездов, работников железнодорожного транспорта и пассажиров.
3.1.12. Общее освещение: освещение, при котором рабочие и соседние с ним поверхности освещаются осветительными приборами, расположенными на опорных и поддерживающих конструкциях. Примечание. К опорным конструкциям относят осветительные мачты, опоры, порталы; к поддерживающим – кронштейны в комплекте с опорами и настенные гибкие поперечины.
3.1.17. Равномерность распределения освещенности: отношение минимальной освещенности к максимальной.
3.1.18. Рабочая поверхность: поверхность, на которой проводят работу и нормируют или измеряют освещенность.
Пунктом 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 предусмотрено, что нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 11.
В соответствии с п. 12 таблицы 11 значение освещенности пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) установлено не менее 5 лк.
При этом в примечании 7 к п. 12 таблицы 11 указано, что допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.
Обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор ссылался на то, что уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ в контрольных точках не соответствует установленным требованиям СП 2.5.3650-20 (должен быть не менее 5 лк), что не позволяет пассажирам безопасно пользоваться услугами железнодорожного транспорта.
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылался на отсутствие оснований для применения норм СП 2.5.3650-20, а также на то, что в результате настройки оборудования и замены ламп уровень освещенности в минимальных значениях доведен до 2 лк, при том, что стандартами ГОСТ Р 54984-2012 и ГОСТ 34935-2023 в отношении рассматриваемых пассажирских платформ (с малым размером пассажиропотока) подлежит нормированию средняя освещенность, а также допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон применительно к установленным обстоятельствам дела, принимая во внимание произведенные 22 января 2024 г. ОАО «РЖД» замеры освещенности спорных пассажирских платформ, пришел к выводу о том, что пассажирские платформы: <адрес> имеют показатели освещенности соответствующие действующим рекомендуемым нормам, а именно п. 12 «Пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год)» таблицы 11 п. 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 с учетом примечания №7 к указанному пункт, так как средняя освещенность составляет не менее 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции, в связи с чем отказал в удовлетворении иска в данной части, при этом требования, предъявленные в части пассажирских платформ ОП 2324 км (в направлении Курган-Челябинск, Челябинск-Курган), с учетом значимости вопроса освещения пассажирских платформ и отсутствием замеров на данных платформах, удовлетворил частично, возложив обязанность на ответчика оборудовать данные платформы средней освещенностью не ниже рекомендованных 2 лк, определив срок исполнения судебного акта в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции и находит доводы апелляционного представления заслуживающими внимание.
Согласно п. 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 11. Согласно п. 12 данной таблицы значение освещенности пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) установлено не менее 5 лк. При этом в примечании 7 к п. 12 таблицы 11 указано, что допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.
Таким образом, действительно, согласно примечанию 7 к п. 12 таблицы 11 п. 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 значение освещенности пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока допускается 2 лк, но при этом оговорено, что такая норма освещенности допускается для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.
Соответственно, законодатель предусмотрел возможность обеспечения уровня освещенности данных объектов 2 лк только до их реконструкции при установленной норме в 5 лк.
Тем самым, требования ГОСТ Р 54984-2012 и СП 2.5.3650-20 не содержат противоречий относительно значения освещенности рассматриваемых пассажирских платформ, которое как по ГОСТу, так и по Санитарным правилам, установлено не менее 5 лк.
Согласно пояснениям представителя ответчика АОА «РЖД», данных в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, реконструкция систем освещения ОАО «РЖД» не проводилась и не запланирована. Из чего, по мнению судебной коллегии, следует необходимость обеспечения освещенности в каждой контрольной точке рассматриваемых платформ не менее 5 лк, что и будет обеспечивать освещенность от общего освещения не менее 5 лк, требуемую согласно п. 4.7.2 СП 2.5.3650-20 и п. 12 таблицы 11 п. 5.12 ГОСТ Р 54984-2012.
Как следует из материалов дела, собственником пассажирских железнодорожных платформ: <адрес> является ОАО «РЖД».
Курганской транспортной прокуратурой совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на указанных платформах.
Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению по их результатам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» от 31 мая 2023 г. № П2588 установлены показатели освещенности, не соответствующие требованиям СП 2.5.3650-20 при нормативе 5 лк.
Пассажирская платформа <адрес> расстояние между контрольными точками – 5 м, в контрольных точках: № 107 - менее 1 кл, № 108 – менее 1 кл, № 109 – менее 1 кл.
Пассажирская платформа <адрес> расстояние между контрольными точками – 5 м: № 110 - менее 1 кл, № 111 – менее 1 кл, № 112 – менее 1 кл.
Пассажирская платформа <адрес> расстояние между контрольными точками – 10 м: № 116 – 2,53 лк, № 117 – 3,76 лк.
Пассажирская платформа <адрес> расстояние между контрольными точками – 10 м, в контрольных точках: № 118 – 2,94 лк, № 119 – 1,5 лк, № 120 – менее 1 лк, № 121 – менее 1, № 122 – 1,21 лк, № 123 – 1,52 лк, № 124 – 1,2 лк, № 125 – менее 1 лк, № 126 – менее 1 лк.
Пассажирская платформа <адрес> расстояние между контрольными точками – 10 м, в контрольных точках: № 131 – 3,15 лк, № 134 – 1,33 лк.
Пассажирская платформа <адрес> расстояние между контрольными точками – 10 м, в контрольных точках: № 136 – 4,62 лк, № 138 – 4,82 лк.
Пассажирская платформа <адрес> расстояние между контрольными точками – 10 м, в контрольных точках: № 141 – менее 1 лк, № 142 – менее 1 лк, № 145 – 1,85 лк, № 146 – 1,21 лк.
Пассажирская платформа <адрес> расстояние между контрольными точками – 10 м, в контрольных точках: № 147 – 1,18 лк, № 148 – 3,61 лк, № 149 – 3,68 лк, № 150 – 1,11 лк, № 151 – менее 1 лк.
Пассажирская платформа <адрес> расстояние между контрольными точками – 10 м, в контрольных точках: № 152 – 1,44 лк, № 153 – 3,01 лк, № 155 – 3,34 лк.
Пассажирская платформа <адрес> расстояние между контрольными точками – 10 м, в контрольных точках: № 156 – менее 1 лк, № 157 – 3,58 лк, № 158 – 2,57 лк, № 159 – 1,1 лк, № 160 – 1,51 лк.
Согласно представленных ОАО «РЖД» измерений уровня освещенности спорных платформ от 22 января 2024 г., произведенных с участием прокурора, установлены средние показатели освещенности.
Пассажирская платформа <адрес> установлены показатели освещенности, не соответствующие требованиям в контрольных точках: № Т.2/1 – 4,4 лк, № Т.2/3 – 4,1 лк, № Т.5/1 – 1,4 лк, № Т.5/2 – 1 лк, № Т.5/3 – 1,2 лк, средняя освещенность – 12 лк.
Пассажирской платформы <адрес> № Т.2/1 – 4,8 лк, № Т.2/3 – 3 лк, № Т.3/3 – 4,8 лк, № Т.5/1 – 4,8 лк, средняя освещенность составляет 7 лк.
Пассажирская платформа <адрес>: средняя освещенность составляет 9 лк.
Пассажирская платформа <адрес>: № Т.1/1 – 1,2 лк, № Т.1/2 – 1,3 лк, № Т.4/1 – 2,3, № Т.4/2 – 2,6 лк, № Т.5/1 – 2,3 лк, № Т.5/2 – 2,2 лк, № Т.6/1 – менее 1 лк, № Т.6/2 – менее 1 лк, средняя освещенность 3 лк.
Пассажирская платформа <адрес>: № Т.1/1 – 1,1 лк, № Т.1/2 – 1,1 лк, № Т.2/1 – 1,1 лк, № Т.2/2 – 2 лк, № Т.3/1 – 3 лк, № Т.3/2 – 2,5 лк, № Т.4/1 – менее 1 лк, № Т.4/2 – менее 1 лк, № Т.5/1 – менее 1 лк, № Т.5/2 – менее 1 лк, средняя освещенность составляет 1 лк.
Пассажирская платформа <адрес>: № Т.1/1 – менее 1 лк, № Т.1/2 – менее 1 лк, № Т.1/3 – 3,1 лк, № т.2/1 – 2 лк, № Т.2/2 – 2 лк, № Т.3/1 – 2 лк, № Т.3/2 – 2,4 лк, № Т.4/1 – 3,1 лк, № Т.4/2 – 3,2 лк, № Т.5/1 – 3,3 лк, № Т.5/2 – 2,7 лк, № Т.6/1 – 4,7 лк, № Т.6/2 – 4,3 лк, средняя освещенность составляет 2,5 лк.
Пассажирская платформа <адрес>: Т.2/1 – 3 лк, Т.2/2 – 3,2 лк, средняя освещенность составляет 23 лк.
Пассажирская платформа <адрес>: №Т.2/1 – 3,5 лк, Т.2/2 – 3,9 лк, средняя освещенность – 24,6 лк.
Согласно представленного ОАО «РЖД» акта от 16 января 2024 г. измерения 22 января 2024 г. на пассажирской платформе ОП 2324 км (в каждом направлении) не произведены ввиду остановки пригородных поездов лишь в период с 1 апреля по 31 октября (согласно представленному расписанию).
Из указанных выше измерений, проведенных ОАО «РЖД», следует, что в отдельных контрольных точках также установлены показатели освещенности, не соответствующие требованиям СП 2.5.3650-20 при нормативе 5 лк, что не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Принимая во внимание совокупность представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на спорных платформах уровень освещенности обеспечен менее 5 лк.
При указанных обстоятельствах усматривается несоблюдение ответчиком ОАО «РЖД» требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которое несет угрозу жизни и здоровью людей, что в свою очередь свидетельствует о нарушение прав неопределенного круга лиц.
Вывод суда первой инстанции о том, что измерению и проверке на соответствие нормативу подлежит средняя освещенность на посадочных платформах, а не в каждой контрольной точке, судебная коллегия находит ошибочным, поскольку согласно п. 5.2 ГОСТ Р 54984-2012 нормы освещенности должны быть не ниже значений, установленных в таблицах 2-14. Нормы освещенности приведены в точках ее минимального значения на рабочей поверхности для любых источников света. Требование о нормировании средней освещенности пассажирских платформ данный нормативный акт не содержит.
Судебная коллегия отмечает, что ГОСТ 24940-2016, на который сослался суд, предусматривает расчет минимальной освещенности (п. п. 7.1.1) - минимальные измеренные значения освещенности из последовательности их значений в контрольных точках, что отражено в протоколе лабораторных испытаний и экспертном заключении по их результатам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» от 31 мая 2023 г. № П2588.
Относительно применения положений ГОСТ 34935-2023 «Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 января 2023 г. № 28-ст (далее – ГОСТ 34935-2023), судебная коллегия отмечает следующее.
Действительно, дата введения указанного стандарта установлена 1 сентября 2024 г. с правом досрочного применения. В силу положений п. 1, настоящий стандарт распространяется на освещение наружное объектов железнодорожного транспорта и устанавливает нормы и методы контроля освещения. Настоящий стандарт применяют при проектировании, эксплуатации и реконструкции стационарных установок наружного освещения объектов железнодорожного транспорта.
В силу п. 5.13 ГОСТ 34935-2023 нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 12.
Таблицей 12 установлены нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта. В п. 9 таблицы 12 освещенность пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) предусмотрена не менее 5 лк.
Таким образом, из приведенного правового регулирования не усматривается противоречий с вышеизложенными требованиями уровня освещенности пассажирских платформ, предусмотренного Санитарными правилами СП 2.5.3650-20 и ГОСТ Р 54984-2012.
Несостоятельным находит судебная коллегия также вывод суда о том, что при разрешении спора Санитарные правила СП 2.5.3650-20 не подлежат применению, ввиду того, что они не устанавливают норматив освещенности для спорных пассажирских платформ, которые не являются помещениями вокзалов, поскольку положения данных санитарных правил СП 2.5.3650-20 не вступают в противоречия ни с положениями ГОСТ Р 54984-2012, ни с положениями ГОСТ 34935-2023.
Поскольку уровень освещения в отдельных контрольных точках пассажирских платформ <адрес> не достигает требуемые 5 лк, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного судом первой инстанции решения, и считает возможным удовлетворить заявленные прокурором Курганской транспортной прокуратуры требования в данной части, обязав ответчика ОАО «РЖД» оборудовать данные пассажирские платформы освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформ.
Между тем, требования прокурора об установлении срока исполнения судебного акта в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда судебная коллегия находит необоснованными, поскольку истец не мотивировал, по какой причине именно годичный срок он считает достаточным для устранения недостатков объектов и не представил соответствующих доказательств в подтверждении своих требований.
При этом судебная коллегия отмечает, что иск предъявлен прокурор в интересах неопределённого круга лиц, неисполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства может повлечь угрозу жизни и здоровью людей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Курганский транспортный прокурор на основании пп. 9 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с ОАО «РЖД» в доход бюджета Кетовского муниципального округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 29 января 2024 г. отменить.
Исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать пассажирские платформы освещенностью удовлетворить частично.
Возложить на открытое акционерное обществе «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) обязанность оборудовать пассажирские платформы Курганской области:
1) <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета муниципального образования города Кургана государственную пошлину в размере 300 руб.
Судья - председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 мая 2024 г.