Решение по делу № 2а-474/2021 от 10.12.2020

УИД 38RS0031-01-2020-005577-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2021 г.                                                                           г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Шевчук М.Н.,

с участием истца ФИО2,

его представителя по доверенности ФИО5,

представителя административного ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-474/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Хомутовского муниципального образования администрации сельского поселения о признании незаконным и отмене уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, обязании направить уведомление,

    УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в Иркутский районный суд .... к администрации Хомутовского муниципального образования администрации сельского поселения, в котором просит:

признать незаконным и отменить Уведомление Администрации Хомутовского муниципального образования Администрация сельского поселения от **/**/**** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,

обязать Администрацию Хомутовского муниципального образования Администрация сельского поселения направить уведомление о соответствии указанных в уведомлениио планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направленного **/**/**** и зарегистрированного **/**/**** /з установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

    В обоснование административного иска указал, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с приусадебными участками, площадь 799 кв.м., адрес (местоположение): Российская Федерация, ...., кадастровый , запись государственной регистрации от **/**/**** №"

В соответствии сПравилами землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования, утверждённых решением Думы Хомутовского муниципального образования от **/**/**** /дсп (далее - ПЗЗ) ЗУ:5831 расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа) (Ж-1) для которой установлены виды и параметры разрешенного использования земельных участков, в том числе, вид разрешенного использования индивидуальные жилые дома с приусадебными участками.

**/**/**** ФИО2 направил Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома с приложением документов предусмотренных ч. 3 ст. 51.1.ГрК РФ (далее - Уведомление о начале строительства) в Администрацию Хомутовского муниципального образования Администрация сельского поселения (далее - Администрация ХМО).

**/**/**** Администрация ХМО Уведомлением уведомила ФИО2 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее - Уведомление ).

В обоснование Уведомления Администрацией ХМО указано на несоответствие параметров, указанных в уведомлении о начале строительства параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по основанию: фронтальная сторона земельного участка с кадастровым номером отсутствует, участок образован без учета подъездных путей.

Вместе с тем ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых застройщику направляется уведомление о несоответствие и который не может быть расширен органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, к которым не относится основание, указанное в Уведомлении .

В ч. 1 ст. 38 ГрК РФ определены параметры, подлежащие установлению в градостроительном регламенте, в которых отсутствуют положения по определениюфронтальной стороны земельного участка, а отсутствие фронтальной стороны ЗУ:5831 в виду отсутствия проезда к нему, указанное в качестве основания направления Уведомления не основано на нормах действующего законодательства.

Согласно п. 4 ст. 85 ЗК РФ с учетом положений п. 8 ст. 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах (в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).

В силу п. 5 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, средне этажной смешаннойжилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительный регламентам.

Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Таким образом, нет противоречий между разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования ФИО2 ЗУ:8531.

ФИО2 получил Уведомление о не соответствии параметрам разрешенного строительства, в силу положений ГрК РФ отсутствие фронтальной стороны ЗУ:5831 в виду отсутствия проезда к ЗУ:8531 не является способом ограничения прав собственника.

Из изложенного следует, что Уведомление является незаконным, поскольку противоречит ст.209, ст. 260 ГК РФ, ст.51, ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, нарушает права и законные интересы ФИО2, как собственника земельного участка на строительство дома.

Пункт 1 ч. 7 ст. 51.1. ГрК РФ устанавливает обязанность уполномоченного органа (в случае отсутствия оснований, указанных в ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ) направить уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

        Административный истец ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

        Представитель административного истца, по доверенности, ФИО5 в судебном заседании поддержала доводы административного иска, просила удовлетворить требования в полном объеме.

    Представитель административного ответчика Администрации Хомутовского муниципального образования администрации сельского поселения, по доверенности, ФИО6 возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на их необоснованность.

    Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделённого государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Установлено, что с административным иском об оспаривании решения административного органа от **/**/**** ФИО2 обратился **/**/****, т.е. с соблюдением установленного срока на обжалование.

Судом установлено, что согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., на праве собственности является ФИО2, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками.

**/**/**** ФИО2 направил в адрес администрации Хомутовского муниципального образования уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, зарегистрированном за /з от **/**/****

По результатам рассмотрения административным ответчиком выдано уведомление от **/**/**** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомив заявителя о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства по следующему основанию: фронтальная сторона земельного участка с кадастровым номером отсутствует участок образован без учета подъездных путей.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи:

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из содержания ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) следует, что уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подается застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее по тексту - уведомление о планируемом строительстве).

В силу ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного ч. 8 настоящей статьи, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику уведомление о соответствии либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

В обоснование доводов законности оспариваемого уведомления представителем административного ответчика, по доверенности, ФИО6 представлен отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что администрация Хомутовского муниципального образования считает, что административным истцом не представлено в суд ни одного допустимого или относимого доказательства, подтверждающего факт нарушении его прав, более того административный истец не пояснил каким образом оспариваемые им акты нарушают его права. Административный ответчик считает, что изложенные ФИО2 доводы надуманны и не основаны на законе.

Так, административный ответчик указал, что **/**/**** гр.ФИО2 в порядке статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подал в администрацию Хомутовского муниципального образования уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: ..... В данном уведомлении заявителем были указаны сведения о планируемых параметрах индивидуального жилого дома, включая размеры отступов от всех границ земельного участка до индивидуального жилого дома в том числе, в п.3.3.3 было указано об отступе 6 м. от фронтальной границы земельного участка.

Руководствуясь ч.1 п.10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ администрацией Хомутовского муниципального образования было направлено уведомление от **/**/**** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.В котором указано о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям: фронтальная сторона земельного участка с кадастровым номером отсутствует, участок образован без учета подъездных путей.

Обосновывая свои доводы, администрация ссылается на положения частей 1, 8, 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом, которым определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно ч.3 ст.85 ЗК РФ Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Согласно Правил Землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства заключены в следующем: 1. Минимальный размер земельного участка - 600 кв.м. Максимальный размер земельного участка - 2500 кв.м. Максимальный размер земельного участка - 5000 кв.м, (на ранее учтенные земельные участки, предоставленные на праве собственности до вступления в силу Земельного Кодекса). Минимальный размер фронтальной стороны земельного участка 16 м. 2. Минимальный отступ от границ земельного участка, а также между строениями: от фронтальной границы земельного участка до основного строения - 3 м; - от границ соседнего участка до основного строения - 3 м; - от границ соседнего участка до хозяйственных и прочих строений — 1 м; - от границ соседнего участка до открытой стоянки -1 м; - от границ соседнего участка до открытой стоянки - 1 м; - от границ соседнего участка до отдельно стоящего гаража — 1м.

Согласно данным из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, прилегающие земельные участки находятся в собственности третьих лиц, тогда как вопрос о доступе к участку административного истца можно было решить наложением сервитута на часть соседнего земельного участка, чего сделано не было.

В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Согласно данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 38:06:100922:5831 образован без учета подъездных путей. В связи с чем, у данного земельного участка отсутствует фронтальная сторона, а, следовательно, он не может подлежать застройке.

    В силу пп. 1 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

    указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией попланировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленныйвид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (часть 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Между тем, при разрешении заявленных требований суд исходит из того, что оспариваемое уведомление не отвечает требованиям, изложенным в части 11 статьи 51.1 ГрК РФ, с учетом того, что отсутствие фронтальной стороны земельного участка и его образование без учета подъездных путей не предусмотрено в качестве основания в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, кроме того, довод возражений о том, что участок не может подлежать застройке по указанному основанию не соотносим с видом разрешенного использования земельного участка, указанного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что свидетельствует о нарушении прав административного истца оспариваемым решением.

Установленные судом обстоятельства, с учетом требований статьи 226 КАС РФ, позволяют суду сделать вывод об обоснованности заявленных требований административного истца, в связи с чем оспариваемое уведомление признается незаконным и подлежит отмене.

        Вместе с тем, заявленные требования административного истца об обязании административного ответчика направить уведомление о соответствии указанных в уведомлениио планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направленного **/**/**** и зарегистрированного **/**/**** /з установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке не подлежат удовлетворению, поскольку суд в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации суд не уполномочен возлагать на исполнительный орган обязанность, напрямую вытекающую из исключительной компетенции этого органа.

Руководствуясь ст. ст. 179-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2 к администрации Хомутовского муниципального образования администрации сельского поселения удовлетворить частично.

    Признать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке администрации Хомутовского муниципального образования администрации сельского поселения от **/**/**** незаконным и отменить.

Возложить на администрацию Хомутовского муниципального образования администрации сельского поселения устранить нарушение прав и свобод заявителя путем повторного рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ФИО2 от **/**/****

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к администрации Хомутовского муниципального образования администрации сельского поселения об обязании направить уведомление отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено **/**/****

    Судья                                        Суровцева Ю.В.

2а-474/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Степанов Сергей Михайлович
Ответчики
Администрация Хомутовского муниципального образования
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Суровцева Ю.В.
Дело на сайте суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
10.12.2020Регистрация административного искового заявления
10.12.2020Передача материалов судье
14.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.12.2020Судебное заседание
20.02.2021Судебное заседание
09.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее