Решение по делу № 2а-867/2017 от 26.06.2017

        Дело № 2а-867/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Алдан        07 августа 2017 года.

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе

судьи Швецовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Литвиновой Т.В.,

с участием прокурора Шадриной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смолянинова Евгения Владимировича к избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» об отмене решения комиссии об итогах голосования,

У С Т А Н О В И Л:

Смолянинов Е.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что [Дата] состоялись повторные выборы главы МО «Чагдинский наслег» Алданского района РС (Я). По итогам голосования составлен протокол, согласно которому за кандидата И.Т.Н. подано ....... голосов, за кандидата К.Г.А. - ....... голосов, за кандидата Л.О.Ш. - ....... голосов, за кандидата М.В.В. - ....... голос, за кандидата М.А.Р. ....... голосов, за кандидата С.Е.Н. ....... голосов, против всех кандидатов ....... голоса, ....... бюллетеней признаны недействительными. Ему, как избирателю, стало известно, что избиратели Г.А.Ф., Г.Л.И., П.Г.Г., П.В.Д., М.В.Н., М.Г.Ф., М.В.В. проголосовали за кандидата М.В.В.. Однако при вскрытии урн и подсчете голосов за кандидата М.В.В. подан только один бюллетень. По жалобам кандидатов М.В.В. и М.А.Р. был произведен пересчет избирательных бюллетеней, в ходе которого установлено, что на 36 бюллетенях отсутствуют какие-либо отметки напротив фамилий кандидатов и графы «против всех кандидатов», при этом имелись следы вдавливания от нанесения отметок письменными принадлежностями. Эти бюллетени были признаны недействительными. Наличие вдавленных следов от письменных принадлежностей в соответствующих квадратах (графах) свидетельствуют о том, что фактически избиратель выразил свое волеизъявление. Исчезновение пометок предполагает применение письменных принадлежностей с исчезающими чернилами. Таким образом, установить волеизъявление 36 избирателей не представилось возможным. Разница голосов, поданных за Л.О.Ш., М.А.Р. и К.Г.А., меньше чем количество избирательных бюллетеней, признанных недействительными. Поэтому считает, что действительная воля избирателей МО «Чагдинский наслег» Алданского района РС (Я) в результате голосования [Дата] не выявлена вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей Чагдинским ИКМО. Просит признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии МО «Чагдинский наслег» Алданского района от [Дата] [Номер] «Об определении результатов выборов главы МО «Чагдинский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) [Дата]».

В судебное заседание административный истец Смолянинов Е.В. не явился, причину неявки суду не пояснил. Ранее от имени представителя административного истца Максимова В.Ю. через канцелярию суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и его представителя.

Суд рассмотрел дело в отсутствие административного истца и его представителя.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» Леонов Г.В., представляющий также территориальную избирательную комиссию «Алданского района», в судебном заседании с доводами административного иска не согласился. Пояснил, что довод о ненадлежащем исполнении обязанностей комиссией по оснащению мест для тайного голосования письменными принадлежностями административным истцом не доказан и опровергается наличием 84 действительных избирательных бюллетеней, отсутствием жалоб со стороны избирателей в течение дня голосования, предварительной и повторной проверками письменных принадлежностей, которыми были оснащены кабины для голосования. Воля избирателей выявлена в ходе голосования, количество голосов поданных за кандидатов и против всех кандидатов составляет 84, или более 50% от общего числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе. Большинство голосов отдано за кандидата Л.О.Ш.. Таким образом, нарушения, которые не позволяют установить действительную волю избирателей отсутствуют, воля избирателей установлена. Административный истец не являлся кандидатом на должность главы МО «Чагдинский наслег», принял участие в голосовании, а значит активное и пассивное право Смолянинова Е.В. как избирателя и гражданина не нарушены, Смолянинов Е.В. не является заинтересованным лицом. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав представителя административного ответчика, мнение прокурора Шадриной Л.В., полагавшей иск не обоснованным, изучив письменные доказательства, бюллетени, признанные недействительными, суд приходить к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

В соответствии с пунктом 1.1 названной нормы Федерального закона № 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования либо о результатах соответствующих выборов приведены в п. 2 и п. 3 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 3 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Аналогичные положения содержатся в ст. 93 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (статья 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Процедура подсчета голосов избирателей, а также составления протоколов об итогах голосования и устранения выявленных в них неточностей предусмотрена статьями 68 и 69 указанного выше Федерального закона.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом (п. 1).

После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования (п. 3).

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса (п. 8).

При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (п. 9).

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии (п. 10).

Согласно п. 1.1 ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

В силу п. 1.2 ст. 77 названного Закона, суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Согласно п. 1.4 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ, отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что [Дата] избирательной комиссией муниципального образования «Чагдинский наслег» принято решение [Номер] об отложении даты голосования на повторных муниципальных выборах главы МО «Чагдинский наслег» с [Дата] на [Дата] для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

[Дата] выборы главы муниципального образования «Чагдинснский наслег» состоялись. По итогам выборов составлен протокол участковой избирательной комиссии [Номер], согласно которому в список на избирательном участке внесено число избирателей ....... Избирательной комиссией было получено ....... бюллетеней, из которых ....... погашены. Таким образом, в голосовании приняло участие ....... избирателей. По итогам голосования ....... бюллетеней признано недействительными. Против всех кандидатов проголосовало ......., за кандидата И.Т.Н. - ......., за кандидата К.Г.А. - ......., за Л.О.Ш. - ......., за кандидата М.В.В. - ......., за кандидата М.А.Р. - ......., за кандидата С.Е.Н. - ........

Федеральным законом от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен порядок голосования и подсчета голосов.

Согласно пункту 7 статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо (на выборах в органы местного самоуправления) к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), а в бюллетень для голосования на референдуме или в бюллетень для голосования по одной кандидатуре в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона - любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.

В силу пункта 17 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. Если на выборах в органы местного самоуправления в избирательном бюллетене помещается строка "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), или в которых отметки проставлены в квадрате, расположенном напротив позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), и хотя бы в одном из квадратов, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи и пунктом 15 статьи 65 настоящего Федерального закона) заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

В судебном заседании установлено, что были признаны недействительными бюллетени, в которых отметки напротив кандидатов отсутствовали.

В связи с обращениями кандидатов М.В.В. и М.А.Р. с жалобами о несогласии с протоколом УИК [Номер] ИКМО «Чагдинский наслег», [Дата] в 22 ч. 30 м проведен повторный подсчет голосов избирателей на муниципальных выборах главы МО «Чагдинский наслег». При повторном пересчете голосов присутствовали полный состав УИК [Номер], кандидаты И.Т.Н., К.Г.А., Л.О.Ш., М.А.Р., С.Е.Н.. М.В.В. от присутствия отказался. Согласно указанному протоколу присутствующим членам комиссии, кандидатам для визуального контроля были представлены все избирательные бюллетени, каждый по отдельности по кандидатам, против всех кандидатов и недействительные. Комиссия проголосовала о признании действительным либо недействительным по каждому избирательному бюллетеню, в которых отсутствовали отметки в пустых квадратах. 36 бюллетеней, признанных недействительными при первичном голосовании, признаны комиссией недействительными в ходе повторного голосования.

При этом сведения о несогласии кандидатов с итогами повторного голосования, либо их сомнения в необоснованном признании ....... бюллетеней недействительными не высказано. Жалобы по итогам повторного голосования от кандидатов не поступали. Ходатайства о признании указанных бюллетеней действительными не заявлялись.

Перед началом голосования, в ходе голосования и при подсчете голосов [Дата] жалобы о ненадлежащем обеспечении избирательного участка письменными принадлежностями не поступали.

Судом произведен осмотр ....... бюллетеней, предоставленных ИКМО «Чагдинский наслег», признанных решением от [Дата] недействительными. По итогам обозрения указанных бюллетеней, сомнений решение комиссии у суда не вызывает.

Таким образом, судом установлено, что муниципальные выборы главы МО «Чагдинский наслег», имевшие место [Дата] состоялись, проведены в соответствии с требованиями законодательства, действительная воля избирателей выявлена. Подсчет голосов избирателей произведен без нарушений. ....... бюллетеней признаны комиссией недействительными обоснованно.

Поскольку воля избирателей нашла свое отражение в решении ИКМО «Чагдинский наслег» [Дата], оснований для удовлетворения исковых требований Смолянинова Е.В. не усматривается.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения избирательной комиссии МО «Город Алдан» суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 172-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Смолянинова Евгения Владимировича к избирательной комиссии муниципального образования «Чагдинский наслег» об отмене решения комиссии об итогах голосования от [Дата] отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Алданский районный суд.

Судья         Н.В. Швецова

2а-867/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
СМОЛЯНИНОВ Е.В.
Ответчики
Избирательная комиссия МО "Чагдинский наслег"
Другие
Максимов В.Ю.
Суд
Алданский районный суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
aldan.jak.sudrf.ru
26.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
26.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
25.07.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
07.08.2017[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее