Дело № 12-59/2018
РЕШЕНИЕ
16 августа 2018 года с. Красногвардейское
Судья Красногвардейского районного суда Республики Адыгея Безуглов В.В., рассмотрев с участием Воробьева С.О. и старшего помощника прокурора Красногвардейского района Наливайко С.С. протест и.о. прокурора Красногвардейского района Мугу А.Х. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Красногвардейского района Республики Адыгея от 30.07.2018 о привлечении Воробьева Сергея Олеговича к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ в виде административного ареста сроком на трое суток,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Красногвардейского района Республики Адыгея от 30.07.2018 Воробьев С.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного ареста сроком на трое суток. Из постановления следует, что Воробьев С.О. признан виновным в том, что он 29.07.2018 около 14 час. 20 мин. в <адрес>, около <адрес> находился в состоянии алкогольного опьянения, при ходьбе шатался, вел себя неадекватно, т.е. находился в общественном месте в виде, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность.
08.08.2018 и.о. прокурора Красногвардейского района Мугу А.Х. подан протест, в котором прокурор просит отменить вышеуказанное постановление мирового судьи от 30.07.2018, полагая его незаконным.
Проверив материалы дела, ознакомившись с доводами протеста, нахожу протест подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 20.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении в отношении Воробьева С.О. составлен 29.07.2018 по ч. 1 ст. 20.21 КоАП РФ, тогда как ст. 20.21 КоАП РФ не содержит части первой.
При таких обстоятельствах при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ мировому судье надлежало возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела должностному лицу, составившему протокол, для устранения содержащихся в нем недостатков.
Кроме этого, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 № 328-О, норма ст. 20.21 КоАП РФ направлена на защиту общественного порядка, общественной безопасности, нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу, как для самих себя, так и для окружающих.
Особенность объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. В частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние).
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Положениями ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В обоснование вывода о наличии в действиях Воробьева С.О. состава правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, мировой судья сослался на признание вины правонарушителем, а также протокол об административном правонарушении, в котором указано, что Воробьев С.О. при ходьбе шатался, вел себя неадекватно, акты медицинского освидетельствования, протокол об административном задержании Воробьева С.О., рапорт сотрудника полиции, медицинская справка.
Между тем, согласно требованиям ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству прокурора допрошен участковый ФИО8 который пояснил, что он работает участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Красногвардейскому району Республики Адыгея. 29.07.2018 около 14-15 час. проезжая по <адрес> в <адрес> он увидел Воробьева С.О. Остановившись и подойдя к нему, он услышал запах алкоголя от Воробьева С.О. После этого он отвез Воробьева С.О. на освидетельствование и составил протокол об административном правонарушении по ст. 20.21 КоАП РФ. Почему он решил, что Воробьев С.О. находясь в общественном месте, нарушает общественную нравственность и оскорбляет человеческое достоинство пояснил, что Воробьев С.О. шатался и от него исходил запах алкоголя.
Между тем, из акта медицинского освидетельствования № 191 от 29.07.2018 следует, что походка у Воробьева С.О. была ровная, а сам по себе факт нахождения Воробьева С.О. в общественном месте с запахом алкоголя не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству прокурора допрошен участковый ФИО9., который пояснил, что он работает участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Красногвардейскому району Республики Адыгея. 29.07.2018 он находился на своем рабочем месте, когда участковый ФИО10. опрашивал Воробьева С.О. О том, что Воробьев С.О. находился в состоянии алкогольного опьянения либо вел себя неадекватно, участковый Нанкуев Х.А. не говорил.
Кроме этого по ходатайству прокурора допрошен свидетель ФИО11. которая пояснила, что 29.07.2018 она ездила вместе с участковым Анчоковым Р.Р. домой к Воробьеву С.О., который находился дома в неопрятном виде и с «перегаром». Участковый <данные изъяты> попросил его переодеться. Затем она, участковый и Воробьев С.О., который уже переоделся и имел нормальный вид, приехали в с. Красногвардейское в отдел полиции. Несмотря на то, что Воробьев С.О. имел «перегар», он вел себя адекватно, не шатался и не падал.
Таким образом, факт нахождения Воробьева С.О. в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство, в ходе рассмотрения дела какими-либо объективными доказательствами не подтвержден.
В представленных материалах дела иных доказательств, кроме протокола об административном правонарушении и рапорта сотрудника полиции, в которых указано о нахождении Воробьева С.О. в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство, не содержится.
При изложенных обстоятельствах полагаю, что обстоятельства, на основании которых вынесено оспариваемое постановление, не доказаны, в связи с чем, не доказано и наличие в действиях Воробьева С.О. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При наличии таких обстоятельств, постановление мирового судьи судебного участка № 2 Красногвардейского района от 30.07.2018, вынесенное в отношении Воробьева С.О., подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
протест и.о. прокурора Красногвардейского района Мугу А.Х. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Красногвардейского района Республики Адыгея от 30.07.2018 – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Красногвардейского района Республики Адыгея от 30.07.2018 о привлечении Воробьева Сергея Олеговича к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ.
Решение может быть пересмотрено путем подачи жалобы, а прокурором протеста, в Верховный суд Республики Адыгея.
Судья:_____________________________