Дело № 2-1124/2020
42RS 0001-01-2020-001754-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Гульновой Н.В.,
при секретаре Тыртышновой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Анжеро-Судженске
29 сентября 2020 года
гражданское дело по иску Паршина ав, Паршиной на, Паршина АА к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Паршин А.В., Паршина Н.А., Паршин А.А. обратился в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
Требования мотивируют тем, что Паршин А.В. на основании договора купли-продажи жилого дома от 01.04.1996г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу г<адрес>. В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают члены его семьи: сын - Паршин АА, дочь - Паршина НА. Это их единственное и постоянное место жительства. Другого жилья в собственности у семьи нет.
На их обращение по вопросу предоставления жилья взамен принадлежащего им дома, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, ответчиком указано, что согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ (<адрес>) от 07.10.2010г. № <адрес> по причине подработки горными работами сносу не подлежит.
Считает, что действия Администрация Анжеро-Судженского городского округа незаконны, нарушают их права на жилище по следующим основаниям.
Согласно заключению ООО «ГеоТехнологии» от 12.08.2020 года жилой дом по адресу: г. <адрес> находится на угленосной территории в зоне влияния горных работ ликвидированной шахты «Анжерская» и рекомендуется к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подтопления земельного участка шахтовыми водами ликвидированной шахты «Анжерская». Дом подлежит сносу, не подлежит повторному заселению.
Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Согласно п. 10 «Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Таким образом, считают, что имеются все законные основания для включения их семьи в список граждан подлежащих переселению из жилья, ставшего ветхим в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Анжерская», по критериям безопасности и предоставления социальной выплаты.
Просят суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Паршина АВ, Паршина АА, Паршину НА, проживающих по адресу: <адрес>, в список граждан,подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Анжерская» по критериям безопасности и обязать предоставить социальную выплату из расчета 18 кв.м, на каждого члена семьи.
В судебное заседание истцы Паршин А.В., Паршина Н.А., Паршин А.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, представители третьих лиц Министерства энергетики РФ, ФГБУ ГУРШ о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Паршина А.В.– Руденко А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации Анжеро-Судженского городского округа Килина Е.В., действующая по доверенности, иск не признала, факт проживания и заключение ООО «ГеоТехнологии» не оспаривала.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, … в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.
Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года N 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов определяется на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (п. 6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (п. 8 Правил).
Орган местного самоуправления шахтерского города заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п. 12 Правил).
По смыслу п. 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящего в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Согласно п.9-10 Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья).
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:
33 кв. метра - для одиноких граждан;
42 кв. метра - на семью из 2 человек;
18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемости граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2008 года N 266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Судом установлено, что дом в <адрес> принадлежит истцу Паршину А.В. по договору купли-продажи от 01.04.1996г., зарегистрирован в БТИ г.Анжеро-Судженска.
Согласно свидетельствам о рождении Паршина А.А., Паршиной Н.А. родителями являются Паршин А.В., Паршина Е.В.
Согласно свидетельству о заключении брака Паршин А.В. вступил в брак Паршиной Е.В. 12.08.1995г.
Согласно справке паспортного стола МП ЕРКЦ от 20.08.2020г. Паршин А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес>. по настоящее время, Паршина Н.А. с 21.07.1997г. по настоящее время, Паршин А.А. с 03.02.1999г. (с рождения) по настоящее время.
Согласно сведениям Росреестра истцам и супруге Паршина А.В. – Паршиной Е.В. жилых помещений не принадлежит.
Из заключения ВНИМИ № от <дата> следует, что указанный жилой дом расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», относится к домам, подработанным с уровнем деформации меньше допустимых, сносу не подлежит.
Из сообщения Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 17.02.2016г. на обращение Паршина А.В. следует, что дом по <адрес> сносу не подлежит, не подрабатывался горными работами.
Не согласившись с позицией Администрации АСГО, а также с заключением ВНИМИ, истец обратился в специализированную организацию ООО «ГеоТехнологии» с целью разрешения вопроса: Повлияли ли горные работы, которые вела ликвидированная ОАО «Шахта «Анжерская» на состояние дома, расположенного по адресу: <адрес>?
Согласно заключению ООО «ГеоТехнологии» от 12.08.2020г. жилой дом по адресу: <адрес>-Кузбасс, г. ФИО4- Судженск, <адрес> находится на угленосной территории в зоне влияния горных работ ликвидированной шахты «Анжерская», которые проводились при отработке пласта Петровского по <дата> <адрес> износ дома, по данным БТИ, составляет 68 %. Причиной ветхого состояния жилого дома по адресу: <адрес> является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундамента, отсутствие конструктивных мер защиты строения до начала ведения горных работ, естественный физический износ строения, влияние на него подземных горных работ и подтопление земельного участка шахтовыми водами ликвидированной шахты «Анжерская». Однако основным фактором является подтопление земельного участка шахтовыми водами ликвидированной шахты «Анжерская», так как в результате отсутствия разгрузки подземных вод при затоплении шахты произошёл подпор грунтовых вод подземными, и сформировался единый уровень подземных и грунтовых вод, что и привело к подтоплению земельного участка жилого дома по адресу: <адрес> В соответствии с действующими нормативными документами (СП 104.13330.2016 [9]) жилой дом по адресу: <адрес>-Кузбасс, г. <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подтопления земельного участка шахтовыми водами ликвидированной шахты «Анжерская». Дом, подлежащий сносу, не подлежит повторному заселению. После переселения жителей он должен быть разобран.
Указанное заключение суд оценивает как относимое и допустимое по делу, подтверждающее, что дом по <адрес> в г. <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подтопления земельного участка шахтовыми водами ликвидированной шахтой «Анжерская».
Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Шахта «Анжерская» от 07.04.1998 года принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия.
Из протокола № 13 заседания ликвидационной комиссии ОАО «Шахта «Анжерская» от 03.06.2002 года следует, что комиссия постановила: на основании телеграммы ГУРШ о прекращении финансирования по статье "Обеспечение жизнедеятельности предприятия в период ликвидации", в связи с передачей ответственности и средств государственной поддержки угольной отрасли от ликвидируемых организаций угольной промышленности органам самоуправления с целью выполнения работ по реконструкции и замене объектов социальной инфраструктуры, пострадавших в связи с ликвидацией шахт, сносу ветхого жилого фонда, содействию гражданам в приобретении жилья в замен сносимого ветхого и передачей прав получателя средств государственной поддержки ГУРШ для продолжения работ по ликвидации последствий вредного влияния от ведения горных работ ликвидируемых шахт обратится в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельности (банкротстве) ОАО "Шахта "Анжерская".
Решением Арбитражного суда от 20.01.2003 года ОАО "Шахта "Анжерская" признано несостоятельным (банкротом).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной 25.11.2011 года МРИ ФНС России №9 по Кемеровской области, ОАО «Шахта Анжерская» прекратило деятельность 27.08.2003 года.
Исследуя указанные выше доказательства, суд приходит к выводу, что моментом принятия решения о ликвидации шахты является день принятия внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Шахта «Анжерская» решения о ликвидации шахты - 07.04.1998 года.
Из указанных выше документов усматривается, что истец Паршин А.В. является собственником дома по <адрес>, зарегистрирован и проживает в нём с 1996г., члены его семьи - дети Паршин А.А. и Паршина Н.А. зарегистрированы в доме и проживают с рождения.
Согласно справке БТИ от 27.08.2020г., выписке из ЕГРП следует, что за Паршиным А.В., кроме дома по <адрес>, недвижимости не значится, за другими истцами недвижимости не зарегистрировано.
При установленных выше обстоятельствах, суд находит требования истцов о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, подлежащими удовлетворению, поскольку имеется совокупность условий, необходимая для включения истцов в список по расселению граждан из аварийного жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на основании Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от 13.07.2005 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Паршина АВ, <дата> г.р., уроженца г.<адрес>, Паршину НА, <дата>.р., уроженку <адрес>, Паршина АА, <дата>.р., уроженца <адрес> зарегистрированных по <адрес> в <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «Анжерская».
Обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Паршину АА, Паршиной АА, Паршину АА социальную выплату для приобретения жилья из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи, исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра жилья на территории Кемеровской области на дату фактического предоставления социальной выплаты.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента составления решения суда в мотивированном виде через Анжеро-Судженский городской суд.
В мотивированном виде решение составлено 29.09.2020г.
Председательствующий: