Решение по делу № 3а-430/2021 от 28.07.2021

Дело 3а-430/2021 УИД 34OS0000-01-2021-000422-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 30 июля 2021 г.

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Антропова Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковой Е.А.

с участием прокурора прокуратуры Волгоградской области Еланскова В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Першина Тимофея Александровича о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности,

установил:

указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 г. № 367 на 19 сентября 2021 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. № 4/28-8 на Избирательную комиссию Волгоградской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва избирательного округа Волгоградская область - Волгоградский одномандатный избирательный округ № <...> (далее - № <...>).

ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией Волгоградской области принято постановление № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об извещении кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Першина Т.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения по названному избирательному округу № <...>, о выявленном недостатке в представленных документах и об отсутствии документов, необходимых для регистрации.

Першин Т.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приведенного постановления в части предоставления подписных листов и возложении на Избирательную комиссию Волгоградской области обязанности принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации без их предъявления, либо возложить обязанность объявить перенос выборов.

В обоснование требований административный истец ссылался на то, что оспариваемое постановление принято с нарушением требований законодательства, поскольку избирательная комиссия, с учетом сложившейся эпидемиологической обстановкой, должна была его зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации без предъявления подписных листов и сопутствующих документов.

В судебном заседании административный истец Першин Т.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенными в своем заявлении.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Волгоградской области Илюшина И.Ю. против удовлетворения требований Першина Т.А. возражала по доводам, указанными в письменных возражениях. Отметила, что оспариваемое постановление не нарушает права административного истца, поскольку носит уведомительный характер.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего оставить исковые требования Першина Т.А. без удовлетворения, суд не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления, вынесенного в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В силу части 1 статьи 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ) одним из условий регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, является представление подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок.

Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, наряду с подписными листами, также представляет: протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ).

Как указано в пункте 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

В силу частей 1, 2, 4 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований названного федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, для чего может своим решением создавать рабочие группы. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений окружные избирательные комиссии вправе использовать ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.

В силу части 5 статьи 49 Закона, при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 и пунктах 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, или несоблюдения требований настоящего Федерального закона к оформлению документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, окружная избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня указанного заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае, если в результате проверки, проведенной окружной избирательной комиссией, выявлено отсутствие копии какого-либо документа, предусмотренного частью 8 статьи 41 и частью 4 статьи 43 настоящего Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации.

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 300-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определено, что по избирательному округу "Волгоградская область - Волгоградский одномандатный избирательный округ № <...>" число зарегистрированных избирателей составляет 491 102 человека.

Пунктом 1.3 Порядка приема окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, определено, что подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны в количестве не менее трех процентов от указанного в Федеральном законе от 3 ноября 2015 г. N 300-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее трех тысяч подписей избирателей для регистрации кандидатом в депутаты по избирательному округу № <...> подписи избирателей (Приложение N 3 к названному Порядку).

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию Волгоградской области кандидатом в депутаты Першиным Т.А. представлены документы для уведомления о выдвижении указанного кандидата.

ДД.ММ.ГГГГ Першиным Т.А. представлены документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, между тем подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата и связанные с этим документы, не представлены.

ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией Волгоградской области принято постановление № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об извещении кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Першина Т.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения по названному избирательному округу № <...>, о выявленном недостатке в представленных документах и об отсутствии документов, необходимых для регистрации, из которого следует, что в нарушение требований ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 20-ФЗ им не представлены подписные листы, протокол об итогах сбора подписей и список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей.

Поскольку Першиным Т.А. не выполнены требования части 2 статьи 47 Федерального закона № 20-ФЗ о представлении вышеуказанных документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, учитывая наличие у него возможности для реализации права на исправление допущенных недостатков в связи с исполнением окружной избирательной комиссией в установленный срок предусмотренной частью 5 статьи 49 указанного Федерального закона обязанности по уведомлению кандидата об отсутствии таких документов, суд приходит к выводу о соответствии требованиям избирательного законодательства оспариваемого постановления.

Проверяя доводы административного истца, сопоставляя сведения, содержащиеся в материалах дела, суд установил, что постановление Избирательной комиссии Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ вынесено административным ответчиком без нарушения установленной процедуры, правомочным составом, с соблюдением требований части 5 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ и не нарушает прав административного истца.

Доводы истца о наличии неблагоприятной эпидемиологической обстановки на территории Волгоградской области, которая повлияла на сбор подписей избирателей в поддержку его кандидатуры, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между распространением новой коронавирусной инфекции, с невозможностью сбора подписей избирателей, это обстоятельство не является самостоятельным законным основанием для отказа в выполнении установленных законом требований, в связи с чем суду не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанные данные относятся к обстоятельствам непреодолимой силы и являются основанием для неисполнения требований законодательства о выборах.

Требование заявителя о возложении обязанности на Избирательную комиссию Волгоградской области перенести дату выборов не могут быть удовлетворены, поскольку в соответствии с пунктом "а" статьи 84 Конституции РФ выборы в Государственную Думу Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации, порядок, организация и их проведение относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, и в полномочия окружных избирательных комиссий не входит.

При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для удовлетворения требований административного истца о признании оспариваемого в части постановления и возложении обязанности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Першина Тимофея Александровича о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, предусмотренном главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Волгоградский областной суд.

Судья Е.А. Антропов

Справка: решение изготовлено в окончательной форме 2 августа 2021 г.

Судья Е.А. Антропов

3а-430/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Першин Тимофей Александрович
Прокуратура Волгоградской области
Ответчики
Избирательная комиссия Волгоградской области
Другие
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Антропов Евгений Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
28.07.2021Регистрация административного искового заявления
29.07.2021Передача материалов судье
29.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее