Решение по делу № 3а-141/2021 от 23.06.2021

№ 3а-141/2021

10OS0000-01-2021-000195-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2021 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.

с участием прокурора Волковой Е.А., представителя административного истца Калинина В.С.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-141/2021 по административному исковому заявлению Рудаковой К. В. о признании не действующими в части решений Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения»,

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен по тем основаниям, что письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 03.06.2021 Рудаковой К.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства по причине расположения земельного участка в пределах санитарно-защитной зоны предприятия сельскохозяйственного производства (телятника) в с.Заозерье, а также в пределах второго пояса зоны санитарной охраны водоисточника на оз.Логмозеро. Указанные зоны отображены в Генеральном плане Заозерского сельского поселения и Правилах землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, утвержденных решениями Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. № 14 и №15, соответственно. Административный истец указывает, что оспариваемые нормативные правовые акты в части установления зоны санитарной охраны водоисточника на оз.Логмозеро и санитарно-защитной зоны телятника приняты с нарушением определенной компетенции органов власти и процедуры их установления. Границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения установлены с нарушением требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительного кодекса Российской Федерации, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10, поскольку вопросы по установлению зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства. Установление санитарно-защитной зоны телятника произведено без соблюдения требований Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительного кодекса Российской Федерации, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 марта 2007 г. №74, проект санитарно-защитной зоны не разработан, решение об утверждении санитарно-защитной зоны уполномоченным органом не принималось. Незаконные в оспариваемой части нормативные правовые акты акт препятствуют истцу и членам ее семьи реализовать право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность как меру социальной поддержки государством многодетных семей. Рудакова К.В. просит признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда вышеуказанные нормативные правовые акты в части установления второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в части установления санитарно-защитной зоны промышленного объекта (телятника) в отношении формируемого земельного участка, имеющего следующие координаты характерных точек границ (в системе координат МСК-10): (...).

Административный ответчик в отзыве на административный иск указал, что оспариваемые решения являются законными и обоснованными, принятыми в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, в соответствии с нормами действующего законодательства, с соблюдением процедуры принятия нормативных актов, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.

Заинтересованное лицо - администрация Прионежского муниципального района - в отзыве на иск позицию административного ответчика поддержала.

Заинтересованные лица - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрация Заозерского сельского поселения и Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия - в отзывах на иск разрешение спора по существу оставили на усмотрение суда.

Определением суда от 28.07.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Курбанов З.

В судебном заседании представитель административного истца Калинин В.С., действующий на основании доверенности, доводы административного иска поддержал. Дополнил, что длительное время имеет место сложившееся землепользование территории, на которой расположен испрашиваемый Рудаковой К.В. земельный участок – рядом расположены земельные участки, предоставленные в целях индивидуального жилищного строительства.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Частью 4 ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с п.20 ч.1, ч.4 ст.14, ч.1 ст.20 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления района.

Частью 1 ст.208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со ст.20 Устава муниципального образования «Прионежский муниципальный район» представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Совет Прионежского муниципального района.

Решениями XXIII сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 17 сентября 2019 г. № 14 и № 15 утверждены Генеральный план Заозерского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Заозерского сельского поселения.

Судом установлено, что письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 03.06.2021 Рудаковой К.В. отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, а также в пределах границ зоны с особыми условиями использования территории – санитарно защитной зоне от промышленного объекта (телятника).

Указанное отражено в картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения.

В связи с изложенным, исходя из положений ч.1 ст.4, ч.1 ст.208 КАС РФ, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе заявить настоящий административный иск.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, что установлено вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. по административному делу № 3а-240/2019.

Анализируя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов действующему законодательству, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.2 и п.9 ст.2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 ст.4 ГрК РФ).

Статьей ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) определено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В силу ч.2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретных указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч.3 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ).

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ).

Как следует из п.1.4 и п.1.5 Санитарных правил и норм 2.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются, в том числе, определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.6 и п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Решением Верховного Суда Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. по административному иску Пахомовой А.А. о признании не действующими решений XXIII сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части установления границ первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в отношении земельного участка с кадастровым номером , оспариваемые нормативные правовые акты признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части включения в границы первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения земельного участка с кадастровым номером .

Судебным актом установлено, что оспариваемые решения приняты с нарушением компетенции органа и процедуры установления зон санитарной охраны источников водоснабжения, что приводит к нарушению прав правообладателей земельных участков, включенных в указанную зону.

В нарушение приведенных выше норм проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения не разрабатывался, в установленном порядке границы и режим зон санитарной охраны источников водоснабжения Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия не утверждались, положительные санитарно-эпидемиологические заключения не выдавались.

Вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.

Таким образом, нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для их признания недействующими.

Поскольку ранее принятыми судебными актами оспариваемые нормы признавались недействующими в отношении конкретных земельных участков, суд считает возможным, несмотря на то, что весь первый и второй пояс зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения принят с нарушением норм законодательства, имеющих большую юридическую силу, признать недействующими только в отношении заявленного земельного участка.

Про существу требований об оспаривании установления санитарно-защитной зоны от промышленного объекта (телятника) суд приходит к следующему выводу.

Из отзыва административного ответчика следует, что санитарно-защитная зона телятника, забойного цеха, кормоцеха, в пределах которой находится испрашиваемый Рудаковой К.В земельный участок, была установлена в связи с расположением на земельном участке с кадастровым номером телятника.

За Курбановым З. 13.06.2007 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью (...) кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания здания телятника. На указанном земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером .

В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Таким образом, при разработке Генерального плана и Правил землепользования и застройки должны применяться положения указанных СанПиН.

В силу п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер СЗЗ и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера СЗЗ.

Ориентировочный размер СЗЗ должен быть обоснован проектом СЗЗ с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте СЗЗ. Разработка проекта СЗЗ для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Обоснование размеров СЗЗ осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.

В силу п.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Таким образом, СЗЗ устанавливается на основании проекта обоснования СЗЗ.

Доказательств, подтверждающих, что границы СЗЗ, отображенные на картах градостроительного зонирования и картах функциональных зон, определены в соответствии с требованиями СанПин2.1.4.1110-02 и Федерального закона №52-ФЗ суду не представлено.

Следовательно, при принятии Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения Совет Прионежского муниципального района вышел за пределы компетенции в части установления границ СЗЗ телятника, что является основанием для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов отношении испрашиваемого административным истцом земельного участка

Определяя момент, с которого вышеназванные нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты применялись к моменту рассмотрения настоящего дела, они подлежат признанию недействующими в части с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На основании ст.111 КАС РФ понесенные при подаче иска расходы по уплаченной государственной пошлине подлежат взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Рудаковой К. В. удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления в законную силу решения суда решения Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и от 17 сентября 2019 года № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части включения в границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и установления санитарно-защитной зоны промышленного объекта (телятника) в отношении формируемого в кадастровом квартале земельного участка, имеющего следующие координаты характерных точек границ: (...).

Обязать Совет Прионежского муниципального района опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе Совета Прионежского муниципального района.

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Рудаковой К. В. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 600 руб.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Е. Иванова

Мотивированное решение составлено 19.08.2021

3а-141/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Рудакова Кристина Викторовна
Прокуратура Республики Карелия
Ответчики
Совет Прионежского муниципального района Республики Карелия
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Управление Роспотребнадзора по РК
Калинин Вячеслав Сергеевич
Министерство природных ресурсов и экологии по Республике Карелия
Администрация Заозерского сельского поселения
Курбанов Зафар Муродович
МУП Прионежского муниципального района "Водоканал Прионежский"
Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия
Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Иванова Наталья Евгеньевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
23.06.2021Регистрация административного искового заявления
23.06.2021Передача материалов судье
25.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2021Судебное заседание
17.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее