Дело №а-29/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Майкоп 08.09.2021
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи - Мейстер В.М.,
при секретаре – Ордоковй Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Календжана Мисака Суреновича к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Росреестра по Республике Адыгея об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Календжан М.С. обратился в суд с административным иском к Комитету Республик Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости двух нежилых зданий (складов) в размере их рыночной стоимости равной 2382000 и 987000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу принадлежат на праве собственности:
- нежилое здание (склад), расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Октяброьская,24 с кадастровым номером 01:04:0200081:203, площадью 489,3 кв.м., кадастровой стоимостью 8861986,31 руб.,
- нежилое здание (склад), расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Октяброьская,24 с кадастровым номером 01:04:0200081:202, площадью 190,2 кв.м., кадастровой стоимостью 3444818,71 руб.
Кадастровые стоимости объектов были утверждены по состоянию на 29.10.2019.
Рыночная стоимость объектов в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости № 352/2020 от 20.04.2021, составленным ООО «ФБОЭ» составляет по помещению с кадастровым номером 01:04:0200081:203 - 2382000 руб. и с кадастровым номером 01:04:0200081:202 - 987000 руб.
Кадастровая стоимость объектов значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца Макаров В.В. поддержал заявленный иск.
Представители административных ответчиков: Комитета Республик Адыгея по имущественным отношениям Нагароков Р.Н. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея Копысова Н.Ю. полагались на усмотрение суда.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.
С учетом надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьей 22 Федерального закона от 03.07. 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 03.07. 2016 года № 237-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06. 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Исходя из того, что административный истец является собственником нежилых помещений и плательщиком налога на имущество, суд считает, что последний вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость.
В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29.07. 1998 года № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец в подтверждение своих доводов представил составленный ООО «ФБОЭ отчет № О-352/2020 2021 года об оценке рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 01:04:0200081:202 и 01:04:0200081:203, расположенных по адресу: Майкопский район, п. Тульский, ул. Октяброьская,24, согласно которым по состоянию на 29.10.2019 г. Рыночная стоимость объектов составляет суммы, указанные в поданном административном исковом заявлении, то есть по объекту недвижимости с кадастровым номером 01:04:0200081:202 - 987000 руб. и по объекту недвижимости с кадастровым номером 01:04:0200081:203 – 2382000 руб.
Суд считает, что оценка недвижимости, с учетом представленных дополнительных письменных пояснений, с соблюдением норм действующего законодательства об оценочной деятельности, нарушений требований Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которые позволяли бы суду сделать вывод о недостоверности и неправильности представленного отчета не допущено.
Отчет выполнен в соответствии с заданием на оценку, содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов. В отчете изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объектов оценки, в том числе информация существенным образом влияющая на стоимость объектов оценки.
Форма отчета также соответствует требованиям, установленным ФСО № 3, отчет подготовлен на бумажном носителе, скреплен личной печатью юридического лица, содержит дату составления отчета и его номер, задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки; применяемые стандарты оценки; принятые при проведении оценки объектов оценки допущения; сведения о заказчике оценки и об оценщике Бураковой А.А., подписавшей отчет об оценке.
В отчете приведено обоснование выбора используемых подходов (сравнительный) к оценке и методов (метод сравнения продаж) в рамках примененного подхода, а также приведены соответствующие расчеты.
При этом описание, изложенное в отчете, с учетом представленных письменных дополнений к нему, позволяет пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода объектам оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки.
В отчете содержится описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по сравнительному подходу, отказ от применения затратного и доходного подходов обоснован.
В приложении к отчету об оценке содержатся копии документов, используемые оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объектов оценки, в том числе правоустанавливающие документы.
В тексте отчета об оценке имеются ссылки на источники информации.
Указанный отчет об оценке содержит раздел анализа рынка объекта оценки, а также анализ других ценообразующих факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. В разделе анализа рынка представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, содержатся обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов.
Доказательств того, что при составлении отчета (с учетом представленных письменных дополнений) оценщиком допущены нарушения законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки, суду административными ответчиками не представлено.
Таким образом, исходя из правил распределения бремени доказывания, вытекающих из содержания статей 62, 247 - 249 КАС РФ, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости нежилых помещений выполнена, а административными ответчиками не доказано, что представленный отчет об оценке имеет существенные недостатки, которые могли повлиять на результаты итоговой величины оцениваемых объектов недвижимости, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчета, отсутствуют, суд приходит к выводу, что итоговая величина рыночной стоимости нежилых помещений подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании указанного отчета об оценке.
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой подачи заявления является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 06.02.2012 № П/46 в Республике Адыгея при Управлении Росреестра по Республике Адыгея- 21.06.2021.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 248, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Календжана Мисака Суреновича к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Росреестра по Республике Адыгея об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (склада) с кадастровым номером 01:04:0200081:203, расположенного по адресу Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Октябрьская, д. 24 площадью 489,3 кв.м. в размере 2 382 000 рублей по состоянию на 29.10.2019;
установить кадастровую стоимость нежилого здания (склада) с кадастровым номером 01:04:0200081:202, расположенного по адресу Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Октябрьская, д. 24 площадью 190,2 кв.м. в размере 987 000 рублей по состоянию на 29.10.2019;
Датой подачи административного искового заявления Календжана Мисака Суреновича к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Росреестра по Республике Адыгея об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, считать дату 21.06.2021 – дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, что является основанием для внесения указанных сведений в ЕГРН.
Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части указания кадастровой стоимости нежилых зданий (складов) с кадастровым номером 01:04:0200081:203 в размере 2 382 000 рублей, с кадастровым номером 01:04:0200081:202 в размере 987 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию – Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 15.09.2021.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер