31 RS0025-01-2024-000128-71 № 2-232/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2024 года г. Строитель
Яковлевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Анисимова И.И.
при секретаре Волобуевой Т.А.,
с участием представителя истца <ФИО>7 (доверенность от 29.08.2023 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>3 к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о включении в специальный стаж периодов работы,
УСТАНОВИЛ:
<ФИО>3 (далее – истец) обратилась в суд иском к ОСФР по Белгородской области, в котором уточнив требования просит возложить на ответчика обязанность включить в её специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в календарном исчислении, периоды работы с 26.03.1990 года по 28.10.1991 года в должности медицинской сестры терапевтического отделения воинской части <номер> <адрес> <адрес>, с 14.11.1991 года по 10.03.1993 года в должности <данные> <адрес>.
В обоснование доводов искового заявления указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». По результатам рассмотрения заявления ответчик вынес решение об отказе в назначении пенсии, при этом в специальный стаж не были включены вышеуказанные периоды работы. Считает данный отказ незаконным.
В судебное заседание истец <ФИО>3 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена путем вручения судебной повестки, обеспечила участие своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании <ФИО>7 просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика <ФИО>8 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен путем размещения информации о движении дела на официальном сайте суда. В письменных возражениях просил в удовлетворении иска отказать, указывал, что периоды работы истца на территории <адрес> не подлежат включению в связи с денонсацией Российской Федерацией Соглашения государств-участников СНГ от 13.03.1991 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения», а периоды работы в воинской части не подлежат включению поскольку воинская часть не относится к лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.
Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению в части.
В судебном заседании установлено, что 23.05.2023 года <ФИО>3 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Белгородской области № 104354/23 от 29.05.2023 года <ФИО>3 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого стажа. При этом в специальный стаж, с учетом которого определяется право на данный вид пенсии, среди прочего не включены периоды ее работы с 26.03.1990 года по 28.10.1991 года в должности <данные> воинской части <номер> <адрес> <адрес> с 14.11.1991 года по 10.03.1993 года в должности <данные> <адрес>.
Свое решение об отказе во включении указанных периодов в специальный стаж истца ответчик мотивировал денонсацией Российской Федерацией Соглашения государств-участников СНГ от 13.03.1991 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения» и тем обстоятельствам, что воинская часть не относится к лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При этом в соответствии с названной статьей применяются Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, которые утверждены Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 вышеуказанного закона).
В отношении периодов работы до 01.01.1992 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.
Согласно указанного перечня правом на досрочное пенсионное обеспечение пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 16 Постановления от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из материалов дела следует, что приказом <номер> от 26.03.1990 года <ФИО>5 (в настоящее время <ФИО>3) была зачислена в списки личного состава воинской части <номер> <адрес> на должность <данные>
Приказом <номер> от 26.10.1991 года истец была уволена по собственному желанию.
За период работы в воинской части <ФИО>3 выплачивалась заработная плата в том числе за работу в ночные смены.
Указанные обстоятельства подтверждаются архивными справками (л.д. 21-25).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П, безусловная обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иное означало бы установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, истец имеет право на включение указанного периода в специальный стаж в календарном исчислении.
Также из материалов дела следует, что <ФИО>3 14.11.1991 года была зачислена на должность <данные> <адрес>.
Приказом <номер> от 17.02.1993 года <ФИО>3 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет, а приказом <номер> от 03.08.1994 года она была уволена по собственному желанию (л.д. 32).
Вместе с тем, как установлено судом, данная работа выполнялась на территории Республики Туркменистан.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из бывших республик СССР регулировалось Соглашением государств-участников СНГ от 13 марта 1991 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения».
Данное Соглашение денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 1 января 2023 года.
С заявлением о назначении пенсии истец обратилась только 23.05.2023 года.
Таким образом Соглашение не может быть применено к спорным правоотношениям в отношении периодов работы истца на территории республики Туркменистан после 1 января 1991 года, поскольку <ФИО>3 реализовала свое право на обращение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости после 1 января 2023 года.
Следовательно, решение ОСФР по Белгородской области <номер> от 29.05.2023 года в части невключения в специальный стаж <ФИО>3 периода работы с 26.03.1990 года по 31.12.1990 года в должности медицинской сестры терапевтического отделения воинской части <номер> <адрес> <адрес> является незаконным, а указанный период подлежит в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск <ФИО>3 к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о включении в специальный стаж периодов работы удовлетворить в части.
Возложить обязанность на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области включить <ФИО>3 в специальный стаж в календарном исчислении период работы с 26.03.1990 года по 31.12.1990 года в должности <данные> воинской части <номер> <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований <ФИО>3 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Яковлевский районный суд Белгородской области.
Судья – И.И. Анисимов