Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Магомедова И.М., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по <адрес> о возложении обязанности установить очередность,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Советский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по <адрес> о возложении обязанности установить очередность для получения ЕСВ.
В обоснование иска указано, что истец является действующим сотрудником МВД по <адрес>, общий стаж работы в органах внутренних дел более 20 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ЦЖБК (центральная жилищно-бытовая комиссия) МВД по <адрес> с заявлением с приложением необходимых документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
ДД.ММ.ГГГГ истец из ответа за подписью начальника УОТО МВД по РД узнал о том, что он поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, хотя подал заявление ДД.ММ.ГГГГ, и на учет его должны были поставить с даты подачи заявления.
При рассмотрении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилищно-бытовая комиссия МВД по <адрес> должна была учитывать дату подачи истцом заявления и документов ДД.ММ.ГГГГ соответственно имеющееся право на получение социальной выплаты подавших заявление в 2012 году.
В этой связи, при выделении МВД по <адрес> бюджетных ассигнований предоставление единовременной социальной выплаты будет производиться сотрудникам (пенсионерам), принятым на учет в 2012 году.
Исходя из изложенного полагает, что действия ответчика МВД по <адрес>, о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, исходя из даты вынесения решения ЦЖБК МВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, нарушающим принцип равенства постановки на учет и его право на своевременное получение социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления и момента представления документов, подтверждающих право на получение выплат, и их принятия ЦЖБК, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просит суд признать действия ответчика - МВД по <адрес>, по принятию истца ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты вынесения решения (распоряжения) ЦЖБК МВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Установить очередность и право истца ФИО3 на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ответчика внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по <адрес>, в том числе в части даты принятия на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, путем изменения уникального номера в единой базе данных.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд представителя по доверенности.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 доводы иска поддержал, просил суд удовлетворить исковое заявление его доверителя, также представил ходатайство истца ФИО1 о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель МВД по РД по доверенности ФИО5 в судебном заседании не признала иск, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 ЖК РФ, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи, менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
При этом согласно пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из исследованных судом материалов дела усматривается, что истец является действующим сотрудником МВД по <адрес>, общий стаж службы в органах внутренних дел составляет более 20 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ЦЖБК (центральная жилищно-бытовая комиссия) МВД по <адрес> с заявлением с приложением необходимых документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Ранее единовременная социальная выплата или же жилье ему и членам его семьи не предоставлялась. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, он и члены его семьи не имеют.
Решением ЦЖБК МВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с присвоением номера №000389.
При рассмотрении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилищно-бытовая комиссия МВД по <адрес> должна была учитывать дату подачи им заявления и документов – ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, имеющееся право на получение социальной выплаты многодетных сотрудников, подавших заявление в 2012 г.
Вместе с тем, согласно материалам дела, дата подачи заявления истцом о приеме на учет – ДД.ММ.ГГГГ, а дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, единовременная выплата предоставляется сотрудникам (пенсионерам) в порядке очередности принятия их на учет, в том числе и имеющим преимущественное право.
В этой связи, при выделении МВД по <адрес> бюджетных ассигнований предоставление единовременной социальной выплаты будет производится сотрудникам (пенсионерам), принятым на учет в 2012 году.
Исходя из изложенного, следует, что действия ответчика - МВД по <адрес>, о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, исходя из даты вынесения решения ЦЖБК МВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, являются незаконными, нарушающим принцип равенства постановки на учет и его право на своевременное получение социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления и момента представления документов, подтверждающих право на получение выплат, и их принятия ЦЖБК, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, по следующим основаниям:
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"
Согласно части 1 статьи 4 этого Закона истец, как сотрудник МВД по <адрес>, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГг. №, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Решение о принятии сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подпункт "в" пункта 14, пункт 10, пункт 15 Правил) и утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти.
Имея необходимый стаж, с целью реализации указанных выше положений закона ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился в ЦЖБК МВД по <адрес> с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив необходимые документы, указанные в п.5 Правил, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Решением ЦЖБК МВД по <адрес> истец принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи с ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, согласно пункту 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись, к которому должны быть приложены документы, указанные в названном пункте Правил.
Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности (п.21 Правил).
Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.
В случае если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии о постановке на учет.
Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречит положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставит в неравное положение сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм указанного выше Федерального закона на момент обращения в Комиссию с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, по сравнению с другими сотрудниками, обладающими таким же правом при аналогичном стаже службы, но обратившихся позднее.
Право истца на получение ЕСВ определено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ (ч. 1 ст. 4) как сотрудника МВД, имеющего стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении.
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя.
Согласно п. п. 10 и 14 Правил комиссия создается для рассмотрения заявлений сотрудников, выполняет функции по проверке представленных сведений и принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения ЕСВ.
В соответствии с п. 20 Правил комиссия обязана заносить сведения о сотруднике, принятом на учет для получения ЕСВ, в порядке очерёдности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Исходя из указанных правовых норм следует, что реализация права на получение ЕСВ носит заявительный характер и правовое значение для определения момента возникновения права имеет дата приема заявления. Решение комиссии или дата принятия этого решения не имеет какого-либо отношения к возникновению права сотрудника на получение ЕСВ, так как ФЗ и Правила обязывают комиссию принять сотрудника на учет с даты подачи им заявления.
Также, с целью недопущения нарушения прав истца в будущем, суд признает его право на получение ЕСВ с составом его семьи с ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что заявление истца о постановке в очередь на получение ЕСВ рассмотрено и решением ЦЖБК МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, истец поставлен в очередь с присвоением номера №000289. Исходя из данного письма, вопреки доводам ответчика, истец никак не мог знать о том, что поставлен на учет именно с ДД.ММ.ГГГГ, так как материалы дела не содержат сведения о направлении истцу уведомления о постановке его на учет. Кроме того, ЦЖБК МВД по <адрес>, в нарушении требований п.18 Правил в недельный срок с даты принятия, выписка из правового акта о принятии на учет для получения ЕСВ не направлена и не была выдана истцу.
О том, что истец принят на учет для получения ЕСВ с ДД.ММ.ГГГГ, он узнал ДД.ММ.ГГГГ из ответа начальника УОТО МВД по РД на его обращение. Каких-либо доводов, подтверждающих, что истец знал о дате постановки на учет в 2013 году, ответчиком не представлено.
Учитывая, что в соответствии со ст. ст. 196 и 200 ГК РФ, срок исковой давности составляет три года со дня, когда истец узнал о нарушении своего права, т.е. с 2021 года, сроки обращения в суд истцом не пропущены и каких-либо оснований для применения норм ГК РФ об исковой давности, не имеется.
Таким образом, требования истца о признании действий ЦЖБК МВД по РД незаконным и обязании постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Министерству внутренних дел по <адрес> о возложении обязанности установить очередность, удовлетворить.
Признать действия ответчика - МВД по <адрес>, по принятию истца ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты вынесения решения (распоряжения) ЦЖБК МВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Установить очередность и право истца ФИО1 с составом семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ответчика внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по <адрес>, в том числе в части даты принятия на учет, путем изменения уникального номера в единой базе данных МВД.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.М. Магомедов