судья ФИО1
дело №
УИД-05RS0№-07
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2023 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО9,
судей ФИО2 и ФИО3
при секретаре судебного заседания ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» и МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> РД о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений,
по апелляционной жалобе ответчика - Администрации MP «<адрес>» на решение Сергокалинского районного суда РД от <дата>,
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО9, доводы представителя ответчика ФИО8, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения прокурора ФИО5, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
<адрес> РД ФИО6 обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса к Администрации МР «<адрес>» и МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> РД о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в обосновании которого указано, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан, на основании информации, поступившей из отдела МВД России по <адрес>, в рамках надзорных полномочий проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района «<адрес>» и образовательными учреждениями <адрес> требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территории) образовательных учреждений <адрес>.
Проведённой проверкой в деятельности Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад <адрес>» <адрес> выявлены нарушения требований указанного законодательства.
Вместе с тем, в ходе проверки МКДОУ «Детский сад <адрес>» выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства, в частности, в нарушение подп. «д» п. 24 Требований не обеспечено функционирование в исправном состоянии систем оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В этих целях руководитель образовательного учреждения не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации указанных систем, обеспечивающие их исправное состояние.
В целях устранения выявленных нарушений, причин и условий, им способствовавших, прокуратурой района <дата> в адрес главы администрации муниципального района «<адрес>» внесено обобщенное представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, которое рассмотрено и удовлетворено.
Вместе с тем, по настоящее время выявленные нарушения требований законодательства в указанной сфере в полном объеме не устранены, со стороны должностных лиц администрации муниципального района «<адрес>», а также руководства образовательного учреждения действия, направленные на устранение нарушений законодательства, в добровольном порядке не предприняты.
В результате невыполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения создаются предпосылки к возникновению угрозы безопасности, причинения вреда жизни и здоровью работников и несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, основных принципов противодействия терроризму, а именно приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
Решением Сергокалинского районного суда РД от <дата> постановлено:
«Исковые требования прокурора <адрес> РД в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса к Администрации МР «<адрес>» и МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> РД о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района «<адрес>» РД в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда обеспечить выделение финансирования МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> для проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности и приведению условий обучения и воспитания в соответствии с установленными требованиями указанного законодательства.
Обязать МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> в течение трёх месяцев после выделения финансирования Администрацией муниципального района «<адрес>» привести условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными требованиями законодательства путем проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, а именно, обеспечить объект защиты работоспособными системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации».
На данное решение ответчиком - Администрация MP «<адрес>» подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Ответчиком предприняты меры по устранению выявленных нарушений, однако судом не учтено, что у Администрации MP «<адрес>» нет своих источников дохода кроме земельного и имущественного налога поступающего в бюджет района. Являясь бюджетным учреждением и не имея достаточных финансовых средств для этих целей, самостоятельно устранить имеющиеся нарушения законодательства в области антитеррористической защищенности не представляется возможным.
В настоящее время ими утверждена муниципальная целевая программа «Антитеррористическая защищенность образовательных учреждений MP «<адрес>» на 2023-2027 годы и заложены финансовые средства в бюджет района на 2023-2027 годы для устранения нарушений в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждениях района.
<адрес> на апелляционную жалобу поданы возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании п. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил юридически значимые по делу обстоятельства, дал оценку представленным сторонами доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных на основании представленных сторонами доказательствах, и при правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан, на основании информации, поступившей из отдела МВД России по <адрес>, в рамках надзорных полномочий проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района «<адрес>» и образовательными учреждениями <адрес> требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных учреждений <адрес>.
Проведённой проверкой в деятельности Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад <адрес>» <адрес> выявлены нарушения требований указанного законодательства.
Так,в ходе проверки МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства, в частности, в нарушение подп. «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №: не обеспечено функционирование в исправном состоянии систем оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В этих целях руководитель образовательного учреждения не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации указанных систем, обеспечивающие их исправное состояние.
В результате невыполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения создаются предпосылки к возникновению угрозы безопасности, причинения вреда жизни и здоровью работников и несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, основных принципов противодействия терроризму, а именно приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
В целях устранения выявленных нарушений, причин и условий, им способствовавших, прокурором <адрес> РД ФИО6 <дата> в адрес главы администрации муниципального района «<адрес>» ФИО7 внесено обобщенное представление № об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования: в установленный месячный срок принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им способствовавших.
По настоящее время выявленные нарушения требований законодательства в указанной сфере в полном объеме не устранены со стороны должностных лиц администрации муниципального района «<адрес>», а также руководства образовательного учреждения действия, направленные на устранение нарушений законодательства, в добровольном порядке не предприняты.
Между тем, ответчик - представитель Администрации МР «<адрес>» РД ФИО8 в судебном заседании суда первой инстанции подтвердил наличие факта нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, которые не устранены по настоящее время.
Проверкой прокуратуры выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, которые остались не устраненными.
Невыполнение обязанности по обеспечению антитеррористической защиты способствует криминогенным факторам для совершения преступлений террористической направленности, что может повлечь причинение вреда и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что выявленные нарушения в ходе прокурорской проверки свидетельствуют об антитеррористической незащищенности МКДОУ и в условиях высокого уровня террористической активности представляют повышенную опасность для детей и персонала учебного учреждения. Деятельность образовательного учреждения без соблюдения требований названного законодательства может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, когда жизнь, здоровье граждан, неопределенного круга лиц будут поставлены под угрозу.
Согласно пп. 2, 3 п. 6 ст. 28 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - N 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 7 ст. 28 N 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст. 2 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее N 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пп. 6 ст. 3 N 35-ФЗ, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Постановление N 1006), утверждены соответствующие Требования.
Согласно п. 4 Постановления N 1006 перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются Министерством, просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.
В соответствии с п. 5 Постановления N 1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
На основании ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 35 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в исключительной компетенции представительного органа муници░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>» <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░░ 2023-2027 ░░░░» № ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░░ 2023-2027 ░░░░».
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>».
░ ░░░░░░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>» <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>» <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>» <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ MP «<░░░░░>» ░░ 2023-2027 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2023-2027 ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ MP «<░░░░░>» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: