Решение по делу № 11-14760/2021 от 19.11.2021

судья Пылкова Е.В.

дело № 2-2631/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-14760/2021

16 декабря 2021 года    г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего    Фортыгиной И.И.,

судей                    Знамеровского Р.В., Бромберг Ю.В.,

при секретаре            Одиночественной В.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета дорожного хозяйства г. Челябинска на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 10 сентября 2021 года по иску Пащенко Вячеслава Юрьевича к Комитету дорожного хозяйства г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, общества с ограниченной ответственностью «Строймеханизация», Администрации Калининского района г. Челябинска о возмещении ущерба.

Заслушав доклад судьи Знамеровского Р.В. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения представителя Комитета дорожного хозяйства г. Челябинска Скоковой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, администрации г. Челябинска - Гайнуллиной Т.Р.представителя Пащенко В.Ю. – Щеткина В.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пащенко В.Ю. обратился с иском к Комитету дорожного хозяйства г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, обществу с ограниченной ответственностью «Строймеханизация», Администрации Калининского района г. Челябинска, с учетом уточнений просил взыскать солидарно с ответчиков в счет возмещения ущерба денежные средства в размере 86 300 руб., расходы по оплате экспертного заключения в размере 5 000 руб., по уплате государственной пошлины в размере 2 789 руб.

В обоснование иска указано, что 14 октября 2020 года Пащенко В.Ю., управляя принадлежащим ему на праве собственности транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, совершил наезд на яму на дороге в районе <адрес> в <адрес>, в результате чего автомобилю причинены механические повреждения. Полагая, что ответчики виновны в причинении транспортному средству истца ущерба, обратился с настоящим иском о его возмещении.

Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 10 сентября 2021 года исковые требования Пащенко В.Ю. к Комитету дорожного хозяйства г. Челябинска о возмещении ущерба удовлетворены. С Комитета дорожного хозяйства г. Челябинска в пользу истца взыскан материальный ущерб в размере 86 300 руб., расходы на оценку в размере 5 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 789 руб.

В удовлетворении исковых требований Пащенко В.Ю. к Администрации г. Челябинска, ООО «Строймеханизация», Администрации Калининского района г. Челябинска о возмещении ущерба отказано.

Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска осуществляет функции муниципального заказчика в отношении закрытого перечня автомобильных дорог г. Челябинска, в который участок дороги в районе <адрес> в <адрес> не включен. Данный участок дороги в ведение Комитета на содержание не передавался, муниципальный контракт на содержание и ремонт в отношении спорного участка дороги не заключался. Считает, что ответственным за его содержание является Администрации Калининского района г. Челябинска, что подтверждено муниципальным контрактом, заключенным между Администрацией Калининского района г. Челябинска и ИП ФИО8 на выполнение работ по благоустройству (содержанию) территории Калининского района г. Челябинска.

Суд не принял во внимание заключенный муниципальный контракт, не запросив действующие муниципальные контракты и контракты прошедших лет для установления факта, в чьем ведении находится спорный участок дороги. В судебном заседании представитель Администрации Калининского района г. Челябинска не был заслушан, участникам процесса не была предоставлена возможность задать ему вопросы.

Администрация Калининского района г. Челябинска в своих письменных возражениях на апелляционную жалобу просила оставить решение суда без изменения.

Истец Пащенко В.Ю., представители ответчика ООО «Строймеханизация», Администрации Калининского района г. Челябинска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия, в соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.

Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Пунктом 2 ст. 12 вышеуказанного Закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Как подтверждается материалами дела, 14 октября 2020 года в 20 час. 37 мин. у <адрес> в <адрес> Пащенко В.Ю., управляя принадлежащим ему транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, совершил наезд на препятствие в виде ямы.

Старшим инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по г. Челябинску составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, согласно которому на участке дороге у <адрес> в <адрес> выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги – яма на проезжей части длиной 1,1 м, шириной 0,7 м, высотой 0,2 м.

Поскольку транспортному средству истца в ходе наезда на яму были причинены механические повреждения, Пащенко В.Ю. обратился в ООО «УралАвтоЭксперт» за определением стоимости восстановления поврежденного транспортного средства, которая согласно экспертному заключению № 10-11/20 составила 86 300 руб. Размер причиненного имуществу истца ущерба сторонами не оспаривался.

Дорога по <адрес> входит в реестр муниципального имущества города Челябинска, что подтверждено выпиской из реестра.

Суд первой инстанции, установив, что <адрес> входит в перечень имущества муниципальной казны г. Челябинска, а Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска является организатором дорожной деятельности, пришел к выводу, что место происшествия находится в зоне ответственности Комитета дорожного хозяйства г. Челябинск, который должен обеспечить надлежащее состояние проезжей части, что не было им сделано, пришел к выводу о возложении обязанности по возмещению ущерба на Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие между сторонами правоотношения.

Как было верно указано судом первой инстанции, в соответствии с Положением о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 24 февраля 2009 года № 40/16, организатором дорожной деятельности выступает Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска (пункт 10 Положения о дорожной деятельности).

Как установлено пунктом 8 Положения о дорожной деятельности дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения включает в себя помимо прочего капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 19 Положения о дорожной деятельности содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения обеспечиваются Комитетом дорожного хозяйства г. Челябинска с привлечением в установленном порядке специализированных организаций.

В соответствии с пунктом 2 Положения о Комитете дорожного хозяйства города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской думы № 8/26 от 22 ноября 2005 года «О переименовании Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска в Комитет дорожного хозяйства города Челябинска и утверждении Положения о нем», Комитет является отраслевым, функциональным органом Администрации города Челябинска и предназначен для осуществления управленческих функций в области эффективного функционирования и сбалансированного развития дорожного хозяйства, автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Челябинска, находящихся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также организации освещения улиц.

В соответствии с возложенными на него задачами Комитет осуществляет функции, к которым в том числе относится оперативный контроль состояния проектирования, строительства, ремонта и содержания объектов дорожного хозяйства города, контроль хода выполнения программ по дорожному строительству, ремонту и содержанию дорог, дорожных сооружений, а также уличному освещению. Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска от имени Администрации города осуществляет функции органа муниципального контроля, уполномоченного на осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (пункт 9 Положения о Комитете дорожного хозяйства города Челябинска).

Исходя из приведенных выше положений, доводы Комитета дорожного хозяйства г. Челябинска о том, что он не осуществляет содержание спорного участка дороги, несостоятельны.

Довод апелляционной жалобы о том, что распоряжением Администрации г. Челябинска № 5225 от 08 мая 2018 года «Об осуществлении функции муниципального заказчика по содержанию объектов улично-дорожной сети г. Челябинска» утверждены перечни объектов улично-дорожной сети г. Челябинска, в том числе улицы и дороги г. Челябинска, в отношении которых Комитету было поручено организовать проведение аукционов по их содержанию, согласно которому участок дороги возле <адрес> в <адрес> не входит в соответствующий перечень, не освобождает Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска от обязанности по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, к которой относится спорный участок дороги, на котором произошло ДТП.

Обязанность по содержанию дорог местного значения в границах муниципального образования город Челябинск возложена на Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска соответствующим нормативно-правовым актом - решением Челябинской городской Думы от 24 февраля 2009 года № 40/16.

Судебной коллегией были проверены доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в том числе относительно заключенного между Администрацией Калининского района г. Челябинска и ИП ФИО8 муниципального контракта № 0036_315264 от 27 ноября 2020 года. Предметом данного муниципального контракта является выполнение подрядчиком ИП ФИО8 работ по благоустройству (содержанию) территории Калининского района города Челябинска: квартальные проезды, пешеходные дорожки (тротуары), газоны, лестницы, отдельные зоны. При этом пунктом 1.8 муниципального контракта установлено, что в понятие «содержание территории района» на указанных в приложениях к техническому заданию объектах входит: удаление из зон безопасности малых архитектурных форм посторонних предметов, представляющих опасности, вызванные пользованием оборудованием, климатическими условиями, актами вандализма; санитарная обрезка кроны зеленых насаждений в случае возникновения необходимости обеспечения нормативной видимости дорожных знаков, устранения угрозы аварийной ситуации; удаление (путем распила и вывоза) зеленых насаждений и (или) частей зеленых насаждений при нанесении ущерба зеленым насаждениям в результате аварийных и иных чрезвычайных ситуаций либо противоправных действий; удаление растительных остатков при их обнаружении; в зимний период обеспечение особого внимания вопросу очистки территории от рыхлого и уплотненного снега, наледи и льда, устранения гололедных явлений путем обработки (посыпания) путей передвижения противогололедными средствами в местах подхода пешеходов к дорогам.

Из данного перечня не следует возложение на подрядчика обязанности по контролю и ремонту дорожного покрытия. Помимо того, в перечень проездов, расположенных на территории Калининского района г. Челябинска, спорный участок дороги, расположенный у <адрес> в <адрес>, не включен.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ГПК РФ в ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне обязательный для исполнения запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

Вопреки требованиям приведенной выше нормы, Комитетом дорожного хозяйства г. Челябинска ходатайство об истребовании муниципальных контрактов с указанием их реквизитов и дат заключения не заявлялось.

Нарушение процессуальных прав подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции судебной коллегией также не усмотрено, поскольку представитель Администрации Калининского района г. Челябинска в судебных заседаниях в Курчатовском районном суде г. Челябинска не участвовал, предоставил в материалы дела письменный отзыв по существу заявленных исковых требований.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, и фактически основаны на несогласии с существом постановленного решения и неверном толковании норм права, что само по себе не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета дорожного хозяйства г. Челябинска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 декабря 2021 года

11-14760/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Пащенко Вячеслав Юрьевич
Ответчики
Администрация города Челябинска
ООО Стромеханизация
Администрация Калининского района г.Челябинска
Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска
Другие
Щеткин Владислав Владимирович
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Саранчук Екатерина Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
22.11.2021Передача дела судье
16.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2021Передано в экспедицию
16.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее