Решение по делу № 2-2267/2020 от 31.07.2020

Гражданское дело № 2-2267/2020

УИД 68RS0001-01-2020-003780-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тамбов                              29 сентября 2020 года

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Беловой Н.Р.

при секретаре Плашкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиновой Татьяны Николаевны к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма,

У С Т А Н О В И Л :

Литвинова Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма

В обоснование иска указала, что она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать- ФИО2 лишена родительских прав решением <адрес> народного суда Тамбовской от ДД.ММ.ГГГГ.; отец- ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании Постановления <адрес> от 13.08.1993г. она, брат и сестра были определены в детское государственное учреждение. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она воспитывалась в ТОГБУ « Центр поддержки семьи и помощи детям им. ФИО6» <адрес>, имела статус социальной сироты и находилась на полном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проходила обучение в ГОУ «Профессиональный лицей » <адрес> по специальности портной. Находясь в учреждении для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, она была уверена, что ее учетное дело о нуждаемости в жилом помещении ведется сотрудником детского дома надлежащим образом и передается в соответствующие ведомства. Жилого помещения на праве собственности не имеет. До настоящего времени её права на жилье не реализованы, в связи с чем она обратилась в суд с данными требованиями.

Истица Литвинова Т.Н. в судебном заседании иск поддержали по основаниям, изложенным в нем, пояснив, что после детского дома, она проживала по адресу : Пригородное лесничество, ул. Песчаная, д. 5. В органы соцзащиты о включении в список детей-сирот для получения жилья, а также в органы местного самоуправления для включения очередь нуждающихся в жилье она не обращалась. Управлением социальной защиты и семейной политики ей было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей –сирот, ввиду достижения возраста 23 лет.

Представитель ответчика Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Харитонова Н.О. иск не признала, пояснив, что в силу своего возраста истица не относится к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, учетное дело истицы в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не поступало, ввиду чего Литвинова Т.Н. в списке детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, не состоит. Кроме того, истицей не было представлено доказательств, подтверждающих уважительность несвоевременного обращения по вопросу постановки ее на учет нуждающихся в жилом помещении.

Третье лицо- администрация Тулиновского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и Управление образования администрации Тамбовского района Тамбовской области в суд своих представителей не направили, в деле имеются заявления о рассмотрении иска в отсутствие представителей.

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела и доказательства в их совокупности, суд не находит основания для удовлетворения иска.

Улучшение жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями), а также Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями).

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет (а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия) по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).

Фактически аналогичные основания предоставления дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены и Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями).

В силу статьи 6 Закона Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты), органом исполнительной власти области однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как установлено судом и подтверждается материалами Литвинова Т.Н., 02.01.1985 года рождения, относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать лишена родительских прав, а отец умер.

Тем не менее, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Литвинова Т.Н. не состоит, впервые обратилась в Управление социальной защиты с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в 2020 году.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., указывалось, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

При наличии уважительных причин, по которым дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа своевременно не встали на учет нуждающихся в жилом помещении (к каковым относятся: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями органами опеки и попечительства и т.п.; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом: помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов), имеются основания для удовлетворения исковых требований об обеспечении этой категории лиц жилым помещением и по достижении ими 23-х летнего возраста.

При разрешении настоящего спора, доказательств наличия перечисленных выше причин пропуска истцом срока не представлено.

Как отмечалось выше, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет амостоятельно реализовать соответствующее праве, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда были несовершеннолетними.

В материалах дела отсутствуют доказательства более раннего, чем 2020г., обращения истицы по вопросу включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и предоставления ей жилья. Из пояснений истицы и материалов дела следует, что по вопросу признания ее нуждающейся в жилье она в компетентные органы до указанной даты не обращалась.

Поскольку до достижения 23 лет Литвинова Т.Н. не встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления ей жилого помещения не имеется.

Доводы о бездействии со стороны государственных учреждений суд признает несостоятельными, поскольку незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для его неиспользования, в материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите прав несовершеннолетней.

Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд.

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Литвиновой Татьяне Николаевны к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Тамбова в течении месяца.

Решение в окончательной форме составлено 01.10.2020 года.

Судья                          Н.Р.Белова

        

2-2267/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Литвинова Татьяна Николаевна
Ответчики
Управление социальной защиты и семейной политики
Другие
администрация Тулиновского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области
органы опеки и попечительства Администрации Тамбовского района
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбов
Судья
Белова Наталья Робертовна
Дело на сайте суда
sud23.tmb.sudrf.ru
31.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2020Передача материалов судье
04.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Подготовка дела (собеседование)
18.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
01.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее