Дело № 2а-3881/2018
24RS0017-01-2018-003398-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 25 октября 2018 года
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.,
при секретаре Севостьяновой Н.А.,
с участием представителя административного истца Никифоровой Е.В., действующей по доверенности от 02.04.2018 г., сроком один год,
административного ответчика Козик Э.Р.,
представителя административного ответчика Курганской А.С., действующей в порядке п. 5 ст. 57 КАС РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска к Козик Эдуарду Руслановича о взыскании обязательных платежей, пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений, произведенных 25.10.2018 г.) к Козик Э.Р. о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени. Мотивируют свои требования тем, что ответчик состоит на налоговом учёте в ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска. Ответчик Козик Э.Р. является плательщиком налога на имущество физических лиц. В соответствии со ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образование следующее имущество: жилой дом, жилое помещение; гараж; машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещение. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 г (ст. 404 НК РФ). Согласно ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом установленных особенностей (ст. 408 НК РФ). В силу п. 11 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними представляют соответствующие сведения в налоговый орган в электронном виде. Налоговым органом произведен расчет налога на имущество за 2015 г. (на квартиру по адресу: <адрес>), в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от 06.08.2016 г., сумма налога на имущество физических лиц за 2015 г., подлежащая уплате по сроку 01.12.2016 г. составила 282 рубля. В связи с тем, что налог на имущество за 2015 г. в установленный срок не был оплачен, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени в размере 1 рубль 59 копеек, в адрес налогоплательщика направлено требование № по состоянию на 19.12.2016 г.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Статьей 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Согласно ст. ст. 390-391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговые ставки устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований (ст. 394 НК РФ). П. 4 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговый орган органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию права на недвижимое имущество с сделок с ними. Налоговым органом произведен расчет земельного налога (за земельный участок по адресу: <адрес> за 2015 г., в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от 06.08.2016 г., сумма земельного налога подлежащая по сроку уплаты до 01.12.2016 г. составила 90 рублей. В связи с тем, что сумма налога в 90 рублей в установленный срок не была уплачена, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени по состоянию на 19.12.2016 г., которые составили 51 копейку.
27.02.2018 г. определением мирового судьи судебного участка №138 в Железнодорожном районе г. Красноярска судебный приказ от 01.11.2017 г. о взыскании с Козик Э.Р. задолженности по налогам отменен связи с поступившими возражениями Козик Э.Р. относительно исполнения судебного приказа. На основании изложенного ситец просит взыскать с ответчика задолженность перед бюджетом в 372 рубля 64 копейки, в том числе: налог на имущество за 2015 г. – 280 рублей 90 копеек, пени – 1 рубль 58 копеек; земельный налог за 2015 г. – 89 рублей 66 копеек, пени – 50 копеек.
С учетом уточнений, административный истец указывает, что сумма задолженности по состоянию на 19.10.2018 г. уменьшилась, в связи с чем просит взыскать с административного ответчика налог на имущество за 2015 год в сумме 280,90 руб., пени по налогу на имущество 1,58 руб., земельный налог за 2015 год в сумме 89,66 руб., пени по земельному налогу 0,50 руб.
Определением суда от 25.10.2018 г. в связи с отказом административного истца от иска, прекращено производство по делу в части административных исковых требований о взыскании транспортного налога за 2015 г. – 5713 рубля, пени 24 рубля 28 копеек; налога на имущество физических лиц за 2015 г. – 1 рубль 10 копеек, пени – 1 копейка.
Представитель административного истца Никифорова Е.В. (полномочия проверены) в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточнении к нему, поскольку в представленных ответчиках платежных документах по оплате налоговых платежей за 2015 год отсутствует назначение платежа, что не позволяет с достаточной точностью определить оплату ответчиком спорных налогов. Внесенные ответчиком суммы были зачислены в счет ранее имеющейся задолженности. Расчет налогов произведен с учетом внесения ответчиком всех платежей.
Ответчик Козик Э.Р. в судебном заседании с иском не согласился, поскольку задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015 г. по указанным истцом объектам налогообложения, им была оплачена полностью 30.11.2016., согласно чеков-ордеров от указанный даты. Задолженности по налогам нет, налоги им уплачены полностью и своевременно, имеется переплата. Подача настоящего иска в суд – следствие непрофессиональной деятельности налоговых органов. Он (Козик Э.Р.) неоднократно обращался к истцу с заявлениями о разъяснении фактов переплаты им налогов, однако истец по данному вопросу ведет себя не добросовестно.
Представитель административного ответчика Курганская А.С. ( полномочия проверены) полагала административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы административного ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего административного дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Частью 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 НК РФ, налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых наложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В силу ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ч.ч.1,2 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу п.п.9,14 ч.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом; а также предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (ч.1 ст.32 НК РФ).
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здания, строения, сооружения, помещения.
Статьями 400 и 401 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, признаются физические лица, обладающие правом собственности на здание, строение, сооружение, помещение.
На основании п. 3 ст. 396, п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.
Статьей 409 НК РФ, предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Исходя из положений ст. 75 НК РФ пени (денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки) начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Как установлено судом из материалов дела, административный ответчик Козик Э.Р. является налогоплательщиком, ему на праве собственности с 31.12.2001 г. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> а также с 24.07.2012 г. квартира по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
В соответствии с налоговым уведомлением № от 06.08.2016 г. Козик Э.Р. уведомлен о необходимости уплатить земельный налог за 2015 г. за земельный участок по <адрес> в сумме 90 рублей, налог на имущество физических лиц за 2015 г. на <адрес> – 282 рубля в срок до 01.12.2016 г.
В связи с неуплатой земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 г., сроком уплаты до 01.12.2016 г. ответчику было направлено требование № от 19.12.2016 г., в котором налоговый орган указал на необходимость погашения недоимки по земельному налогу за 2015 г. в размере 90 рублей, пени – 51 копейка; налога на имущество физических лиц за 2015 г. – 282 рубля, пени – 1 рубль 59 копеек в срок до 02.03.2017 г. Требование направлено ответчику заказной почтой 23.12.2016 г., что подтверждается почтовым реестром.
Административным ответчиком Козик Э.Р. в обосновании своих доводов об отсутствии задолженности по спорным налогам представлены чеки-ордера от 30.11.2016 г. об оплате, соответственно: 246 рублей, 35 рублей 82 копеек, 90 рублей. В платежных документах указано назначение платежа: «налоговый платеж», перечисление средств произведены на имя получателя УФК по Красноярскому краю (ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска) на счет №, №, а также указаны индексы платежных документов: №, №, №.
Между тем из платежных извещений, сформированных налоговым органом для оплаты спорных налогов, усматривается, что индекс документа на оплату земельного налога в 90 рублей сроком уплаты до 01.12.2016 г. иной – №, как и налога на имущество физических лиц сроком уплаты до 01.12.2016 г. на сумму 282 рубля – №.
Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к настоящему приказу);
Согласно п. 13 Правил (в ред. 23.09.2015 г.) в реквизите "Назначение платежа" распоряжения о переводе денежных средств после информации, установленной Положением Банка России N 383-П, указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа.
Письмо ПФ РФ от 05.06.2014 N НП-30-26/7052 "Об использовании информации о платежах при проведении камеральных проверок" установлено, что при проведении камеральных проверок суммы страховых взносов, поступившие на основании распоряжений плательщиков страховых взносов о переводе денежных средств, заполненных в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами), утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н, необходимо учитывать в хронологическом порядке и засчитывать, в первую очередь, в счет погашения имеющейся у плательщика задолженности по страховым взносам, а затем - в счет уплаты текущих платежей.
В отчетности плательщиков указанные платежи должны учитываться в том периоде, в котором они были произведены.
Таким образом, при несоответствии присвоенному индексу инициального платежа, и при отсутствии полной информации для идентификации платежа (наименование налога, период его оплаты), налоговым органом правомерно произведенные ответчиком 30.11.2016 г. платежи, согласно Письму ПФ РФ от 05.06.2014 N НП-30-26/7052 были отнесены за более ранние налоговые периоды, по которым у ответчика имелась недоимка, что нашло свое подтверждение в представленных ответчиком сведениях из информационной системы «АИС Налог-3ПРОМ».
Доказательств того, что произведенные ответчиком платежи 30.11.2016 г. на сумму 246 рублей, 35 рублей 82 копейки, 90 рублей были идентифицированы им, как уплата земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2015 г., вопреки требованиям части 2 статьи 62 КАС РФ суду не представлено.
Согласно п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
На основании положений ст. 52 и ст. 396 НК РФ налоговый орган обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа исчислить налог и направить налогоплательщику налоговое уведомление.
При этом, в силу п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказным письмом.
Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4).
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Поэтому Инспекция вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Согласно ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из материалов дела, в связи с отменой 27.02.2018 г. судебного приказа от 01.11.2017 г. о взыскании с Козик Э.Р. недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2015 г., пени, ИФНС России по Железнодорожному району 20.08.2018 г. было подано настоящее административное исковое заявление, то есть в течение 6-ти месяцев после отмены судебного приказа (27.02.2018 г. + 6 м. = 27.08.2018 г.).
Из материалов дела судом также установлено, что в порядке приказного производства налоговый орган обращался с требованиями о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2015 г., пени, к мировому судье 31.10.2017 г., то есть в пределах установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока: до истечения 6-ти месяцев после 11.05.2017 г.- срока, указанного налоговым органом в последнем налоговом требовании № от 06.04.2017 г., когда скорректированная сумма транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2015 г. превысила 3 000 рублей (11.05.2017 г. + 6 мес. = 11.11.2017 г.).
Таким образом, поскольку судом установлено, что ответчиком обязанность по оплате в заявленном административным истцом размере земельного налога за 2015 г. - 89 рублей 66 копеек, пени 50 копеек; налога на имущество физических лиц за 2015 г. - 280 рублей 90 копеек, пени - 1 рубль 58 копеек, не выполнена, указанная задолженность подлежит взысканию с административного ответчика.
В силу положений статьи 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку, решение суда состоялось в пользу административного истца, суд не находит правовых оснований для взыскания с административного истца, понесенных административным ответчиком расходов на оплату услуг представителя, согласно представленному договору на оказание представительских услуг от 01.10.2018 г..
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Таким образом, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета, в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска краю удовлетворить.
Взыскать с Козик Эдуарда Руслановича задолженность перед бюджетом :
Земельный налог за 2015 год – 89 рублей 66 копеек (КБК 182 106 040 120 21 000 110); пени – 50 копеек (КБК 182 106 040 120 22 100 110), налог на имущество за 2015 год в размере 280 рублей 90 копеек (КБК 182 106 010 200 410 001 10), пени по налогу на имущество 1 рубль 58 копеек ( КБК 182 106 010 200 421 00 110), а всего 372 рубля 64 копейки.
В удовлетворении заявления административного ответчика Козик Эдуарда Руслановича о возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказать.
Взыскать с Козик Эдуарда Руслановича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Л.В. Панченко
Решение изготовлено в окончательной форме 26 октября 2018 года