Дело №2-65/2020
Мотивированное решение
составлено 04 марта 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Невьянск Свердловской области 26 февраля 2020 года
Невьянский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Балакиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шибаковой Е.Ю.,
представителя истца Данилова П.В. – Насобина А.И.,
представителя ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району – Крупинина А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилова Петра Васильевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району о возложении обязанности включить Данилова П.В. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; о возложении обязанности подписанный с Даниловым П.В. договор найма специализированного жилого помещения возвратить в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства»;
к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести (построить) за счет средств субъекта Российской Федерации «Свердловская область» жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, на территории Невьянского района Свердловской области и предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения Данилову П.В.;
к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району для подписания с Даниловым П.В.,
установил:
Насобин А.И., действующий по доверенности Данилова П.В. (далее – истец), обратился в суд с иском (с учетом уточнения требований и замены ответчиков) к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району (далее – Управление), Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», предъявив к ним требования:
- возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району включить Данилова П.В. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- возложить обязанность на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) за счет средств субъекта Российской Федерации «Свердловская область» жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, на территории Невьянского района Свердловской области и предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения Данилову П.В.;
- возложить обязанность на Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району для подписания с Даниловым П.В.;
- возложить обязанность на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району подписанный с Даниловым П.В. договор найма специализированного жилого помещения возвратить в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В обоснование данных требований указано, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; находился под опекой; в настоящее время он зарегистрирован и проживает по адресу: ...., общей площадью <*****> кв.м. Вместе с ним проживает его брат ФИО4 и его опекун ФИО5 Какого-либо жилого помещения и (или) земельного участка истец не имеет. На сегодняшний день истец как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен.
В 00.00.0000 года истец обратился с заявлением в Управление социальной политики по Невьянскому району с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица, оставшегося без попечения родителей.
Ссылается на положения статьей 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, положения ст. 57, 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ.
В судебном заседании представитель истца доводы иска поддержал. Истец в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения.
Представитель ответчика - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району - в судебном заседании возражал в удовлетворении иска по тем основаниям, что до 00.00.0000 списки детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, формировались органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области; с 00.00.0000 ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, осуществляется органами опеки и попечительства Управления.
Ссылается на положения статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Истец не представил заявление о включении его в список для обеспечения жилыми помещениями по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 №397, не представил документов в соответствии с пунктом 7 Правил, утвержденных указанным Постановлением.
В период с 00.00.0000 по 00.00.0000 истец по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в Управление не обращался; первичное обращение поступило только 00.00.0000 вх. ***. В связи с этим в адрес истца Управлением направлено письмо от 00.00.0000 *** с разъяснением установленного порядка подачи заявления о включении в список, перечня документов, прилагаемых к заявлению и рекомендацией того, что для решения вопроса о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, ему необходимо обратиться в Управление в установленном порядке и представить необходимый пакет документов. На сегодняшний день истец с заявлением о включении в список и необходимыми документами в Управление не обращался.
Специалистом Управления в ходе телефонного разговора 00.00.0000 с представителем истца был разъяснен порядок включения детей-сирот в список для целей предоставления жилых помещений, перечислен пакет необходимых документов и рекомендовано обратиться в Управление в установленном порядке (с заявлением по установленной форме и необходимым пакетом документов). Также по электронной почте в адрес представителя истца был направлен сканированный образ письма Управления от 00.00.0000 ***. Таким образом, ни Данилов П.В., ни его представитель в установленном порядке в Управление не обращались, необходимый пакет документов для решения вопроса о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, представлен не был. Сослался на положения ст. 3, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель соответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, извещался о дате времени и месте его проведения. В возражениях на иск сослался на положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, ст. 109.1 ЖК РФ, постановление Правительства Свердловской области от 24.04.2013 №527-ПП; указал, что дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом №159-ФЗ, в том числе, на обеспечение жилой площадью, в соответствии с действующим законодательством распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет. В силу закона предоставление жилых помещении указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для включения в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На протяжении длительного периода времени истец свое право на обеспечение жильем не реализовал. На момент обращения с заявлением в Управление социальной политики по Невьянскому району истец не относился к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с вышеназванным Федеральным законом №159-ФЗ. Представленными к исковому заявлению материалами не подтверждается, что Данилов П.В. принимал меры для включения в список для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области до 2019 года. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки на учет - до 00.00.0000, с 00.00.0000 - по включению в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Сославшись на ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации полагал, что, так как на момент рассмотрения дела Данилов П.В. не включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, у Министерства не возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения; права истца Министерством не нарушены. Требования к Министерству заявлены преждевременно. Министерством соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанность по распределению жилых помещений для детей-сирот возникает у Министерства только после получения предложений по распределению от управлений социальной политики Министерства социальной политики, сформированных в свою очередь, на основании списков детей-сирот, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Даниловым П.В. не представлено доказательств действий либо бездействия со стороны Министерства, которые привели к нарушению права истца на обеспечение жилым помещением. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель соответчика - Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, извещался о дате времени и месте его проведения. В возражениях на иск сослался на положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указал, что в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории Свердловской области, размещенном на сайте Министерства социальной политики Свердловской области, Данилов П.В. не числится. Действовавшим до 00.00.0000 законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (п. 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ). Согласно действующему законодательству Российской Федерации предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер, и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Дополнительные гарантии на обеспечение жилой площадью в соответствии с действующим законодательством распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц, в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Из искового заявления следует, что Данилов П.В. впервые обратился в Управление социальной политики по Невьянскому району с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо оставшееся без попечения родителей, только в 00.00.0000 году, то есть в возрасте более 23 лет.
Истцом не названо объективных и исключительных причин, препятствовавших ему обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет.
Обязанность обратиться до достижения возраста до 23 лет в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет лежит на истце.
На основании ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной политики Свердловской области, представитель которого в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, сведений уважительности причин неявки суду не представил.
На основании ч. 1 и 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Данилов П.В., 00.00.0000 года рождения, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", относится к числу лиц из числа детей-сирот, так как отец умер 00.00.0000, мать признана безвестно отсутствующей решением .... городского суда от 00.00.0000. (л.д. 11).
Совершеннолетия истец достиг в 00.00.0000 году, возраста 23 лет – в 00.00.0000 году.
Решением Исполнительного комитета .... от 00.00.0000 *** опекуном над Даниловым П.В. назначена ФИО5 (л.д. 10).
Опекаемый состоял на учете в органе опеки и попечительства ....; проживал в семье опекуна в ....; затем в .... По указанному адресу он в настоящее время имеет регистрацию.
При этом, за Даниловым П.В. закрепленного жилья не имелось; он не состоял на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий при администрации Невьянского городского округа. Материалы дела опекаемого такой информации не содержат; данные обстоятельства подтверждены органом местного самоуправления (архивная справка от 00.00.0000 ***).
По адресу: .... истец имеет регистрацию по месту жительства с 00.00.0000, что подтверждено выпиской из домовой книги от 00.00.0000 *** (л.д. 13). Ранее был зарегистрирован по адресу: ...., с 00.00.0000 по 00.00.0000 у попечителя (выбыл в связи со сменой места жительства попечителя, справка из материалов дела подопечного).
Также Данилов П.В. проживал в .... в ...., будучи опекаемым. Данная квартира согласно выписке из ЕГРН от 00.00.0000 находилась в муниципальной казне с 00.00.0000, затем была передана в собственность граждан, в числе которых Данилов П.В. не значится.
Жилье – .... в ...., а также .... в ...., не числятся в муниципальной казне Невьянского городского округа и не являются муниципальной собственностью Невьянского городского округа, не состоят в реестре аварийного жилья и не числятся непригодными для проживания (выписки от 00.00.0000 ***/в, от 00.00.0000 за ***/в, справки от 00.00.0000).
Квартира .... в ...., была передана ФИО5 (попечителю истца) в собственность на основании договора приватизации от 00.00.0000, которая является собственником по настоящее время.
Согласно сведениям Филиала «<*****>» от 00.00.0000 за ***, за Даниловым П.В. недвижимого имущества, зарегистрированного на праве собственности в городе ...., не значится.
Согласно уведомлениям из Единого государственного реестра недвижимости от 00.00.0000, 00.00.0000 за Даниловым П.В. прав на объекты недвижимости за период с 00.00.0000 по 00.00.0000 не зарегистрировано.
Орган местного самоуправления в лице отдела опеки и попечительства, а затем Управление социальной политики истца во внеочередной список нуждающихся в жилом помещении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма жилых помещений не включали.
Действительно, 00.00.0000 истец обратился в Управление с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, сославшись, что в 00.00.0000 году он обращался в администрацию Невьянского городского округа с заявлением для предоставления жилья как ребенку-сироте, но ему было отказано.
Управление письмом от 00.00.0000 разъяснило истцу о необходимости предоставления документов в соответствии с Правилами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 №397).
В силу ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй п. 1).
Пунктом 8 ст. 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.
Как следует из дела, истец ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является, зарегистрирован в жилье своего опекуна.
Несмотря на имевшийся статус Данилова П.В. (ребенка-сироты), жилья вне очереди ему предоставлено не было, своевременных мер по постановке на соответствующий учет Данилова П.В. принято не было.
В соответствии со ст. 3, 20 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
За Даниловым П.В., находившимся под опекой, жилья закреплено не было. Указанные действия следует рассматривать как ненадлежащее выполнение компетентными органами власти обязанности по своевременному обеспечению жилым помещением Данилова П.В., и данное обстоятельство следует рассматривать как уважительную причину, препятствующую лицу реализовать предусмотренное Законом право в установленный срок.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом №159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
При этом никаких исключений связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат.
Факт достижения Даниловым П.В. возраста 23-х лет не является препятствием для обеспечения его жилым помещением в льготном порядке как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие истца на учете для получения жилья до достижения 23 лет как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа ему в удовлетворении требования об обеспечении жильем, поскольку причины, по которым он не мог встать на такой учет и реализовать свое право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, следует признать уважительными.
Таким образом, при рассмотрении данного дела было установлено, что по окончанию обучения Данилов П.В. (справка Профессионального училища №66 от 27.09.2007), как лицо из числа детей-сирот и не имеющий закрепленного за ним жилого помещения, не был обеспечен жилым помещением и не поставлен на соответствующий учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением жилого помещения, из государственного специализированного жилищного фонда, по независящим от него причинам.
В правоприменительной практике по делам данной категории Верховный Суд Российской Федерации исходит из того, что относит к уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались данные лица (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 №397, вступившими в действие с 18.04.2019, установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно п. 3 указанного Постановления в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 00.00.0000 или после 00.00.0000 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что иск к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району о включении Данилова П.В. в список по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежит удовлетворению.
Указанное решение не снимает обязанности с должностных лиц органов опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством провести проверку нуждаемости Данилова П.В. в жилом помещении и не совершались ли им действия, которые привели к ухудшению его жилищных условий.
Во исполнение Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, Правительством Свердловской области приняты нормативные акты, регламентирующие порядок предоставления жилых помещений указанным категориям граждан из специализированного жилищного фонда на территории Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 года №527-ПП утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями лиц, указанной категории осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Минстрой (п. 3). Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений является Фонд (п. 4). Фонд осуществляет приобретение жилых помещений, работ по строительству (реконструкции) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 6). Жилые помещения, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (п. 9).
Порядком предоставления жилых помещений установлено, что Министерство социальной политики Свердловской области представляет в Фонд список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (п. 4). Распределение построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Минстроя (п. 7). Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд, он осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет их в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения, а управления социальной политики возвращают подписанные детьми-сиротами договоры найма в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет (п. 9).
Поскольку в силу ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, при этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, не имеется правовых оснований для удовлетворения остальных требований истца:
к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести (построить) за счет средств субъекта Российской Федерации «Свердловская область» жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, на территории Невьянского района Свердловской области и предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения Данилову П.В.;
к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району для подписания с Даниловым П.В.;
к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району подписанный с Даниловым П.В. договор найма специализированного жилого помещения возвратить в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Действуя разумно и добросовестно, указанные выше ответчики обязаны исполнить предписания указанного закона и подзаконных актов.
Исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району включить Данилова Петра Васильевича в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В остальной части в удовлетворении исковых требований к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.
Председательствующий – (И.А. Балакина)
Копия верна. Судья - И.А. Балакина