Решение по делу № 2-2480/2017 от 08.06.2017

                                    Р”ело в„–

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2017 РіРѕРґР°     РіРѕСЂРѕРґ Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Змеевской В.С.,

при секретаре Ткач А.Р.,

с участием представителя истца Горбунова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к СаВ. В. К. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, об истребовании земельного участка из незаконного владения в государственную собственность, об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением, в котором просит суд признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.

Иск обоснован тем, что решением Инкерманского городского Совета Балаклавского района города Севастополя № от «10» августа 2012 года «О даче согласия гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью 10,0 га, расположенных в районе <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» дано согласие гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» на разработку комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью 10,0 га, для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), расположенных в районе <адрес>.

На основании решения Инкерманского городского Совета Балаклавского района города Севастополя № от «7» марта 2014 года «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» земельных участков площадью по 0,06; 0,08 и 0,1 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) по <адрес>» ответчику в собственность передан спорный земельный участок.

Между тем, согласно материалам проверки, предоставленным Прокуратурой Балаклавского района города Севастополя, Решение Инкерманского городского Совета Балаклавского района города Севастополя № от «7» марта 2014 года «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» земельных участков площадью по 0,06; 0,08 и 0,1 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) по <адрес>» является незаконным, заявления членов ОК «<данные изъяты>» о выделении земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали, проект землеустройства от граждан-членов кооператива не предоставлялся, не разрабатывался и не согласовывался органами государственной власти, по представленному кооперативом проекту отвода земельного участка согласования с Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе и Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации отсутствуют. Указанное свидетельствует о том, что земельный участок, находящийся в собственности ответчика незаконно был поставлен на кадастровый учет, то есть он выбыл из государственной собственности в нарушение норм законодательства, действующего на момент возникновения правоотношений.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомила.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном процессуальным законом порядке.

Руководствуясь положениями статей 113, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие возражений представителя истца, суд рассмотрел дело по правилам заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что на основании решения Инкерманского городского Совета Балаклавского района города Севастополя № от «07» марта 2014 года «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» земельных участков площадью по 0,06; 0,08 и 0,1 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) по <адрес>» ответчику в собственность передан земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу:г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего применению к спорным правоотношениям подлежит действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым законодательство Украины.

Статьей 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.

Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Из статьи 9 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения, следовало, что к полномочиям Инкерманского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

Документом, который устанавливает правоотношения по приобретению, прекращению, изменению права собственности на земельный участок в соответствии с действовавшим ранее на территории города Севастополя законодательством, является решение официального органа, который уполномочен передавать такие земельные участки в собственность.

Указанными нормами устанавливаются требования, согласно которым на момент принятия решения о передаче земельного участка в частную собственность, земельный участок должен быть сформирован, как отдельный объект гражданских прав, иметь установленные границы, определенное месторасположение.

Материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика в Инкерманский городской Совет Балаклавского района города Севастополя с ходатайством о предоставлении в собственность спорного земельного участка, сведений о получении ответчиком соответствующего разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также утверждения уполномоченным органом проекта землеустройства по отводу земельного участка ответчику и предоставления его в собственность ответчика.

Таким образом, на момент принятия решения Инкерманского городского Совета Балаклавского района города Севастополя № от «7» марта 2014 года, земельный участок не был сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства, соответственно, на основании статьи 79 Земельного кодекса Украины спорный земельный участок не мог быть объектом гражданских прав.

В силу положений части 4 статьи 123 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений.

Проект землеустройства относительно отвода земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором расположен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территории определенного района - в исполнительный орган городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае, если такой орган не образован - в орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения облгосадминистрации по вопросам градостроительства и архитектуры (ч. 2 ст. 186-1 Земельного кодекса Украины).

Согласно части 4 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины, разработчик представляет на согласование в орган, определенный в части первой статьи, по месту расположения земельного участка оригинал проекта землеустройства по отводу земельного участка, а в органы, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи - заверенные им копии проекта.

В нарушение требований части 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, статьи 186-1 Земельного кодекса Украины, решением Инкерманского городского Совета Балаклавского района города Севастополя № от «10» августа 2012 года «О даче согласия гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью 10,0 га, расположенных в районе <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка предоставлено не гражданам-членам кооператива, а кооперативу, проект отвода земельного участка утвержден также кооперативу.

Согласно протоколу заседания постоянной комиссии по вопросам градостроительной политики, регулировании земельных и водных отношений, было принято решение отказать в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 10,0 га и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» (согласно приложению) земельных участков площадью по 0,1 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в районе <адрес>. В графе альтернативное решение указано: утвердить проект, передать в собственность граждан (рукописный текст).

Между тем, из материалов дела усматривается, что вопреки положениям ст. ст. 81, 116, 186-1 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства по отводу земельных участков гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» не согласован с Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе и Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации, обязательная государственная экспертиза проекта землеустройства по отводу земельных участков ОК «<данные изъяты>» не проводилась, положительное заключение государственной экспертизы проекта не получено.

Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

Установленные факты свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

На основании изложенного, исковые требования об истребовании спорного земельного участка в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения ответчика подлежат удовлетворению, поскольку он выбыл из собственности помимо его воли собственника.

Относительно полномочий Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по обращению с данным иском суд отмечает следующее.

Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее - Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее - Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.

Таким образом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.

Исковые требования о признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.

По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как, в данном случае, право истца может быть защищено именно таким способом.

При указанных обстоятельствах, исковые требования законны, обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

    

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.

Истребовать из незаконного владения Савенко В.К. земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, в собственность субъекта Российской Федерации– города федерального значения Севастополя.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Савенко В.К. в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

РЎСѓРґСЊСЏ                                        Р’.РЎ. Змеевская

2-2480/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Савенко В.К.
Другие
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
08.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2017Передача материалов судье
09.06.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2017Предварительное судебное заседание
05.12.2017Судебное заседание
25.12.2017Судебное заседание
29.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2018Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
07.04.2018Копия заочного решения возвратилась невручённой
27.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее