УИД 47RS0№-81
Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
гор. Кингисепп 25 октября 2021 года
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Жихаревой Л.А.,
при помощнике судьи Рыбаченко Ю.С., секретаре Кузнецовой Д.Р.,
с участием государственных обвинителей Штепен Е.В., Ленив Е.В.,
подсудимого Скалкина А.В., его защитника - адвоката Караева Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке судебного разбирательства уголовное дело в отношении:
Скалкина Александра Васильевича, <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Скалкина А.В. органом предварительного обвиняется по ч. 3 ст. 290 УК РФ, как получение должностным лицом лично взятки в виде денег, в значительном размере, за незаконное бездействие в пользу взяткодателя, совершенное в связи с исполнением служебных полномочий.
Он же обвиняется по ч. 3 ст. 290 УК РФ, в получении должностным лицом через посредника взятки в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя, совершенное в связи с исполнением служебных полномочий.
Он же обвиняется по ч. 3 ст. 290 УК РФ, в получении должностным лицом лично взятки в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя, совершенное в связи с исполнением служебных полномочий.
Согласно предъявленному обвинению Скалкин А.В., назначенный приказом начальника <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ на должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста <данные изъяты>, то есть являясь должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти, будучи обязанным в соответствии с занимаемой должностью и п.п. 16, 17, 32, 33, 64, 65, 68, 76, 77, 78 должностного регламента государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста <данные изъяты>, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Кингисеппской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России (далее – Должностного регламента): совершать таможенные операции, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, помещением под таможенную процедуру, и проведение таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками; при проведении таможенного контроля использовать те его формы и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле (регулировании), иного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации; применять формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, установленные актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле (регулировании), в том числе с применением системы управления рисками; контролировать формы декларирования, порядок заполнения декларации в соответствии с заявленной таможенной процедурой и сроки подачи декларации; выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, производство по которым отнесено к компетенции таможенных органов; возбуждать дела об административных правонарушениях с составлением соответствующих процессуальных документов; проводить неотложные процессуальные действия по закреплению доказательств по делу об административном правонарушении; проводить изъятие и принимать меры к обеспечению сохранности товаров и транспортных средств в случаях, когда они выступают предметами таможенных правонарушений; составлять протоколы об административном правонарушении в соответствии с требованиями, установленными ст. 28.2 КоАП России; обеспечивать контроль соблюдения режима зоны таможенного контроля; контролировать нахождение товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля; обеспечивать в установленном порядке соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза - в период с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, исполняя свои служебные обязанности на территории таможенного поста <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, согласился на предложение Свидетель №3 о неприменении форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля в отношении перемещаемых ДД.ММ.ГГГГ Свидетель №3 из <данные изъяты> в Российскую Федерацию товаров свыше установленных таможенным законодательством норм, весом свыше 100 килограмм, за взятку в виде денег из расчета 1 евро 50 евроцентов за 1 килограмм товаров, что по курсу Центрального банка Российской Федерации на указанную дату составляет 108 рублей 16 копеек. Согласно Решению совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» установлены нормы ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин - их стоимость не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес не превышает 25 кг, а в случае превышения указанных норм таможенные пошлины составляют 30 процентов от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.
Далее Скалкин А.В., ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты> минут находясь при исполнении своих должностных обязанностей на таможенном посту <данные изъяты> по адресу: <адрес>, достоверно зная, что Свидетель №3 перемещает из <данные изъяты> в Российскую Федерацию товары свыше установленных Решением совета Евразийской экономической комиссии от <данные изъяты> «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» норм, умышленно, не в полном объеме применил формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, не предпринял меры направленные на выявление, предупреждение, пресечение и документирование совершаемого Свидетель №3 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, допустив перемещение Свидетель №3 товаров, весом <данные изъяты>, через таможенный пост <данные изъяты>, без декларирования и уплаты таможенных платежей по установленной форме, после чего Скалкин А.В., в период времени с <данные изъяты> находясь на крыльце таможенного поста <данные изъяты> по адресу: <адрес>, действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного материального обогащения, лично получил от Свидетель №3 взятку в виде денег, а именно в размере 590 Евро, что по курсу Центрального банка Российской Федерации на указанную дату составляет 42 544 рубля 90 копеек, то есть в значительном размере, упакованные в бумажный сверток с рукописной надписью <данные изъяты> за совершение заведомо незаконного бездействия, входящего в его служебные полномочия, а именно за неприменение в полном объеме форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении перемещаемых Свидетель №3 ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты> через <данные изъяты> товаров и непривлечение Свидетель №3 к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию и за освобождение от уплаты таможенных платежей.
ФИО1 в период с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, исполняя свои служебные обязанности на территории таможенного поста <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, согласился на предложение Свидетель №1 о неприменении форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля в отношении перемещаемых ДД.ММ.ГГГГ Свидетель №2 из <данные изъяты> в Российскую Федерацию товаров, принадлежащих Свидетель №1, свыше установленных таможенным законодательством норм, весом свыше 100 килограмм, за взятку в виде денег из расчета 1 евро 50 евроцентов за 1 килограмм товаров, что по курсу Центрального банка Российской Федерации на указанную дату составляет 108 рублей 16 копеек. Согласно Решению совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» установлены нормы ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин - их стоимость не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес не превышает 25 кг, а в случае превышения указанных норм таможенные пошлины составляют 30 процентов от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.
Далее Скалкин А.В., ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты> находясь при исполнении своих обязанностей на таможенном посту <данные изъяты> по адресу: <адрес>, достоверно зная, что Свидетель №2, действуя в интересах Свидетель №1, перемещает из <данные изъяты> в Российскую Федерацию товары свыше установленных Решением совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» норм, умышленно не в полном объеме применил формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, не предпринял меры, направленные на выявление, предупреждение, пресечение и документирование совершаемого Свидетель №2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, допустив перемещение Свидетель №2 товаров, весом <данные изъяты>, через таможенный пост <данные изъяты> без декларирования и уплаты таможенных платежей по установленной форме, после чего Скалкин А.В., в период времени <данные изъяты>, находясь на крыльце пешеходного таможенного поста <данные изъяты> по адресу: <адрес>, действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного материального обогащения, получил от Свидетель №1 через посредника Свидетель №2 взятку в виде денег, а именно в размере 230 Евро, что по курсу Центрального банка Российской Федерации на указанную дату составляет 16 585 рублей 30 копеек, завернутые в бумажный сверток с рукописной надписью <данные изъяты>», за совершение заведомо незаконного бездействия, входящего в его служебные полномочия, а именно за неприменение в полном объеме форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении перемещаемых Свидетель №2 ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты> через <данные изъяты> товаров, принадлежащих Свидетель №1, и непривлечение Свидетель №2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию и за освобождение от уплаты таможенных платежей.
Скалкин А.В. в период с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, исполняя свои служебные обязанности на территории таможенного поста <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, согласился на предложение Свидетель №21 о неприменении форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля в отношении перемещаемых ДД.ММ.ГГГГ его сыном Свидетель №20 из <данные изъяты> в Российскую Федерацию товаров, принадлежащих неустановленному лицу, свыше установленных таможенным законодательством норм, весом свыше 25 килограмм, за денежное вознаграждение из расчета 02 евро за 1 килограмм товаров, что по курсу Центрального банка Российской Федерации на указанную дату составляет 144 рубля 22 копейки. Согласно Решению совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» установлены нормы ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин - их стоимость не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес не превышает 25 кг, а в случае превышения указанных норм таможенные пошлины составляют 30 процентов от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.
Далее Скалкин А.В., ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты> находясь при исполнении своих обязанностей на таможенном посту <данные изъяты> по адресу: <адрес>, достоверно зная, что Свидетель №20, действуя по указанию Свидетель №21, перемещает из <данные изъяты> в Российскую Федерацию товары свыше установленных Решением совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» норм, умышленно не в полном объеме применил формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, не предпринял меры, направленные на выявление, предупреждение, пресечение и документирование совершаемого Свидетель №20 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, допустив перемещение Свидетель №20 товаров, весом не мене 97 килограмм, через таможенный пост <данные изъяты>, без декларирования и уплаты таможенных платежей по установленной форме, после чего Скалкин А.В., в период времени с <данные изъяты>, находясь <адрес>, действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью незаконного материального обогащения, получил от Свидетель №21 лично взятку в виде денег, а именно в размере 200 Евро, что по курсу Центрального банка Российской Федерации на указанную дату составляет 14 422 рубля 22 копейки, завернутые во фрагмент таможенной декларации, на котрой имелась рукописная надпись «<данные изъяты>», за совершение заведомо незаконного бездействия в пользу Свидетель №21, входящего в его служебные полномочия, а именно за неприменение в полном объеме форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении перемещаемых Свидетель №20 ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты> через <данные изъяты> товаров и непривлечение Свидетель №20 к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию и за освобождение от уплаты таможенных платежей.
В судебном заседании государственный обвинитель полагал необходимым исключить из объема предъявленного Скалкину А.В. обвинения квалифицирующий признак «за незаконное бездействие».
Кроме того, Скалкиным А.В. в суде даны показания по существу предъявленного обвинения, согласно которым Свидетель №3 передала ему взятку в сумме 290 евро, а не 590 евро, а оставшиеся 300 евро, изъятые впоследствии вместе с суммой взятки - это его личные денежные средства, которые он положил к денежным средствам, переданным ему Свидетель №3
Учитывая, что иных свидетелей этих событий, кроме Свидетель №3 и Скалкина А.В., не имеется, в данном случае все неустранимые сомнения должны быть истолкованы в пользу Скалкина. По курсу ЦБ РФ на ДД.ММ.ГГГГ (1 евро=72,111 руб.) сумма взятки составляет 20 912 рублей 19 копеек.
Государственный обвинитель полагал необходимым уточнить предъявленное Скалкину обвинения по первому эпизоду в части суммы взятки - 290 евро или 20 912 рублей 19 копеек и исключить из объема предъявленного Скалкину А.В. обвинения по первому эпизоду квалифицирующий признак «в значительном размере» и предложил квалифицировать действия Скалкина А.В. по всем трем эпизодам по ч. 1 ст. 290 УК РФ как получение должностным лицом лично взятки в виде денег за бездействие в пользу взяткодателя, совершённое в связи с исполнением служебных полномочий.
В обоснование государственный обвинитель указал, Скалкин А.В., занимавший должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста <данные изъяты>, обвиняется в получении в ДД.ММ.ГГГГ взятки от Свидетель №3 (590 евро или 42544 рубля 90 копеек), Свидетель №1 и Свидетель №2 (230 евро или 16585 рублей 30 рублей) и Свидетель №21 (200 евро или 14422 рублей 22 копейки) за незаконное бездействие в пользу взяткодателя, а именно - за неприменение в полном объеме форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении перемещаемых указанными лицами через <данные изъяты> товаров и непривлечение их к административной ответственности.
В ходе судебного следствия исследованы письменные материалы уголовного дела, в том числе регламентирующие должностные полномочия Скалкина А.В., допрошены ряд свидетелей, в том числе сотрудники таможенного поста.
С учетом исследованных документов и показаний свидетелей Свидетель №4 -заместителя начальника таможенного поста, Свидетель №13 -таможенного инспектора, Свидетель №14 -таможенного инспектора установлено, что в должностные полномочия Скалкина А.В. входило, в том числе: совершать таможенные операции, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, помещением под таможенную процедуру, и проведение таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля; при проведении таможенного контроля использовать те его формы и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства о таможенном деле (регулировании); применять формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.
Скалкину А.В. вменяется неприменение мер таможенного контроля в отношении взяткодателей - физических лиц, перемещавших через таможенную границу товары для личных нужд.
В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары для личного пользования -товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом. Согласно пункту 4 статьи 256 ТК ЕАЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом, исходя из заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характера и количества товаров; частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес».
Согласно статье 257 ТК ЕАЭС установлено применение системы двойного коридора при перемещении через таможенную границу Союза товаров для личного пользования: «..."Зеленый" коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию. "Красный" коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется таможенное декларирование по желанию физического лица...». Согласно пункту 7 статьи 257 ТК ЕАЭС «...Неприменение отдельных форм таможенного контроля в "зеленом" коридоре не означает, что физическое лицо освобождается от обязанности соблюдать международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования и (или) законодательство государств-членов...». Таможенный пост МАПП Ивангород является таможенным органом, в котором система двойного коридора применяется.
Согласно пункту 7 Статьи 258 ТК ЕАЭС. Таможенные операции, совершаемые в отношении товаров для личного пользования: «...При проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу Союза осуществляется физическим лицом без таможенного декларирования, должностное лицо таможенного органа вправе потребовать у физического лица предъявление таких товаров, а также представление имеющихся у него документов, подтверждающих достоверность заявленных физическим лицом сведений, в том числе по результатам его устного опроса...».
Учитывая изложенное, при конкретных обстоятельствах, установленных по настоящему делу, применение мер таможенного контроля в отношении взяткодателей являлось правом, а не обязанностью Скалкина А.В.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 246 УПК РФ, государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может изменить обвинение в сторону смягчения путем переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание.
В силу ст. 246 УПК РФ, ст. 254 УПК РФ полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства, а также изменение обвинения в сторону смягчения предопределяет принятие судом соответствующего решения.
С учетом указанного обстоятельства, подсудимый и его защитник ходатайствовали о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования, так как Скалкин А.В. обвиняется в совершении трех преступлений небольшой тяжести и со дня их совершения истекло два года.
Право возражать против прекращения уголовного дела, предусмотренное п. 15 ч. 4 ст. 47, ч. 2 ст. 27 УПК РФ и юридические последствия прекращения уголовного дела по не реабилитирующему основанию Скалкину А.В. разъяснены и понятны.
Государственный обвинитель не возражал против прекращения уголовного дела.
Действия Скалкина А.В. государственным обвинением квалифицированы по ч. 1 ст. 290 УК РФ (три преступления), наказание за совершение данного преступления не превышает трех лет лишения свободы, оно на основании ч. 2 ст. 15 УК РФ отнесено к категории небольшой тяжести.
Суд, изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, приходит к следующему.
Согласно ст. 78 УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности после совершения преступления небольшой тяжести, если со дня его совершения истекло два года; сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.
Преступления Скалкиным А.В. окончены ДД.ММ.ГГГГ, сроки давности привлечения его к уголовной ответственности за совершение указанного преступления истекли ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.
С учетом изложенного, Скалкин А.В. подлежит освобождению от уголовной ответственности, а уголовное дело - прекращению по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
После вступления в законную силу настоящего постановления вещественные доказательства: мобильные телефоны <данные изъяты> «<данные изъяты>» возвратить Скалкину А.В. по принадлежности; пачку сигарет <данные изъяты> бурого цвета, 4 отрезка бумаги хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств по адресу: <адрес> -подлежат уничтожению; валюту в сумме 720 Евро, хранящиеся на банковском счете <данные изъяты>, открытого в кредитной организации – подлежат конфискации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; российские рубли в сумме 15000 рублей хранящиеся на лицевом счете <данные изъяты>, валюту в сумме 60600 Евро, 3050 долларов США хранящиеся на банковском счете <данные изъяты>, открытого в кредитной организации -возвратить их законному владельцу Скалкину А.В.; письменные документы, оптические диски, компакт-диски, флеш- накопитель- хранить в уголовном деле в течении всего срока хранения последнего.
Мера пресечения, избранная Скалкину А.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 239 УПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Уголовное дело в отношении Скалкина Александра Васильевича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ (по трем преступлениям), прекратить в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Меру пресечения Скалкину А.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить.
После вступления в законную силу настоящего постановления, вещественные доказательства: мобильные телефоны <данные изъяты>», <данные изъяты>» возвратить Скалкину А.В. по принадлежности; пачку сигарет <данные изъяты>» бурого цвета, 4 отрезка бумаги хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств по адресу: <данные изъяты> – уничтожить; валюту в сумме 720 Евро, хранящуюся на банковском счете <данные изъяты>, открытого в кредитной организации –конфисковать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; российские рубли в сумме 15000 рублей хранящиеся на лицевом счете <данные изъяты> открытого в органе федерального казначейства, валюту в сумме 60600 Евро, 3050 долларов США хранящиеся на банковском счете <данные изъяты> открытого в кредитной организации -возвратить их законному владельцу Скалкину А.В.; письменные документы, оптические диски, компакт-диски, флеш- накопитель- хранить в уголовном деле в течении всего срока хранения последнего.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий