Копия
89RS0007-01-2022-001073-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тарко-Сале 07 июня 2022 г.
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего - судьи Слюсаренко А.В.,
при секретаре судебного заседания Абдуллаевой А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Пуровского района Валуйских О.В.,
представителя ответчиков Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района - Комаровой Н.Ю.,
представителя третьего лица - общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Жилкомфорт» Выставкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-413/2022 по исковому заявлению прокурора Пуровского района в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Пуровского района Ямало- Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района о признании незаконным ненормативного правового акта об установления срока расселения жильцов многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, и возложении обязанности произвести мероприятия по расселению жильцов многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент государственного жилищного надзора Ямало- Ненецкого автономного округа, Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Исмаилова Огылай Абдрашитовна, Андреева Мария Юрьевна, Пронина Наталья Викторовна, Магомедов Магомед Шамхадович, Айваседо Вадим Дядевич, Айваседо Елена Юрьевна, Мамаева Айгуль Жумабаевна, Айваседо Нелли Дядевна, Айваседо Роза Дядевна, Айваседо Глафира Дядевна, Тихонова Нина Ивановна, Галеев Рустам Равильевич, Белоглазов Роман Игоревич, Тарасова Полина Константиновна, Соболева Анна Витальевна, Арсланбекова Зулгужат Абдулмуслимовна, Менщиков Яков Александрович, Граблина Татьяна Федоровна, Харитонов Василий Иванович, Алфёров Алексей Артёмович, Прыкина Алена Николаевна, Пяк Валентина Ойвна, Скрипниченко Александр Александрович, Гуляев Евгений Николаевич, Хайсарова Лена Кутлухуживна, Александров Сергей Иванович, Пащенко Наталья Александровна, Глуходед Ольга Николаевна, Любимова Альбина Галяутдиновна,
УСТАНОВИЛ:
28.04.2022 г. в Пуровский районный суд поступило административное исковое заявление Прокурора Пуровского района к Администрации Пуровского района. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией Пуровского района требований жилищного законодательства в части проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, в ходе, которой установлено, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-РА многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения граждан из данного аварийного дома определен до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническому заключению № от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного ООО «Оценочная компания Балицкой С.Н.», техническое состояние многоквартирного дома по адресу: <адрес>, классифицировано как аварийное и подлежащее сносу. При этом основанием признания здания авариным является ухудшение технического состояния несущих и ненесущих конструкции и конструктивных элементов в связи с высоким физическим износом, в результате длительного срока эксплуатации здания, что ведет к снижению до недопустимого уровня надежности строения, прочности и устойчивости несущих строительных конструкций и основания. Срок для отселения, установленный органом местного самоуправления, не может быть признан разумным. До ДД.ММ.ГГГГ могут произойти необратимые последствия, так как разрушение здания способно причинить вред не только жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, но и привести к нарушению имущественных прав муниципального образования. На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 39 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор Пуровского района просит признать незаконным постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РА в части установления срока отселения жильцов из аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>А, до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Пуровского района произвести мероприятия по расселению граждан из аварийного и подлежащего сносу указанного многоквартирного дома, в срок, не предвещающий 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Также прокурор Пуровского района просит в рамках рассмотрения настоящего дела назначить судебно-строительную экспертизу.
Определением Пуровского районного суда от 29.04.2022 указанное административное исковое заявление прокурора Пуровского района к Администрации Пуровского района принято к производству по правилам гражданского судопроизводства. На основании ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены - Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района и Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района. На основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (том 1, л.д. 2-7)
Определением Пуровского районного суда от 24.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собственники жилых помещений и проживающие по договорам социального найма в многоквартирном <адрес> в <адрес>: Исмаилова Огылай Абдрашитовна, Андреева Мария Юрьевна, Пронина Наталья Викторовна, Магомедов Магомед Шамхадович, Айваседо Вадим Дядевич, Айваседо Елена Юрьевна, Мамаева Айгуль Жумабаевна, Айваседо Нелли Дядевна, Айваседо Роза Дядевна, Айваседо Глафира Дядевна, Тихонова Нина Ивановна, Галеев Рустам Равильевич, Белоглазов Роман Игоревич, Тарасова Полина Константиновна, Соболева Анна Витальевна, Арсланбекова Зулгужат Абдулмуслимовна, Менщиков Яков Александрович, Граблина Татьяна Федоровна, Харитонов Василий Иванович, Алфёров Алексей Артёмович, Прыкина Алена Николаевна, Пяк Валентина Ойвна, Скрипниченко Александр Александрович, Гуляев Евгений Николаевич, Хайсарова Лена Кутлухуживна, Александров Сергей Иванович, Пащенко Наталья Александровна, Глуходед Ольга Николаевна, Любимова Альбина Галяутдиновна (том 1, л.д. 200-205).
23.04.2022 в Пуровский районный суд поступил отзыв Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, в котором он указал, что в соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, утвержденным решением думы Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ № №, Департамент не осуществляет мероприятия по расселению граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов (том 1, л.д. 109-110).
24.05.2022 в Пуровский районный суд поступило возражение Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором указал, что в соответствии с п. 49 раздела IV Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» решение о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу принимает орган местного самоуправления. Сроки расселения устанавливаются органом местного самоуправления исходя из времени признания дома аварийным и подлежащим сносу, в порядке очередности, а также наличия свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, предназначенного для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и объема средств, предусмотренного на эти цели в местном и окружном бюджете. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и реконструкции, действующее законодательство относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Вместе с тем, Департамент не согласен с иском, поскольку сокращение сроков расселения аварийных жилых домов в судебном порядке без учета их фактического состояния и возможностей органов местного самоуправления по их расселению повлечет затруднения такого решения в сроки, предлагаемые прокурором Пуровского района (том 1, л.д. 119-120).
В своих возражениях на иск Администрация Пуровского района просил в удовлетворении исковых требований прокурора Пуровского района отказать. Отзыв мотивирован тем, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, распоряжением Администрации Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ №-РА признан аварийным и подлежащим сносу, со сроком расселения до ДД.ММ.ГГГГ. В вышеуказанном аварийном <адрес> жилых помещения, из них: 5 квартир муниципальных, 19 квартир частных. В настоящий момент расселено 1 жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ собственнику предоставлено возмещение за изымаемое жилое помещение. Другие собственники жилых помещений в адрес Администрации Пуровского района не обращались. На территории муниципального округа Пуровский район расселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, осуществляется в рамках комплексной программы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении комплексной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы» и региональной адресной программы. Срок расселения до ДД.ММ.ГГГГ, установленный распоряжением, соответствует сроку реализации комплексной программы. Таким образом, срок для расселения названного многоквартирного дома не завышен, а является обоснованным и крайним для переселения граждан. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> с 2016 года по решению общего собрания собственников находится в управлении ООО «Жилкомфорт». Данная управляющая организация осуществляет должное содержание и необходимые работы с целью недопустимости нарушения технического состояния многоквартирного дома. Обеспечивает безопасные условия проживания. Управляющая организация обязана на регулярной основе проводить осмотры общего имущества многоквартирного дома и выносить на рассмотрение общего собрания собственников помещений предложения о видах, предельной стоимости, периоде проведения работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома. С целью контроля технического состояния несущих и ограждающих конструкций и своевременного принятия мер по устранению возникающих негативных факторов, ведущих к ухудшению технического состояния, управляющая организация обязана обеспечить постоянный мониторинг технического состояния аварийного дома. Проблема наличия большого объема аварийного жилья и жилья с большим физическим износом в целом в Пуровском районе обусловлена, прежде всего, экстремальными природно-климатическими условиями, а также недостаточно и неравномерно развитым уровнем социальной инфраструктуры. Расселение многоквартирного дома, расположенный по адресу: <адрес> будет осуществляться после ввода в эксплуатацию домов в мкр. <адрес> (планируемая дата ввода 2023-2024 гг.). Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что собственники помещений обязаны нести расходы по содержанию общего имущества дома соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений. Процедуру изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривает Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Принятие решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае изъятия земельного участка на котором расположен многоквартирный жилой дом, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (ст. 56.3 ЗК РФ). Многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером №, в отношении которого Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района утвержден приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд муниципального образования город Тарко-Сале». В отношении указанного земельного участка не требуется проведение кадастровых работ по уточнению его границ. Срок расселения дома должен приниматься исходя из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома. В силу пункта 3.1 статьи 95 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания. Реализация права на предоставление жилого помещения маневренного фонда не зависит от выполнения органом местного самоуправления процедур, предусмотренных статьей 32 ЖК РФ. Поэтому собственники помещений в многоквартирном доме не лишены права на обращение в Администрацию с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда. Поскольку в силу норм ЖК РФ и Положения определение срока отселения из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, считает, что срок до 2025 года разумным и является крайним. При таких обстоятельствах полагает, что исковые требования прокурора не исполнимы, а срок исполнения решения должен быть определен разумно для ответчика. Исполнимость заключается в возможности реализовать решение, в том числе в принудительном порядке помимо воли обязанного субъекта. Считает, что проведение дополнительной экспертизы технического состояния многоквартирного дома будет нецелесообразным, так как затраты на проведение экспертизы в бюджете Пуровского района в настоящий момент не заложены и юридически значимым обстоятельством для установления срока отселения не может являться только техническое состояние жилого дома, который уже принят Межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу. В связи с вышеизложенным просил в удовлетворении исковых требований прокурора Пуровского района отказать в полном объеме (том 1, л.д. 206-210).
В своих возражениях на иск Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района также просил в удовлетворении исковых требований прокурора Пуровского района отказать, по аналогичным доводам, отраженным в возражениях Администрации Пуровского района.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Андреева М.Ю., Пронин Н.В., Магомедов М.Ш., Мамаева А.Ж., Тихонова Н.И., Белоглазов Р.И., Соболева А.В., Арсланбекова З.А., Менщиков Я.А., Граблина Т.Ф., Харитонов В.И., Прыкина А.Н., Пяк В.О., Гуляев Е.Н., Хайсарова Л.К., Александров С.И., Пащенко Н.А., Любимова А.Г. при надлежащим извещении в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, направили в суд заявления им телефонограммы, согласно которым с исковыми требованиями прокурора Пуровского района согласились, просили расселить дом в кратчайшие сроки, поскольку дом разрушается, становится непригодным для проживания (том 1, л.д. 229-230).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, - Айваседо В.Д. умер.
Третьи лица, - не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Исмаилова О.А., Айваседо Е.Ю., Айваседо Н.Д., Айваседо Р.Д., Айваседо Г.Д., Галеев Р.Р., Тарасова П.К., Алфёров А.А., Скрипниченко А.А., Глуходед О.Н. при надлежащим извещении в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, мнений, возражений относительно заявленных прокурором Пуровского района требований суду не представили.
Соответчик - Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района в судебное заседание при надлежащем извещении своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в рассмотрении гражданского дела не принимали.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Пуровского района Валуйских О.В. настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила суд обязать Администрацию Пуровского района провести мероприятия по расселению граждан, проживающих в многоквартирном жилом <адрес> в срок, не превышающий двадцати четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчиков - Администрации Пуровского района и Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Комарова Н.Ю. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Считала срок расселения до 31.12.2025 разумным, так как срок расселения не влияет на техническое состояние многоквартирного дома.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Жилкомфорт» Выставкина А.В. в судебном заседании указала, что капитальный и текущий ремонт несущих и ограждающих конструкции многоквартирного <адрес> в <адрес> невозможен в виду износа. В случае проведения ремонтных работ возможно обрушение перекрытий. В целях предупреждения возникновения аварийных ситуаций в дальнейшем и предоставления жителям дома благоприятных условий для их проживания в жилых помещениях, в адрес Департамента транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района, в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании Пуровский район, направлено письмо с предложением рассмотреть вопрос о переселении граждан проживающих в данном многоквартирном доме и снос данного объекта.
Заслушав в судебном заседании доводы прокурора Валйских О.В., возражения представителя ответчиков - Администрации Пуровского района и Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Комаровой Н.Ю., пояснении третьего лица, - ООО «Жилкомфорт» Выставкиной А.В., с учетом мнения представителей Департамента строительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района доведенных суду в письменной форме, а также с учетом мнения граждан, жителей <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, доведенного суду в заявлениях и в телефонограммах, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
По данным выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 03.06.2022 Исмаилова О.А., Андреева М.Ю., Пронина Н.В., Магомедов М.Ш., Тихонова Н.И., Галеев Р.Р., Белоглазов Р.И., Тарасова П.К., Арсланбекова З.А., Граблина Т.Ф., Харитонов В.И., Алфёров А.А., Прыкина А.И., Пяк В.О., Гуляев В.Н., Хайсарова Л.К., Александров С.И., Пащенко Н.А., являются собственниками жилых помещений - квартир № №, расположенных по адресу: <адрес>.
В муниципальной собственности Пуровского района находятся жилые помещения - квартиры №, расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, в отношении которых администрацией муниципального образования <адрес>, Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района заключены договоры социального найма: в отношении квартиры № - договор найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение к договору найма № от ДД.ММ.ГГГГ с Менщиковым Я.А.; в отношении квартиры № - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Глуходед О.Н., по дополниетльному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ нанимателем является Виттих Е.Б.; в отношении <адрес> - договор коммерческого найма с Любимовой А.Г.
Администрацией п. Тарко-Сале, ДД.ММ.ГГГГ Айваседо В.Д. с составом семьи: Айваседо Е.Ю., Мамаева А.Ж., Айваседо Н.Д., Айваседо Р.Д., Айваседо Г.Д. выдан ордер серии № № на предоставление жилого помещения - квартиры № в доме № по ул. <адрес>; Исполнительным комитетом Пуровского района Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ Скрипниченко А.А. выдан ордер серии № № на предоставление жилого помещения – квартиры № в доме № по ул. <адрес>.
Квартира № расположенная по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> находится в муниципальной собственности Пуровского района (том 1 л.д. 124-198).
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как указано в ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Согласно п. 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по общему правилу, вытекающему из п. 7 Положения, принимается межведомственными комиссиями, в состав которых, помимо собственника жилищного фонда (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования), включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека и др.
Как указано в п.п. 42, 47-49 Положения на основании принятого межведомственной комиссией заключения орган местного самоуправления принимает соответствующее решение о дальнейшем использовании дома, сроках отселения в случае сноса дома. В соответствии с п. 52 Положения соответствующее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Как следует из заключения об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенная постановлением администрации Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА, по результатам рассмотренных документов: заявления Андреевой М.Ю., технического заключения № по результатам обследования многоквартирного жилого дома, выполненного ООО «Оценочная компания Балицкой С.Н.», протокола внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ №, копии технического паспорта, выполненного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на основании акта межведомственной комиссии, установила, что накопленный износ дома составляет 84%, в том числе, фактический физический износ - 73 %, восстановление первоначальных технических и эксплуатационных характеристик жилого дома путем капитального ремонта, следует считать нецелесообразным и неэффективным. Следовательно, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в аварийном состоянии и подлежит сносу (том 1 л.д. 15-18).
Как указано в техническом заключении № по результатам проведенного обследования многоквартирного жилого дома, изготовленном ДД.ММ.ГГГГ ООО «Оценочная компания Балицкой С.Н.», строение по своему текущему состоянию не соответствует ряду требований, предъявляемых к многоквартирному жилому дому, изложенных в Постановлении правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Оценка степени повреждений несущих и ограждающих конструкций объекта выполнена по внешним признакам дефекта и повреждений в соответствии с МДС 13-20.2004 «Комплексная методика по обследованию и энергоаудиту реконструируемых зданий. Пособие по проектированию», так, фундамент: материал деревянные стулья, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 15 лет, категория технического состояния конструкции - недопустимое. Стены, утепляющий слой: материал деревянный, минеральная вата, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 30/15 лет, состояние недопустимое/аварийное. Перекрытие цоколя/утепляющий слой, материал - деревянное/минеральная вата, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 30/15 лет, состояние - аварийное/аварийное. Перекрытие, покрытие/утепляющий слой: материал - деревянный/минеральная вата, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 30/15 лет, состояние - недопустимое/аварийное. Крыша и кровля/покрытие, материал - деревянный/асбоцементные листы, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 30/15 лет, состояние ограниченно работоспособное/ограниченно работоспособное. Водопровод: трубы металлические/водоразборные краны, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 15/10 лет, состояние - ограниченно работоспособное/ограниченно работоспособное. Канализация: трубы чугунные, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации- 40 лет, состояние - аварийное. Электрооборудование и электроосвещение: провода электропроводки, электрооборудование, электрофурнитура, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 20 лет, состояние - ограниченно работоспособное. Центральное отопление: трубы газовые/задвижки и вентили/ изоляция трубопроводов, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации- 15/10/10 лет, состояние - недопустимое/недопустимое/недопустимое. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации строения определена по ВСН -58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально- культурного назначения. Нормы проектирования» и составляет 30 лет. Из результатов обследования и оценки степени повреждения несущих, ненесущих и ограждающих конструкций строения, степени их физического износа и причин, обусловливающих их состояние, следует, что несущие конструкции находятся в недопустимом состоянии. В аварийном состоянии находятся теплоизоляционный слой и система канализации. Конструкции фундаментов находятся в недопустимом состоянии. Недостаточная пространственная жестокость строения, разрушение отдельных элементов конструкций ведут к снижению до недопустимого уровня надежности здания, к угрозе здоровью и безопасности граждан, сохранности имущества и инженерного оборудования.
В результате обследования, по состоянию на 28.03.2019, установлено, что строение по своему текущему состоянию не соответствует следующим требованиям, предъявляемым к многоквартирному жилому дому, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»: обследуемое здание эксплуатируется уже более 37 лет. Основанием для признания здания аварийным является ухудшение технического состояния несущих и ненесущих конструкций и конструктивных элементов, в связи с высоким физическим износом, в результате длительного срока эксплуатации здания, что ведет к снижению до недопустимого уровня надежности строения, прочности и устойчивости несущих строительных конструкций и основания. В здании нарушена жесткость несущих конструктивных элементов, следовательно, происходят потери их несущей способности. Следовательно, не обеспечивается безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования в помещениях жилого дома. Потеря пространственной жесткости ведет к неравномерной деформации здания, вызывает потерю несущими конструктивными элементами соосности и вертикальности, что значительно уменьшает площадь опирания конструкций перекрытия на стены здания, что приводит к обрушениям ограждающих конструкций стен и перекрытий. Выявленные деформации несущих конструкций фундаментов, перекрытий, стен, создают угрозу обрушения здания. Не обеспечивается удобство и безопасность передвижения во входных группах: разнонаправленные уклоны пола, с отклонениями от горизонтальной оси в результате неравномерной осадки конструкций оснований и фундаментов, и образование наледи на поверхности пола в результате недостаточной теплоизоляции помещений, в том числе из-за щелей в местах сопряжения цокольного перекрытия и ограждающих конструкций, что приводит к риску получения травм жильцами многоквартирного жилого дома. В холодный период года не обеспечивается нормальный температурно-влажностный режим отапливаемых помещений. Выявленные дефекты (щели в местах сопряжения ограждающих конструкций наружных и внутренних стен с цокольным и чердачным перекрытиями) способствуют проникновению холода и, местами, к образованию наледи, изморози на поверхности отделочных материалов в помещениях жилого дома. Жилые помещения не защищены от проникновения дождевых, талых и грунтовых вод, что приводит к затоплениям чердачного пространства и помещений, находящихся под ним и цокольного пространства, что ведет к дополнительному увлажнению грунтов основания, а также снижению прочности и несущей способности оснований и конструкций фундаментов, и к разрушению конструктивных элементов свай, фундаментных балок, прогонов, цокольных перекрытий с подшивкой в результате увлажнения и появления грибковых образований гнили и плесени на деревянных элементах. В связи с нарушениями целостности системы трубопроводов системы канализации (выявлены протечки), происходит затопление цокольного пространства сточными водами, о чем свидетельствует наличие сточных вод в цокольном пространстве. Наличие грибковых образований гнили и плесени, вредные испарения сточных вод из цокольного пространства, в жилых помещениях жилого дома, также создают угрозу здоровью проживающих в жилом доме граждан. Восстановление первоначальных технических и эксплуатационных характеристик жилого дома, путем капитального ремонта, следует, считать экономически нецелесообразным и финансово неэффективным. Кроме того, объемно-планировочные и конструктивные решения жилого дома морально устарели и не соответствуют действующим нормативам и требованиям безопасности (требуется полная замена всех несущих конструкций). Кроме того, при организации работ по капитальному ремонту строения, при замене несущих, ненесущих и ограждающих конструкций, возможно, перераспределение или возникновение дополнительных нагрузок, которые способны привести к ускоренному развитию дефектов и деформаций, что может привести к полному разрушению жилого дома. Многоквартирный жилой дом характеризуется повреждениями и деформациям, свидетельствующими о наличии оснований для отнесения его к категории фактического технического состояния строения - аварийным и подлежащим сносу. По результатам расчётов определено: накопленный износ составляет 84%, в том числе, фактический износ - 73%, восстановление первоначальных технических и эксплуатационных характеристик жилого дома путем капитального ремонта следует считать нецелесообразным и неэффективным. Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, год ввода в эксплуатацию - 1982 год, находится в аварийном состоянии и подлежит сносу (том 1 л.д. 21-44).
Распоряжением администрации муниципального образования Пуровский район №-РА от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, отнесен к категории аварийного жилья, подлежащему сносу, с обязательным отселением жильцов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно с этим, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, и Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района рекомендовано провести работу по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством обеспечить проведение мероприятий по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (том 1 л.д. 19-20).
23.10.2020 приказом Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района № №, установлено изъять земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (п. 1.2), расположенный по адресу: <адрес>, цель изъятия земельных участков: снос жилых домов, признанных авариными и подлежащими сносу, расположенных на земельных участках, указанных в п. 1 приказа (том 1 л.д. 113-114).
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в программу по переселению граждан из авариного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным на территории ЯНАО на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-П (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
В ходе проведенной проверки прокуратурой Пуровского района выявлены нарушения требований жилищного законодательства в части проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, в связи с чем прокурор Пуровского района обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Исходя из того, что до 31.12.2025 могут произойти необратимые последствия в виде разрушения <адрес> в <адрес>, прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Суд принимает во внимание, что в Жилищном кодексе Российской Федерации нет нормы, регулирующей сроки отселения граждан из аварийных домов.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений <данные изъяты>), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
На основании ст. 14 ЖК РФ и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, однако срок должен быть разумным.
Оценивая срок отселения граждан из спорного многоквартирного дома, суд учитывает выводы, приведенные в техническом заключении № №-а/1 по результатам проведенного обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, изготовленном ДД.ММ.ГГГГ ООО «Оценочная компания Балицкой С.Н.», согласно которому в результате обследования дома выявлен фактор угрозы разрушения жилого дома, отсутствие каких либо действий со стороны управляющей организации ООО «Жилкомфорт» по поддержанию технического состояния дома в работоспособном виде, что приводит суд к выводу о том, что установленный распоряжением администрации муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ срок отселения граждан, проживающих в жилом многоквартирном <адрес> в <адрес> - до ДД.ММ.ГГГГ, является неразумным.
Разрешая заявленные прокурором Пуровского района требования в части возложения возложении обязанности провести мероприятия по расселению граждан, суд приходит к следующему.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).
Согласно п.п. 4, 6, 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий стимулируют жилищное строительство; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Как указано в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный округ - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального округа относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; 6) обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Под муниципальным жилищным контролем в соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства в отношении жилищного фонда, находящегося в частной собственности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Одним из возможных и необходимых способов предотвращения наступления таких последствий является ликвидация аварийных строений.
При выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан представляет угрозу для их безопасности, органами местного самоуправления должны предприниматься меры, направленные на предупреждение таких ситуаций.
На основании решения Собрания Депутатов муниципального образования г. Тарко-Сале 3 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальное казенное учреждение - администрация муниципального образования г. Тарко-Сале, зарегистрированное по адресу: <адрес>, ликвидировано.
01.11.2015, согласно постановлению главы администрации Пуровского района от 13.10.2015 №-ПА «Об исполнении полномочий администрации муниципального образования г. Тарко-Сале», к исполнению полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования г. Тарко-Сале приступила администрация Пуровского района
Далее, законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2020 № 40-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Пуровского района, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа», муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур, преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа.
Со дня вступления в силу названного закона - 23.04.2020, муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур и Пуровский район утратили статус муниципальных образований (ст. 1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2020 № 40-ЗАО).
В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2020 № 40-ЗАО в состав территории Пуровского района входят следующие населенные пункты: город Тарко-Сале; поселок Пуровск; поселок Пурпе; село Самбург; село Сывдарма; село Толька; поселок городского типа Уренгой; село Халясавэй; поселок Ханымей; деревня Харампур.
Административным центром Пуровского района является город Тарко-Сале (ч. 3 ст. 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2020 № 40-ЗАО).
При указанных обстоятельствах, проведение мероприятий по расселению граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме <адрес>» по ул. <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу, должно быть возложено на администрацию Пуровского района.
Разрешая требования прокурора о возложении на администрацию Пуровского района обязанности провести мероприятия по отселению граждан в срок, не превышающий двадцати четырёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд учитывает, что отселение жильцов из аварийного дома возможно в сроки отселения, которые устанавливаются органом местного самоуправления.
В связи с изложенным и учитывая, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, суд считает необходимым возложить на администрацию Пуровского района обязанность по определению разумного срока отселения граждан из спорного многоквартирного дома, в течение которого провести мероприятия по отселению граждан, который определить в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Пуровского района подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пуровского района, о признании незаконным распоряжение в части установления срока расселения многоквартирного дома, возложении обязанности провести мероприятия по расселению граждан, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу определить разумный срок отселения граждан, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, и в указанный определённый разумный срок провести мероприятия по их отселению.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 14 июня 2022 г.
Председательствующий А.В. Слюсаренко
Копия верна: судья Слюсаренко А.В. ____